Газета Спорт-Экспресс № 83 (4363) от 16 апреля 2007 года, интернет-версия - Полоса 14, Материал 1

16 апреля 2007

16 апреля 2007 | Бокс и ММА

БОКС

В ночь с субботы на воскресенье в Штутгарте россиянин Николай Валуев проиграл по очкам Руслану Чагаеву из Узбекистана и уступил ему свой титул WBA в тяжелом весе.

КОШМАР НАЯВУ

Александр БЕЛЕНЬКИЙ

из Штутгарта

Главное вы уже знаете: Руслан Чагаев победил по очкам Николая Валуева. Тот самый Чагаев, которого в своей предматчевой статье я сравнил с зайчиком, героем самопальной сказки, подслушанной в поезде: эту сказку немецкая бабушка рассказывала своей внучке. Там, напомню, зайчик тягался силами с крокодилом, и мне показалось, что у Чагаева как раз такие же шансы на победу против Валуева, как у зайчика против крокодила. Боюсь, теперь мне при воспоминании об этой сказочке еще долго будет икаться.

Я, возможно, сейчас что-то не то пишу, не о том рассказываю, но, честно признаюсь, у меня просто нет сил сразу перейти к тому, чем закончился бой. Плюс к этому сразу попрошу извинить меня за некоторый сумбур в изложении. У меня не каждый день бьют друзей. То, что многие, кто видел этот бой, думают, как и я, что Валуева не побили, делает это чувство еще более тяжелым, потому как все наши мнения ровным счетом ничего не значат.

Так или иначе, но начинать этот рассказ все равно придется. Так что попробую.

В Штутгарте жарко. Нет, у меня не портится вкус, и я вовсе не собираюсь прибегать к журналистским шаблонам. Но когда я в будущем буду вспоминать этот бой и обстановку вокруг него, то неизбежно буду говорить о жаре. Во-первых, потому что все это время здесь стояла совершенно летняя погода. Днем молодые ребята залезали в фонтаны и расхаживали в них по колено в воде. А во-вторых, на "Порше-арене" поначалу что-то было не так с кондиционером, и в середине программы создалось отчетливое ощущение, что тебя насильно загнали в баню, не дав при этом даже раздеться. Рефери обливались потом. VIP-гости обливались потом. Какие-то добрые самаритяне раздавали воду. И вот в этой распаренной атмосфере все ждали выхода Валуева и Чагаева, достаточно вяло посматривая предварительные поединки.

Наконец облегчение пришло, но и оно было с изюминкой. Включили какую-то систему охлаждения, которая ревела, как автомобиль с сорванным глушителем. И была установлена, представьте, в двух метрах у меня за спиной! Дышать стало можно, но уши заложило. Включили эту адскую машину прямо перед выходом Валуева и Чагаева.

ГОСТИ ДОРОГИЕ

Нет, все-таки нет сил сразу перейти к бою. К тому же то, что происходило перед ним, тоже имело определенный смысл. Поэтому позволю себе еще одно отступление.

Удивило широкое американское присутствие в Штутгарте. Если бы речь шла не о боксе, а о политике, наверняка все европейские СМИ обиженно затрубили бы об американской экспансии. Ну а так их присутствие - большая честь. Кругом американские менеджеры, телевизионщики и другие заокеанские боксерские личности, которых я никогда раньше на боях Валуева в Германии не видел. Только в Чикаго, где он встречался с Монте Барреттом. Причем далеко не все эти люди работают на Дона Кинга. Впрочем, наверно, только самому Дону известен полный список тех, кто на него работает. Если бы он стал известен, многие, думаю, очень удивились бы.

Зная подход этого гения места и времени к людям, нетрудно предположить, что очень многие работают на него, сами того не подозревая. Самый простой пример: накануне какого-нибудь мероприятия сам Дон или подзуженный им боксер выкидывает какой-то фортель, на первый взгляд абсолютно бессмысленный, но об этом пишут, а если получится, то и снимают, мимоходом упоминая, где и при каких обстоятельствах это произошло. А потом почему-то получается, что то мероприятие, на котором Кинг засветился подобным образом, вызвало куда больший интерес, чем ожидалось. И разные умные головы гадают: как же так вышло? Пожалуй, никогда в жизни я не видел человека, который так блестяще умел бы использовать окружающих в своих интересах. Все это знают, все этого ждут - и все равно покупаются. Задаром, что самое интересное, покупаются, и в их число входят люди, которые вообще-то ничего не делают задаром.

