Газета Спорт-Экспресс № 85 (4365) от 18 апреля 2007 года, интернет-версия - Полоса 6, Материал 4

18 апреля 2007

18 апреля 2007 | Хоккей - Чемпионат мира

ХОККЕЙ

ДО НАЧАЛА ЧЕМПИОНАТА МИРА-2007 ОСТАЛОСЬ 9 ДНЕЙ

ЛЕГЕНДЫ ЧМ

Лу ВАЙРО

США

ДОСЬЕ "СЭ"

Тренер молодежной сборной США 1978 - 1983. Технический директор сборной США на ЧМ-1983. Главный тренер олимпийской сборной США-1984. Ассистент главного тренера "Нью-Джерси Дэвилс"-1984/85, 1985/86. Главный тренер сборной Голландии (1986), клуба "Фасса" (Италия, 1987 - 1989), "Милана" (1990 - 1992), с которым стал чемпионом Италии-1990/91.

С 1992 года - директор специальных проектов Хоккейной ассоциации США. Главный тренер сборной США на четырех чемпионатах мира (2000 - 2003, лучший результат - 4-е место в 2001 году). Помощник главного тренера Херба Брукса на ОИ-2002 (2-е место). Главный тренер молодежной сборной США на ЧМ-2003 (4-е). Тренер юниорской сборной США на турнире "Четырех наций"-2003 (2-е).

"У ОВЕЧКИНА ШКОЛА - РУССКАЯ, А ХАРАКТЕР - КАНАДСКИЙ"

Окончание. Начало - стр. 1

-Всоветской сборной было не до улыбок.

- Вне льда - нормальные ребята, а в игре, конечно, были уж очень серьезными. Но советская "роботизированность" сильно преувеличена в нашей прессе. Тарасов был замечательным мужиком. Хотите расскажу вам историю про Тарасова?

-Еще бы!

- Однажды мы с ним встретились, когда я тренировал нашу молодежку. Это где-то в начале 80-х. У меня тогда очень неплохая команда была. После одной тренировки я повел Тарасова к нам в раздевалку. Сначала сказал парням, с кем им предстоит встретиться, они встали и приветствовали Анатолия аплодисментами. В общем, отхлопались и начали снимать с себя экипировку. И тут Тарасов поворачивается ко мне - и давай ругаться. "Лу, - кричит, - тебе должно быть стыдно! Ты - тренер этой талантливой сборной, а у твоих ребят тела 12-летних девочек!" Потом мы с ним поговорили по душам, и я объяснил, что тренирую этих ребят всего пять дней. Что я могу с ними за это время сделать? Мы даже на две недели перед чемпионатом не могли их получить. Вот, говорю, у вас есть молодой паренек - Владимир Крутов. Техничный и здоровый, как черт. Он у вас все лето кроссы бегал с партнером на плечах и штангу таскал. А у моих сопляков есть институт, работа, поля для гольфа, пляжи и машины, полные девчонок. Как я им на плечи партнера посажу? Заставить не могу. Разные у нас страны. Как тренер я предпочитаю вашу систему. А вот как отец - нашу. Однако, погоди чуток, Анатолий. Когда-нибудь наши страны будут друзьями, и у вас многое изменится. Будут женщины с гольфом и у твоих ребят, и пляжи летом у них тоже будут. И не строевым шагом на Черное море, как сейчас, а в своих машинах. Вот тогда и посмотришь, как легко из них будет роботов лепить.

-Но теперь-то американцы относятся к межсезонной подготовке куда серьезней, чем тогда.

- Мы нашли другой способ: не диктат, а образование. Мы показали им, какую пользу они могут извлечь из этого. Парни - не дураки, прекрасно понимают, где хлеб маслом намазан. Эта мотивация, может, даже и получше "руки партии". Искреннее желание совершенствования себя мне нравится больше, чем страх... Кстати, несколько лет спустя мы с Анатолием встретились в Москве. Помню, сидели у него на кухне, ели куриный суп, который сделала его жена Нина. И Тарасов посмотрел на меня и сказал: "А ты, Лу - провидец. Я теперь, когда хожу смотреть на молодежь, вижу, как трудно приходится тренерам. Теперь не покомандуешь, надо быть хитрее".

-Лу, вы ушли от тренерской работы четыре года назад. Насколько пристально теперь следите за международным хоккеем?

- Максимально пристально, а за чем мне еще следить? И с друзьями моими в России переписываюсь. С Ларионовым встречался несколько раз - вспомнили старые времена. Я ведь из федерации никуда не делся - работаю тут директором специальных проектов.

-А что это за проекты такие?

