Газета Спорт-Экспресс № 118 (4398) от 29 мая 2007 года, интернет-версия - Полоса 9, Материал 1
ХОККЕЙ |
ТРЕТЬЯК ИСПУГАЛСЯ ФЕТИСОВА И МЕДВЕДЕВА?
Дмитрий КУЗНЕЦОВ
Ожидал, признаюсь, худшего. Ведь поправки в проект регламента, которые были выработаны в процессе пятничного обсуждения на совете президентов клубов, вчера вполне могли быть отвергнуты на исполкоме федерации. В котором, как известно, у клубов - меньшинство. Но, как это ни странно, роль исполкома, по сути, была сведена к формальности - утверждению уже обсужденного документа.
В итоге все решения совета президентов учтены в регламенте. А это - 20 команд в суперлиге, отмена вступительного взноса за участие в чемпионате, делегирование части коммерческих прав клубам, расширение лимита на легионеров до четырех... Получается, что при принятии основополагающего документа глава ФХР Владислав Третьяк сделал ставку прежде всего на доводы совета, а не на мнение исполкома. И тем самым он сделал разворот в сторону клубов, очевидно, держа в уме прошлогодний неудачный опыт во взаимоотношениях.
Похоже, что времена холодной войны между Третьяком и клубами могут теперь уйти в прошлое. Остается, правда, неясным, почему и зачем таким конфронтационным и непродуманным оказался изначальный вариант регламента? Его проект привел в шоковое состояние руководителей клубов и больше походил на план бригады рэкетиров, пытающихся обложить поборами ряд коммерческих структур, нежели на основной закон хоккейной жизни, предложенный, между прочим, общественной организацией. Так или иначе, но тень на ведомство Третьяка упала. И если кто-то из авторов проекта хотел подставить уважаемого государственного человека, то ему это вполне удалось.
Впрочем, радоваться, глядя на новый регламент, тоже особо нечему. Лично у меня возникает острое ощущение дежавю. Все пункты, сегодня преподносимые как достижения федерации - будь-то отмена вступительного взноса, планы по финансовым отчислениям клубам от спонсорских контрактов с сезона-08/09 и т.д., - невольно воскрешают на памяти ЗАО ПХЛ. Все это мы уже проходили четыре, три, два года назад, и теперь, получается, пошли по второму кругу. Зачем тогда в прошлом сезоне была ликвидирована Лига, двигавшаяся, кстати, в плане бизнеса поступательно год за годом? И почему никто не ответит за те убытки (а это навскидку десятки миллионов долларов), что понесли клубы из-за некомпетентности функционеров ФХР?
При этом очевидно, что клубы в таком положении вещей отчасти виноваты сами. Прежде всего - из-за своей же непоследовательности. Вот и сейчас не добавляет оптимизма решение по "проблемным" командам. "Трактор", "Ладу" и "Амур" оставили в суперлиге без раздумий почти единогласно. И сделали это те же самые люди, которые полгода назад били себя в грудь, утверждая, что закон един для всех и что никаких поблажек нарушителям регламента быть не может. Несолидно как-то получается. Значит, по закону жить наш хоккей так и не научился, и не стоит тем же самым президентам хвататься за голову, если вдруг по ходу сезона правила игры возьмут да резко поменяются в очередной раз. Разве кто-то сейчас способен утверждать, что этого не произойдет?!
Плохо и то, что опять мы вступаем в новый сезон с новой структурой. Суперлига приросла двадцатой командой, что в плане составления календаря, наверное, и хорошо, учитывая четное число членов. Но вот в плане стабильности... Кто-нибудь помнит, когда последний раз чемпионат два года подряд проходил по одной формуле? То-то и оно. И нет ничего хуже для успешного ведения бизнеса, чем игра по правилам, которые меняются по ходу финансового года.
Хотя удивляться таким шараханьям не стоит. По сути, наш хоккей так и не определился, куда ему идти - в сторону коммерциализации или оставаться неким некоммерческим партнерством, политика которого полностью зависит от его руководства. Вот и теперь нет полной уверенности в том, что решение пойти навстречу клубам не продиктовано лишь тревогой первых лиц федерации по поводу появления "конкурирующих" организаций. План "фетисовской лиги" уже представлен президенту страны Владимиру Путину, а зам шефа Газпрома Александр Медведев недвусмысленно намекает на то, что пора бы ФХР вернуть клубной лиге права на чемпионат. А что будет, если конкуренты исчезнут?