Однако даже великий Дон не мог притащить сюда столько народу. И от этого заокеанского нашествия у меня сложилось отчетливое впечатление, что Валуева решили раскрутить в Америке no-настоящему что совершенно не удивляло при нынешнем дефиците на звезд. Иначе большинство этих людей, для многих из которых нет мира за пределами США, просто сюда не приехали бы.

Но вот Валуев проиграл, а Дон все равно сияет. И это не игра. Он так радостно обнимался с Клаусом-Петером Колем, промоутером Чагаева, что стало абсолютно ясно: он как-то подстраховался и, как минимум, остался при своих. Его сияющая физиономия особенно резко выделялась на фоне опечаленных лиц людей из Sauerland Event, традиционно представляющих интересы Валуева. Впрочем, ни на одном из них и лица-то не было. Но я опять забегаю вперед.

Перед боем я Николая не видел. Пошел в его строго засекреченный гостиничный номер, но дверь мне открыл Манвел Габриэлян, тренер боксера. "Коля сейчас отдыхает, настраивается, - сказал он, - не надо бы к нему сейчас". Разумеется, я не стал настаивать. Только спросил, как он себя чувствует. "Прекрасно себя чувствует. На ринге увидишь", - ответил Габриэлян.

Не знаю почему но мне показалось, что он напряжен несколько больше обычного. Хотя, может быть, все дело в том, что раньше я как-то не встречался с Габриэляном буквально за несколько часов до боя. А может быть, сейчас поневоле ищешь каких-то дурных предзнаменований, которые тогда, в прошлом, то ли распознал, то ли не распознал. Но главное, в тот момент на душе было совершенно спокойно.

Чтобы как-то скоротать оставшиеся полчаса до выезда на "Порше-арену", я включил телевизор у себя в номере и, полистав каналы, почти тут же напоролся на анонс матча Валуев - Чагаев. Как раз показывали нарезку из боев узбекского боксера. До этого я видел Чагаева на ринге полтора года назад. Осталось очень четкое представление о нем как о боксере, но, оказывается, я начисто забыл, что он левша. Впрочем, это открытие меня мало огорчило и никак не повлияло на мою оценку того, что должно было произойти на ринге.

При такой разнице в росте леворукость теряет почти все свои преимущества. Ясно было, что главными орудиями Чагаева станут не левый хук и правый кросс, а правый хук и левый прямой вразрез. Все остальное в моем прогнозе оставалось прежним. Я по-прежнему верил, что Валуев победит либо по очкам, либо техническим нокаутом ближе к концу боя.

Так и тянет сейчас сказать о смутных сомнениях, которые терзали, но надо быть честным хотя бы с самим собой - нет, не терзали меня никакие сомнения, ни смутные, ни явные.

БЕССТРАШНЫЙ ЧАГАЕВ

Я долго тянул с описанием боя, но отступать некуда - волей-неволей придется говорить о наболевшем.

Чагаев (28 лет, рост - 185 см, вес - 103,5 кг), как и положено претенденту, вышел на ринг первым. Он не выглядел ни перепуганным, ни излишне напряженным, но это было совершенно очевидно еще и во время взвешивания. Просто вышел человек на работу. Валуев (33 года, рост - 213 см, вес - 144,7 кг) вышел значительно позже, Чагаев все это время оставался совершенно спокойным. В какой-то момент он как-то слегка удивленно, почти с любопытством, посмотрел на Николая, словно хотел сказать: ну надо же с каким здоровым сегодня драться придется! Вот и все.

Никакого страха на его лице, повторяю, не читалось. Вообще надо сказать, что Чагаев не боялся Валуева ни одной минуты, ни одной секунды. Ни перед боем, ни во время него. Просто не боялся. Это была какая-то кристаллизованная смелость. Смелость в чистом виде, не приправленная ни истерикой, ни лихорадочным возбуждением, которое, как писал любимый писатель нашего детства Дюма, заменяет слабым людям мужество.