- Специальные. Всего понемножку. Веду тренерские семинары, например, помогаю издавать специальную литературу и видеоматериалы. Езжу по стране, с детьми встречаюсь. Посол хоккея или что-то в этом роде.

О НЕУМЕНИИ ВСТАВАТЬ С КОЛЕН

-А когда в последний раз были в России?

- В 2000-м, когда тренировал сборную США на чемпионате мира в Санкт-Петербурге. Мы у вас тогда 3:0 выиграли. А всего - наверное, раз восемь. Начиная еще с советских времен, конечно же.

-Какие с вашей тренерской точки зрения у сборных СССР и России были сильные и слабые стороны?

- Ну с сильными - это легко. Особенно у СССР. Дисциплина и мотивация прежде всего. Русские всегда чувствовали ответственность, играя за родину. Да и перед собой тоже: они ведь в Советском Союзе были привилегированным классом. Чем лучше играешь в сборной, тем больше получишь льгот. Потом - физическая сила. Я бы даже назвал ее прежде, чем всем известную технику и скорость. Тактический рисунок. Я всегда любил наблюдать за советскими и чехословацкими сборными - у них были самые интересные и сложные игровые схемы. Выносливость тоже. И, конечно же, тот факт, что у тренеров сборной СССР была, наверное, самая легкая работа в истории всех хоккейных команд.

-Это в каком смысле?

- В том, что такой власти над игроками, как у главного тренера сборной СССР, не было ни у кого и никогда. Когда благосостояние каждого игрока, жилищные условия его семьи, автомобиль и все такое прочее напрямую зависят от отношения к нему тренера - от игроков можно требовать все что угодно. С другой стороны, конечно же, от сборных требовали только побед. Любая осечка была катастрофой.

-А как насчет слабостей?

- Мне в глаза бросалась только одна. Когда вам удавалось быстро выйти вперед, то матч можно было завершать: никто не умел додушить соперника, как сборная СССР. Если ты проигрывал Советам со счетом 0:2, то - гуд-бай, дальше играть можешь только со своей собственной шайбой. Но вот если Советы быстро пропускали или вообще попадали в ситуацию, когда соперник неожиданно оказывал очень упорное сопротивление - настрой начинал пропадать. Игроки паниковали, начинались крики друг на друга, тренеры рвали и метали. Сборная СССР при счете 0:2 и сборная СССР при счете 2:0 - даже не в одной галактике были. Лидировать и громить вы умели отменно, а вот вставать с колен и превозмогать неудачи - не очень.

АМЕРИКАНСКИЙ ФЕТИСОВ УЖЕ НА ПОДХОДЕ

-Давайте поговорим немного о положении дел в американском хоккее. Ваши молодежные сборные в последнее время всерьез нацелились вклиниться в российско-канадскую гегемонию.

- Это я вам сейчас полный диктофон наговорю. Как он у вас там еще поживает?

-Пока не пипикает...

- Ну смотрите... Так вот, возьмем остальные страны "большой семерки". На каком месте по популярности там хоккей? В Канаде - первый, в Швеции и Финляндии - первый, в Чехии и Словакии - первый. В России, я знаю, футбол любят, но мне почему-то кажется, что хоккей для вас в плане национальной гордости все равно важнее. А в США он даже не в первой тройке. Что из этого получается? Что в отличие от канадцев с русскими мы не можем привлекать к нему лучших наших спортсменов. Не те масштабы. А вы можете себе представить, если бы мы могли приводить в хоккей хотя бы только наших черных парней? Вместо баскетбола и американского футбола. Вы же знаете, какого класса они спортсмены: здоровые, сильные, быстрые. Да мы бы всех в мире рвали! Но из этого огромного сегмента населения США мы пока не получаем почти никого.

-Эта проблема была у Штатов всегда. Обходите ее или решаете?

- Стараемся решать. Во-первых, сильно помогает экспансия НХЛ. На Юге и на Западе теперь про хоккей знают и ведут туда детей. Во-вторых, у нас уже 30 лет действует программа детских хоккейных лагерей. Это не как в России: мы приглашаем туда всех, даже если ребята пока не проявляют каких-то особых талантов, причем особенно стараемся, чтобы ехали из нетрадиционных мест. Из Калифорнии, Аризоны, Техаса, Аляски - отовсюду. Чтобы хоть знали, что это такое - большой хоккей, чтобы помогали делу популяризации игры в этих регионах.

-Тридцать лет - долгое время.

