Газета Спорт-Экспресс № 130 (4410) от 13 июня 2007 года, интернет-версия - Полоса 11, Материал 1

14 июня 2007

14 июня 2007 | Формула-1

ФОРМУЛА-1

ЧЕМПИОНАТ МИРА. Шестой этап. ГРАН-ПРИ КАНАДЫ

ТРИЛЛЕР НА РЕКЕ СВЯТОГО ЛАВРЕНТИЯ

В воскресенье в Монреале 22-летний темнокожий британец Льюис Хэмилтон выиграл первый "Гран-при" в карьере, завершив тем самым свое невероятное для дебютанта "Формулы-1" восхождение: сначала - третье место в первой же гонке в карьере, затем - четыре подряд вторых. И, наконец, победа!

Знатоки и специалисты "Больших призов" не перестают восхищенно качать головами, анализируя бешеный успех первого негра "Формулы-1" - не было в истории автоспорта другого такого гонщика, которому бы с первых шагов удалось не просто ввязаться в борьбу за чемпионский титул, но и возглавить эту гонку!

То, что сейчас на наших глазах творит Хэмилтон, можно сравнить разве что с достижениями самых первых героев самого первого чемпионата - Джузеппе Фарины, Хуана Мануэля Фанхио, Альберто Аскари... В далеком 50-м все они по большому счету тоже были дебютантами - по той простой причине, что до этого регулярных и упорядоченных чемпионатов мира в "Формуле-1" не проводилось. Но на этом дебютном аспекте сходство, пожалуй, и исчерпывается, потому что на самом деле все эти пилоты уже были монстрами автогонок.

Впрочем, Хэмилтон тоже далеко не новичок: "Макларен", обожающий брать под крыло молодых талантливых пилотов Британии, приметил мальчишку с темной кожей, когда тому было 11 лет, и с тех пор глаз с него не спускал. Но каким бы опытом побед в младших гоночных классах ни обладал Льюис, "Формула-1" с ее заоблачной по сложности техникой для него все-таки в новинку. Тем невероятнее результаты этого вундеркинда - и тем показательнее, что свой первый поул и свою первую победу Хэмилтон одержал на трассе, с которой до минувшего уик-энда был знаком лишь виртуально: характеристики автодрома имени Жиля Вильнева британец изучал на компьютерном симуляторе.

И как бы ни старался этот юнец демонстрировать на финише канадского "Гран-при" приличествующие случаю энтузиазм и восторг, это у него не слишком-то получалось. Лучше всего ощущения Хэмилтона передает фраза, сказанная на пресс-конференции: "Я уже довольно продолжительное время был готов к победе. По сути, это был лишь вопрос времени и места".

А вот вам еще одна характерная фраза: "По ходу гонки я не столкнулся ни с одной проблемой, что делало "Гран-при" местами весьма скучным, особенно когда на трассе появлялся пейс-кар. Ну а последние несколько кругов запомнились только тем, что от нечего делать я начал их считать - чтобы они побыстрее закончились".

Завершил свой победный спич Хэмилтон словами: "Следующая цель - победа в чемпионате мира".

Самое интересное, что в устах британца это не прозвучало как что-то нереальное. Более того, то же самое говорят сейчас многие из тех, кто знает "Формулу-1", что называется, изнутри. К примеру, знаменитый телекомментатор Марри Уокер, наблюдавший за "Большими призами" в течение последних 52 лет, без обиняков назвал Хэмилтона основным фаворитом сезона-2007: "У того, что и как он делает в гонках, по сути, нет прецедентов, его просто не с кем сравнить! Лично я ничего подобного в своей жизни не видел, а на моих глазах в этих гонках рождались все величайшие из великих".

В Канаде Хэмилтон лучше всех стартовал, быстренько оторвался от преследователей на комфортное расстояние - и проехал во главе пелотона всю гонку, не считая трех кругов в середине дистанции. Честное слово, все это живо напомнило мне Михаэля Шумахера, у которого в гонках тоже был какой-то всемогущий хранитель свыше, оберегавший немца от серьезных катаклизмов.