Начиналось все довольно спокойно. Валуев контролировал дистанцию джебом, изредка постреливая и справа, причем не вразрез, как было бы естественно ожидать в бою против левши, а поверх руки. Как я и думал, леворукость при такой разнице в росте существенной роли не играла (но это - на мой взгляд; Валуеву, может быть, казалось и иначе).

Первый серьезный удар нанес Чагаев - левый вразрез, но в нем не было особой силы. Претендент пока лишь пристреливался да примеривался и не хотел зависнуть в атаке, а потому торопился выйти из зоны, из-за чего удар по большому счету и не получился. Чуть позже он нанес еще один похожий удар, на что Валуев ответил несколькими джебами и недостаточно акцентированным правым апперкотом, а затем увесистым правым боковым, который пришелся чуть выше виска. Чагаев еще раз провел свой левый вразрез, но Валуев ответил несколькими точными джебами. Я отдал этот раунд Валуеву.

Еще перед боем было нетрудно предположить, что при такой разнице в росте Чагаев будет стараться атаковать одиночными мощными ударами с дистанции. Вот и в начале второго раунда он провел размашистый какой-то полупрямой-полубоковой удар слева. Валуев до поры до времени отвечал одними джебами, но его джебы - это отнюдь не тычки. Чагаев не раз пытался повторить свой успех слева, но по большей части не доставал. Валуев снова наносил один джеб за другим, Чагаев снова контратаковал, но как-то неплотно. Валуев, наконец, провел удар справа. К этому моменту стало совершенно ясно, что Чагаев соперника не боится и уже не испугается. Валуев, на мой взгляд, недостаточно работал справа, но пока хватало и джебов, чтобы уравновесить то, что делал Чагаев. Второй раунд я тоже отдал Валуеву.

А вот в третьем Чагаев на время захватил инициативу. Он много контратаковал - правда, его удары слева в большинстве своем не доставали Валуева. Но не доставали совсем чуть-чуть, так что если ты смотрел под другим углом, то могло показаться, что он попал. А вот ближе к середине раунда Чагаев приложился к лицу Валуева уже очень основательно. Валуев ответил правым боковым, однако Чагаев снова контратаковал. Мне показалось, что в этом раунде предпочтение стоит отдать Чагаеву.

В четвертом раунде Чагаев нанес едва ли не первый удар по корпусу. Перед боем все, в том числе и я, говорили, что он будет много работать по корпусу, но в этом плане наши прогнозы оказались несостоятельными - и, к сожалению, не только в этом. Потом Чагаев очень эффектно сфинтил: показал, что ударит справа, а ударил слева. Валуев, в свою очередь, пару раз пробил справа, но сами эти удары показались не слишком убедительными. Чагаев еще раз попробовал атаковать по корпусу, Валуев отвечал с обеих рук, между делом нанеся удар правой по корпусу которого Чагаев совершенно не ожидал.

Я отдал этот раунд Валуеву хотя, наверное, многие сделали иначе. Вообще, победы в раундах в этом поединке временами были достаточно условными. Раунды были в целом довольно равными, приходилось принимать во внимание как количество ударов, так и их "тоннаж", который далеко не всегда соответствовал количеству. Мне показалось, что Валуев бил в целом сильнее. Кроме того, приходилось все время применять технику "взаимозачета", то есть поочередно отдавать равные раунды то одному, то другому. Короче говоря, считать очки можно было по-разному. И очень многое зависело от того, что вы выбирали главным "критерием справедливости": количество ударов, их качество, точность и многое другое.

Пятый и шестой раунды были тоже из тех, в которых нелегко отдать кому-то преимущество, но я посчитал Чагаева победителем в каждом из них. В пятом Валуев провел хорошую двойку а потом еще и левый боковой, но Чагаев как будто зарядился от этих ударов и провел два левых подряд. Он еще несколько раз беспокоил Валуева этими ударами слева, россиянин временами отвечал, и неплохо, лучший удар за раунд, правый боковой, принадлежал ему, но этого было мало. В этой трехминутке претендент был хоть немного, но лучше.