- Такой величины дела быстро не делаются. Это всего только два поколения, если подумать. К тому же не только игроки, но и тренеры, и инфраструктура должны расти соответственно. Вот сейчас и начинаем видеть результаты. Десять лет назад в Мичигане мы начали программу подготовки молодежных сборных. Тут мы многое заняли у советской системы: лучших игроков собираем вместе и долго, интенсивно тренируем. Конечно, мы не можем делать так, как вы - брать их на содержание в 8 - 9-летнем возрасте, приходится начинать с 15 - 16 лет. Но средства есть - и на первоклассных тренеров, и на экипировку, и на разъезды.

-Вы все время сравниваете США и Россию. Что за этим стоит?

- То, что мы в Штатах не настолько круты и горды, чтобы не нуждаться в заимствованиях. Канадцы и так перебьются, а американцы очень многому учились, причем не только у северных соседей, но и у Европы. Особенно у России. И особенно у Тарасова.

-Как именно на вас повлиял Тарасов?

- Тарасов - это дисциплина, это каторжный труд, это огромное значение, придаваемое фантазии и импровизации. Анатолий сказал мне однажды: "Игроки не будут кататься быстрее, чем это возможно. Они не будут бросать сильнее, чем это возможно. А вот для человеческой фантазии границ нет!" Тарасов говорил, что игрокам надо давать свободу, возможность мыслить и творить, особенно в молодом возрасте, особенно в противоборствах один на один. Лучшие игроки - это те, у кого башка работает. Потом ведь советская система всегда включала в себя тренировки вне льда. В Северной Америке это было неслыханно. Мы попытались внедрить все, что использовали в СССР. Кое-что здорово помогло, кое-что разочаровало, но все равно было лучше, чем ничего.

-Можете назвать кого-то из американских игроков, которых вы бы назвали идеальными продуктами этой новой системы?

- Защитники Джонсоны - Джек и его однофамилец Эрик, которого взяли в прошлом драфте под номером один. В них я вижу наших Фетисова и Касатонова. Здоровые, крутые, техничные, умные, с фантазией и с огоньком в глазах. А сколько сейчас малогабаритных и техничных американских форвардов! Мы поняли, наконец, что мелкие ребята могут приносить огромную пользу. Только и надо было, что Ларионова увидеть. Наш Ларионов, кстати, остался в прошлом - это Нил Бротен. Но и сейчас есть маленькие "технари": Джионта, например, Гомес, Лангенбрюннер, очень люблю Тимми Конноли из "Баффало" - золотая голова у парня. Вообще это самый большой скачок, сделанный хоккейной школой США - наши ребята стали гораздо умнее.

-Сможет ли, однако, первая сборная США стабильно претендовать на победу в крупных турнирах?

- На чемпионатах мира - нет, стабильно не будем. Просто потому, что на этот турнир лучших наших игроков очень трудно затащить. В этом - наша главная проблема, и меня это всегда страшно раздражает. Федерация хоккея так много сделала для них, а как приехать... У нас тут солдаты за свою страну жизни отдают, так неужели сыграть за национальную сборную - такое большое одолжение? Я понимаю, если ты заболел или у тебя с семьей что-то, но наши даже таких причин не приводят. "Просто не хочу и все". "Лучше съезжу отдохнуть"... Ну нет у нас ответственности перед сборной - что сделать?

-В Канаде с этим лучше?

- Гораздо. Там, когда паренек из НХЛ вернется летом в свой городишко, его за шкирку потрясут: "Чего ж это ты за Канаду играть не хотел? Мы же тебя 9-летним сопляком на общественном катке выращивали, так это ты нас благодаришь так?!" А в Америке, наверное, и сотни тысяч человек не наберется, которые вообще знают, что сейчас в Москве будет чемпионат мира. Ну нет у нас этого. Даже плей-офф Кубка Стэнли мало кто смотрит. Единственный случай, когда вся страна обращает внимание на хоккей, - Олимпиада. Грустный факт жизни. Так что о какой ответственности перед народом можно говорить?

РОССИЯ ЕЩЕ ПОСПОРИТ С КИТАЕМ

-Своим "золотым поколением", выросшим под влиянием победы в Лейк-Плэсиде, Америка во многом обязана вам...

- Да и к самому Лейк-Плэсиду я руку приложил. Я был одним из скаутов, набиравших ту команду и входил в тренерский состав сборной.

-Теперь это поколение, как ковбой в последней сцене старых вестернов, скачет в сторону заката. Нет больше Халла, Рихтера, Лафонтена и Хаусли, доигрывают Модано, Реник, Хэтчер и Челиос. Будет ли им смена?