Пока Хэмилтон считал круги, оставшиеся до финиша, пелотон сходил с ума. В прежние годы я не раз писала о непредсказуемом характере канадской трассы, который она, по всей видимости, унаследовала от человека, чье имя носит. Редко какой "Гран-при Канады", проходивший на автодроме имени Жиля Вильнева на искусственном острове посередине реки Святого Лаврентия, обходился без живописных аварий и столкновений.

Правда, в последние годы несколько подуспокоились все автодромы - гонки были выхолощены сверхжесткими мерами безопасности и регламентом, направленным на снижение скоростей. Любой, кто смотрит "Ф-1" больше десяти лет, не раз ворчал себе под нос: мол, FIA оказалась в роли той повитухи, что вместе с водой выплеснула и ребенка.

Но в воскресенье, наблюдая за диким полетом поляка Роберта Кубицы, я решила, что непременно схожу в церковь и поставлю Максу Мосли и К° свечку. Потому что если бы не яростная борьба FIA с гонщиками за гонщиков же, в воскресенье все закончилось бы смертельным исходом. Когда БМВ Кубицы замер возле отбойников, от машины оставалась только капсула безопасности. С избитым, перепуганным, шокированным, но живым пилотом внутри.

После зигзагообразного полета поперек трассы от одного отбойника к другому, вызванного столкновением с "Тойотой" Ярно Трулли на скорости под 300 км/ч, нескольких кульбитов, оборванных колес и лобового удара Кубица покинул монреальский госпиталь с небольшим сотрясением мозга и... растяжением лодыжки. "Со мной все в порядке, - сказал поляк. - Мне даже в принципе разрешили стартовать в Индианаполисе в следующие выходные - правда, после медицинского освидетельствования".

Авария Кубицы была самой пугающей и эффектной, если можно так выразиться, но не единственной. До финиша из 22 стартовавших машин добрались лишь 12, из остальной десятки по технической причине сошли лишь две, "Хонда" Дженсона Баттона и "Ред Булл" Дэвида Култхарда. Гонка четырежды (!) брала тайм-аут с появлением на трассе пейс-кара, который позволял стюардам эвакуировать разбитые машины и очищать асфальт от последствий аварий.

Пейс-кар всегда вносит хаос в стройное течение "Гран-при", на этот же раз машина безопасности стала фактической причиной как минимум трех серьезных драм. По новым правилам въезд на пит-лайн под пейс-каром возможен только в строго ограниченное время - и только тогда, когда горят разрешающие световые сигналы. Двукратный чемпион мира Фернандо Алонсо въехал в боксы "Макларена" на красный свет - и получил 10-секундный штраф "стоп-энд-гоу", который отбросил его из претендентов на подиум в число тех, кто зубами выгрызал хотя бы минимально возможные очки.

- Я знал, что пит-лайн закрыта, но у меня не было другого выхода: топливо в баке было на нуле, - сказал Алонсо после финиша. - Альтернатива была одна - остановиться на трассе с сухим баком.

После этого злосчастного эпизода на 24-м круге Алонсо сражался как лев, рисковал где можно и где нельзя, стараясь прорваться поближе к лидеру, совершал ошибки, вылетал с асфальта в траву и гравий, но лично у меня не повернется язык его за это упрекнуть. Тем более что одним из самых шикарных эпизодов воскресной гонки был поединок Алонсо с Райкконеном именно на пит-лайн, когда на 53-м круге испанец и финн, сражавшиеся за 6-е место, одновременно заехали на дозаправку и оказались колесо к колесу на выезде. Это было нечто! Остается только догадываться, какие чувства испытывали участники этой странной схватки - ведь скорость на пит-лайн ограниченна...

Пейс-кар стал и виновником дисквалификации двух других претендентов на высокие места, Фелипе Массы и Джанкарло Физикеллы, так же не вовремя оказавшихся на пит-лайн.

Как обычно бывает, хаос, вызванный авариями и пейскарами, вынес на подиум совсем не тех, кого публика имела полное право там ждать. И если Ник Хайдфельд и в предыдущих пяти гонках постоянно был по соседству с квартетом лидеров, то Алексу Вурцу, с моей точки зрения, просто повезло.

Ольга ЛИНДЕ