В начале шестого раунда Валуев попал правым вразрез, но Чагаев вскоре провел хороший удар слева. Валуев ответил целой серией. Руслан опять контратаковал. Узбекский боксер показывал все больше упорства и неуступчивости, хотя приходилось ему временами очень нелегко. Валуев как-то попал справа даже по руке, но Чагаева все равно перетряхнуло. Тем не менее он контратаковал все с большим упорством и заслужил победу и в этом раунде. После шести раундов счет на моей "карте" был равным.

В самом начале седьмого раунда Валуев провел правый апперкот, а Чагаев тут же удачно контратаковал. Эта ситуация стала повторяться все чаще. Николай как бы зависал после атаки, застаивался, чем немедленно пользовался Чагаев, а пропущенный перед этим удар как будто даже придавал ему дополнительный импульс.

После еще пары разменов Валуев провел подряд несколько ударов - джебов, справа и правый же апперкот. На все это Руслан ответил лишь одним ударом, но он скоро совершенно неожиданно "воскрес": пропустив правый апперкот Валуева, Чагаев провел очередной левый вразрез, а потом еще два левых боковых. Валуев ответил неожиданным правым по корпусу. В концовке Чагаев был чуть лучше, но в целом раунд был равным. Я отдал его Валуеву по двум причинам: во-первых, на меня произвела сильное впечатление его затяжная серия в середине, а во-вторых, два предыдущих раунда, тоже в принципе равных, я отдал Чагаеву.

На мой взгляд, Николай был лучше и в восьмом раунде. Он снова установил дистанцию джебом, а Чагаев как будто стал немного уставать. Он ведь на протяжении всего боя очень много двигался. Руслан достал Валуева загребающим ударом слева, но тот в ответ провел отличную двойку, еще один правый кросс и один за другим пару отличных джебов.

Кстати, большинство ударов Николая справа были именно кроссами и проходили над руками Чагаева, а не вразрез между ними, что было совершенно естественно, учитывая разницу в росте. В любом случае Руслана мало смутили все эти многочисленные пропущенные удары, и очень скоро он дважды удачно контратаковал слева. Дальше все шло более или менее под диктовку Валуева. Он просто чаще попадал. В конце раунда Николай запер Чагаева в углу, но не смог этим воспользоваться. Руслан с атакой вышел из угла и хорошо попал слева, но раунд остался, конечно, за Валуевым.

Девятый раунд напоминал восьмой, но с точностью до наоборот - то есть он прошел в обоюдных атаках, но больше ударов на этот раз нанес Чагаев. Его удары слева, часто шедшие по довольно своеобразной траектории, то и дело доходили до цели. Впрочем, как у твоих ударов может быть классическая траектория, если ты дерешься с соперником настолько выше себя?

Десятый раунд Валуев начал двумя ударами справа и левым боковым, а Чагаев в ответ промахнулся. Его удар попал куда-то позади ключицы, но он тут же исправился и нанес мощный и точный левый боковой. Дальше пошел размен, который Валуев постепенно повернул в свою пользу. Его джебы и правые кроссы доходили до цели чаще, чем удары Чагаева. В какой-то момент показалось даже, что он слегка потряс Руслана, но почему-то этим не воспользовался.

Честно говоря, таких моментов, когда Валуев "отпускал" соперника, было немало. А Чагаев между тем пришел в себя прямо под огнем и стал все больше отвечать. Потом Валуев снова перехватил инициативу, но Чагаев опять несколько раз удачно огрызнулся. Тем не менее раунд остался, конечно, за Николаем. Одиннадцатый раунд начался с хорошего правого апперкота Валуева, однако Чагаев вскоре дважды атаковал слева. Валуев в ответ нанес несколько ударов снизу по корпусу и в голову, после чего завязался размен, в котором Валуев никак не уступил. От одного из его ударов у Чагаева даже вылетела капа, а затем еще одна атака слегка претендента потрясла. Впрочем, это его только разозлило, и он сам перешел в атаку, в которой имел успех. В сущности, Чагаев выравнял раунд, но Валуев был чуть лучше в концовке, за что и заслужил победу.