- Безусловно. У нас, как и у всех стран "большой семерки", полно качественной молодежи. Просто смена поколений не всегда происходит безболезненно. Меня все время спрашивают: "Как в этом году сборная сыграет на чемпионате мира?" И я всегда отвечаю: "Будем на первом или на седьмом месте. Или где-нибудь посередине". Там же силы у всех примерно равны, никогда не знаешь, что в итоге у кого "выстрелит", а что нет.

-В этом году у вас есть шанс блеснуть в Москве супермолодежью. Пол Штясны, Фил Кессел и те же Джонсоны, во всяком случае, - в вашем распоряжении.

- Штясны, насколько мне известно, в Москву поедет, а про других я не знаю. Первой сборной сейчас занимаются другие люди. Молодежь-то как раз убедить обычно не проблема. Но по-настоящему хорошей сборной необходимы как минимум один классный ветеран в защите и один такой же в нападении. И вратаря постарше тоже надо бы. Молодежь со своим энтузиазмом и задором - дело хорошее, но ей лидеры нужны. А ветеранов в сборную США затащить непросто. Но если поедут названные вами парни, то команда будет неплохая. Голыми руками нас не возьмут.

-Меня всегда интересовало то, как ребята из американской сборной справляются с этим... отсутствием мотивации, что ли. Я имею в виду то, что, даже если они победят, никто не встретит их в аэропорту с цветами, никто не поместит их снимков на первых страницах газет. Каково им настраиваться на победу, зная все это?

- Мы всегда стараемся создать приятную атмосферу в сборной, чтобы парни чувствовали себя раскрепощенными. Ну и когда они приезжают на чемпионат, то обычно получают удовольствие и играют соответствующе. К тому же сейчас на этих турнирах вообще обстановка поспокойнее. Все энхаэловцы, все друг друга знают. В Петербурге, в 2000-м, русские ребята приходили к моим прямо в раздевалку, разговаривали по-английски, ходили с ними ужинать.

-Однако эта нарисованная вами атмосфера мира и дружбы не состыковывается с игрой сборной США. Если они у вас такие расслабленные и раскрепощенные, то откуда берется наглость бить в силовом стиле Россию и Чехию, как, например, в 2004-м?

- А это уже просто национальный характер. Мы ведь кто тут? Потомки английских, шотландских и немецких авантюристов, приехавших осваивать новую страну. Как и канадцы. В соревновании, как и в жизни, привыкли биться без страха и без пощады. По-другому просто не умеем.

-Я прекрасно знаю, что вы - любитель русской культуры и даже говорите немного по-нашему. Поделитесь впечатлениями от визитов в СССР и Россию.

- Любитель - это вы правильно сказали. Я очень люблю русских. Еще до того, как приехал в первый раз в Москву, я знал многих русских эмигрантов в Штатах. В основном это были евреи, приехавшие в 50-е, 60-е годы. До чего же добрые и отзывчивые люди! Так что, я с самого начала был хорошо к вам предрасположен. К тому же я ведь со школьной скамьи знаю о Второй мировой войне, которую вы называете Великой Отечественной. На ней воевали мой отец и два его брата. И о русских я с детства знаю то, какой вклад они внесли в победу и как много выстрадали. Этот народ заслуживает уважения хотя бы за эту заслугу перед миром... Что касается моих приездов в Россию, то ко мне ни разу никто плохо не отнесся. Очень понравилось то, как скромно и просто люди себя ведут. Конечно, в старые времена в воздухе чувствовался страх. Как чужак, американец, я не мог его не почувствовать. Полицейское государство, это понятно. Вообще Тарасов был единственным встреченным мной там человеком, который никогда и ничего не боялся. Я думаю, что Анатолий мог бы и Сталина послать ко всем чертям. Один из самых честных и искренних людей, которых я когда-либо знал. Все говорил открыто, в лицо. Знаете, как он меня называл? "Мой старый американский друг" (Лу сказал эту фразу по-русски. - Прим. С.М.).

-А какие впечатления от постсоветской России?

- Вы знаете, меня больше всего поразил контраст между собственными воспоминаниями и сегодняшней реальностью. Когда я был в СССР в 1970-е годы, то как будто очутился в классическом голливудском фильме довоенных лет: все было в разных оттенках серого цвета. А когда приехал в 2000-м, то будто бы попал в "Диснейленд". Две абсолютно разные страны. Конечно, не всем нравятся случившиеся перемены, многим они дались тяжело. Посмотрим еще, чем все закончится. Но мне почему-то кажется, что Россия еще поспорит с Китаем за право следующей экономической супердержавы. С вашей-то культурой и системой образования, не говоря уже об умении преодолевать трудности.

Слава МАЛАМУД

Колорадо-Спрингз