Газета Спорт-Экспресс № 109 (4389) от 18 мая 2007 года, интернет-версия - Полоса 10, Материал 2

18 мая 2007

18 мая 2007 | Футбол

СПОРТ-ЭКСПРЕСС ФУТБОЛ

ИСТОРИЯ С ФОТОГРАФИЕЙ

СОПЕРНИКИ ЗАБЬЮТ, СКОЛЬКО СМОГУТ, А МЫ - СКОЛЬКО ЗАХОТИМ

Кто в футболе всех сильнее? Сомнения на протяжении десятков лет не возникали разве что у англичан и бразильцев. Родоначальники кричали о своем превосходстве на всю планету. Проверить из-за длительного бойкота ими мировых чемпионатов было невозможно. Бразильцы, ничего не сумев доказать, от своих убеждений не отказывались. Поверили им лишь после убедительных побед на ЧМ-58 в Швеции и четыре года спустя в Чили. Двукратные чемпионы, уверовав в собственную непогрешимость, намеревались повторить пройденное и в 66-м в Англии. За год до этого освобожденная от отборочного турнира бразильская сборная провела серию товарищеских встреч: три у себя и через некоторое время - четыре по "ту" сторону океана. Конечный пункт зарубежного турне - Советский Союз. В шести предыдущих встречах, среди которых очень сильные сборные ФРГ, Аргентины, Португалии, Швеции, они забили 12 мячей, получив в ответ только один.

1 июля 1965 года футбольные боги спустились на безбожную советскую землю и на несколько дней выбили столицу из привычного напряженного трудового ритма.

Распространением билетов по предприятиям и учреждениям занимались народные слуги из райкомов, горкомов партии и ЦК КПСС. В кассы стадиона в Лужниках в продажу пустили самую малость. Отоварилось в итоге чуть больше ста тысяч человек. У остальных оставался один шанс увидеть небожителей живьем - во время экскурсий по городу.

Объектом "охоты" стал, разумеется, Пеле. Приезд его в Европу был под большим вопросом. В эти же сроки родной клуб Короля "Сантос" готовился к большому коммерческому турне по странам Южной Америки и Европы. Участие Пеле оговаривалось кругленькой суммой, и хозяева "Сантоса" не собирались отпускать его в сборную. Но вмешалась Бразильская конфедерация спорта. Волевым решением ее президента Жоао Авеланжа (в 74-м он возглавит ФИФА) Пеле включили в сборную. К счастью для москвичей, кому удалось увидеть его и заполучить автограф.

Нагрузка на Пеле выпала огромная. Нес он свой крест достойно, был исключительно доброжелателен, улыбчив. На вопрос журналиста, не устает ли рука, ответил: "Ничего. В игре трудятся ноги и голова, руками играть нельзя. Так надо же где-то дать нагрузку на руки".

Один из автографов попал к автору этих строк. Вы видите его на фотографии, запечатлевшей бразильца на фоне Кремля 3 июля 1965 года. В этот день гости совершали экскурсию по Москве. Выйдя из автобуса, они вмиг, словно магнит, притянули всех, кто находился в пределах видимости. Среди них - известный в театральных кругах Москвы художник Василий Вартанян. Представление о футболе имел он смутное. Знал только, что бразильская команда - сильнейшая на планете, а Пеле - лучший футболист мира. Впрочем, в те дни в таких пределах разбиралась в футболе вся Москва, начиная от домашних хозяек и кончая членами Политбюро.

Случайно оказавшись в нужное время в нужном месте, он не мог не воспользоваться ситуацией. Размахивая удостоверением, художник с помощью милиции пробился к телу, представился, всучил растерявшейся от такого напора звезде визитку, пригласил на спектакль и попросил разрешения сфотографировать на фоне Кремля. Пеле, сославшись на занятость, от спектакля вежливо отказался, запечатлеть себя позволил, пообещав поставить подпись на фотографии, когда она будет готова.

Договорились о встрече в гостинице, где проживали бразильцы. Пленка немедленно была проявлена в одном из ближайших фотоателье, и в назначенное время свидание состоялось. Точность - вежливость королей. Пеле появился в холле гостиницы со своим переводчиком минута в минуту. Он поблагодарил за подаренный снимок и подписал второй. Намеревался на испанском. Выслушав просьбу сделать это на английском, Пеле заколебался, взял паузу, усмехнулся и сказал буквально следующее: "Мне не хотелось писать на языке нации, которая не умеет играть в футбол. Делаю это, уважая вашу просьбу" (сказано было за год до того, как бразильцы досрочно покинули в 66-м чемпионат мира, а "нация, не умевшая играть в футбол", выиграла мировое первенство). После чего в левом верхнем углу фотографии написал: "Художнику Вартаняну в память о Москве от Пеле. 1965".

Эта история описана владельцем на обратной стороне представленного вам снимка. Как он оказался у меня? Все очень просто. Василий Вартанян - мой дядя, родной брат отца. Реликвией дорожил, расставаться с ней не собирался, но каждый раз, перехватывая мои алчные взгляды, испытывал смущение. Держался долго, два десятка лет. Когда его доброе сердце наконец оттаяло, вручил мне (к тому времени я уже похоронил надежду) бесценный дар. "Сегодня с огромной любовью передаю автограф тебе. Храни. Это же рука Пеле! Твой Вася", - написал он 5 апреля 1986 года на оборотной стороне фотографии.

Несколько слов о самом матче. Советская сборная, как мы тогда считали, способна была сыграть на равных с чемпионами. В мае она обыграла в отборочном турнире ЧМ-66 сборные Греции, Уэльса, а за неделю до встречи с Бразилией разгромила датчан - 6:0. В ее составе - асы: Воронин, Метревели, Месхи, Валентин Иванов, Кавазашвили...

Прогнозов было множество, самых разнообразных. При встрече в аэропорту Пеле произнес фразу, которую во все последующие годы эксплуатировали у нас беспощадно. На вопрос журналиста: "Что вы думаете о предстоящей встрече?" - Пеле сказал:

- Обычно в таких случаях отвечаю: соперники забьют, сколько смогут, а мы - сколько захотим. Но для московской встречи надо сделать исключение.

Он явно льстил нам. Игра подтвердила правоту Пеле, а заключительные его слова - не более чем реверанс вежливого гостя в сторону гостеприимных хозяев. Наши, как ни старались, забить не смогли. Бразильцы захотели три, хотя могли больше. Два из них в блестящем стиле забил Король. Причем Его Величество отметило своим высочайшим вниманием двух именитых людей: в первом тайме - вратаря Виктора Банникова, в будущем председателя Федерации футбола Украины, во втором - Анзора Кавазашвили, на рубеже 80 - 90-х годов ответственного секретаря футбольной федерации РСФСР.

Матч окончательно развеял сомнения, если таковые имелись среди ста тысяч зрителей в Лужниках и миллионов телезрителей, относительно превосходства бразильской сборной и Пеле, в частности, над всеми играющими на Земле в футбол.

Аксель ВАРТАНЯН

Фотографию смотрите в формате PDF