НЕ МОЖЕТ БЫТЬ!

В двенадцатом раунде оба выложились полностью. Удар следовал за ударом, размен за разменом. То один был чуть лучше, то другой. Кажется, последним ударом справа Валуев отбросил Чагаева в угол, но я все равно отдал этот раунд узбекскому боксеру. Так же сделал и мой добрый знакомый Алан Хоппер, заместитель Дона Кинга по работе с прессой. Мы сверили наши карты, и у обоих получилось 115-113 в пользу Валуева. М-да, преимущество, прямо скажем, было хлипкое.

Тем не менее у меня не было сомнений в том, что судьи отдадут победу Валуеву. Они появились только тогда, когда на ринг вышел торжествующий Клаус-Петер Коль. Я уж не знаю, подсматривал он в судейские карты с помощью какой-нибудь новейшей спутниковой системы или просто поручил кому-то заглядывать арбитрам через плечо, но он знал результат, и это был совсем не тот результат, который получился у меня!

Сразу скажу, что ничего не имею против Коля, он хороший и по-настоящему веселый мужик, но сейчас его веселье показалось мне, скажем так, лишним. Ожидание затягивалось. Сидевший рядом со мной турок из команды Зауэрланда кому-то позвонил и сказал, что победил Чагаев. Мне показалось, что из-под меня выехал стул. Не может быть!

Наконец последовало объявление: первый судья поставил ничью. Я еще раз глянул на Коля. Нет, ничьей так не радуются. Второй судья поставил 115-113, а третий 117-111 (!), - судья-информатор сделал паузу - в пользу Чагаева! И вот здесь-то возникло ощущение, что об мою голову разбился упавший со второго этажа сосуд с водой.

Отнюдь не хочу оспаривать судейское решение, так как вряд ли могу быть до конца объективным, особенно сейчас. Тем более что на пресс-конференции сам Николай не стал этого делать, признав победу Чагаева. Вполне вероятно, я и сам изменю мнение, после того как пересмотрю бой в более спокойной обстановке.

На пресс-конференции представители команды Sauerland Event и прежде всего сам Вилфрид Зауэрланд держались очень достойно, а тон задавал Валуев, который никак не жалел и не оправдывал себя. Он сказал, что в этом бою его подвели ноги, а не судьи. Что же касается Дона Кинга, то он сиял и говорил, что Валуев станет только лучше как боксер, так как поражение послужит ему хорошим уроком.

В общем, на похороны это было мало похоже, но было очень грустно. Журналисты хлопали и Зауэрланда, и Валуева, но, кажется, самые громкие аплодисменты сорвал Руслан Чагаев, который на вопрос, с кем бы он хотел драться в следующем бою, с таким искренним равнодушием сказал: "А мне все равно", - что все засмеялись. Как там ни считай очки, но героические усилия Чагаева в этом бою заслуживали самой высокой оценки и самого высокого вознаграждения. Хотя он и победил моего друга, ничего, кроме глубочайшего уважения, я никогда испытывать к нему не буду.

Буквально сразу после объявления результата мой друг из Москвы прислал мне эсэмэску: "Ну как тебе зайчик?" Тут я в первый раз подумал о том, что теперь мне будут напоминать об этом на каждом углу. В оправдание могу сказать одно: я не называл Чагаева зайчиком, а только сказал, что, глядя на Валуева и Чагаева на взвешивании, казалось, что у Руслана такие же шансы на победу как у зайчика против крокодила.

Впрочем, моих оправданий все равно никто не услышит. Ну и черт с ними. Вообще, по поводу поражения Николая будет высказано еще очень много подонской радости. У нас не слишком любят людей, которые высоко поднялись, даже если они всего добились своими силами. Но надеюсь, что тех, кто поддержит Валуева, будет все-таки больше.

...Уф, вот я наконец-то и закончил свой невеселый рассказ. Сейчас осталось только одно желание: поскорее уехать из Штутгарта. Это хороший город, и люди здесь добрые, но что-то меня тут ничто не греет. Даже вернувшаяся утром, когда я дописываю эти строки, жара.