Газета Спорт-Экспресс № 66 (4346) от 27 марта 2007 года, интернет-версия - Полоса 10, Материал 1
ХОККЕЙ |
НХЛ. Регулярный чемпионат |
ЖДЕМ В ГОСТИ
Накануне первенства мира в Москве интервью "СЭ" дал форвард сборной США, телохранитель Александра Овечкина в "Вашингтоне" и лучший по версии нашего эксперта Андрея Назарова "полицейский" НХЛ завершающегося чемпионата.
Дональд БРАШИР: "ПОЗВОНЯТ ИЗ СБОРНОЙ США - ПОЛЕЧУ С ОВЕЧКИНЫМ В МОСКВУ"
Слава МАЛАМУД |
из Арлингтона |
Бойцу "Вашингтона" Дональду Браширу во время недавнего матча в Баффало сказали "пойдем выйдем". Что-то в этом роде Дональду по профессии полагается слышать почти в каждом матче, да только сказать это осмелятся не многие. В Баффало ударила в голову удаль молодецкая Эндрю Питерсу бойцу габаритному и грозному, но слегка бестолковому.
Для начала, как водится, чуток поговорив, Питерс дождался вбрасывания, сбросил краги и поставил себя в стойку. Ой, девчата, что сейчас будет!.. А не было ничего. Дональд как ни в чем не бывало продолжал кататься по своей зоне, всем своим видом изображая усердие: "Вот, прошу заметить, я - хоккеист, шайбу высматриваю. Вы, гражданин судья, шайбу тут видели? Кстати, прошу вас, обратите внимание на этого мужчину - он ведет себя вызывающе". Питерсу ничего не оставалось, кроме как подобрать клюшку голыми руками и чувствовать себя в течение следующих десяти секунд полным идиотом.
Естественно, после следующего свистка, удостоверившись в том, что соперник получит свои законные две минуты за неспортивное поведение, Брашир аккуратно снял краги, внимательно посмотрел на Питерса ("Вы что-то имели мне сказать?") - и таки набил ему морду. А как не набить? Набить - оно непременно надо.
Такой вот показательный момент из карьеры великого драчуна Дональда Брашира.
УЧЕНИК ФРЭЗЕРА
Летом предполагалось, что Дональд станет персональным телохранителем Александра Овечкина, хотя если бы в НХЛ существовал приз "Суперзвезде, меньше всего нуждающейся в персональных телохранителях" (назовем его - так, для прикола - "Мессье-трофи"), москвич выиграл бы его без труда. Но Брашир делает свою работу - дерется, играет на нервах, да и в хоккей тоже, благо что умеет. И все это - с присущей ему скрупулезностью и угрюмым таким вниманием. Он и интервью дает так - слегка набычившись и бросая взгляды из-под бровей. Не от злости - просто находится "в образе". Что взять с человека, который к своей работе относится настолько серьезно, что счел в свое время нужным взять уроки боксерского мастерства у самого Джо Фрэзера, победителя Мохаммеда Али.
Утренние раскатки у "Вашингтона" давно перестали быть важными событиями в жизни команды. Овечкина от них, например, и вовсе освободили. Могли бы, наверное, и Браширу послабление дать (зачем, если подумать, драчуну-ветерану утренняя раскатка?), но Дональд на тренировочный каток в Арлингтоне прибыл. И даже отрабатывал что-то там такое на пятачке: не то клюшку под броски подставлял, не то анекдоты вратарю рассказывал.
Корреспондент "СЭ" поймал Дональда в коридоре, когда тот вышел из раздевалки и нетерпеливой походкой отправился к черному "ламборгини", припаркованному у входа на каток. Обожание Брашира к своему навороченному экипажу давно известно, так что возникновение меня между 87-м номером "Кэпиталз" и чудо-автомобилем следует расценивать лишь как проявление граничащего с безумством мужества. Можете счесть это за бахвальство. Вы будете правы.
ОХОТА НА ОВЕЧКИНА
-Считается, что амплуа драчуна постепенно вымирает. Как вам видится будущее вашей профессии? Нуждаются ли нынешние звезды в телохранителях?
- Драчуны появились не просто так, потому что кому-то это захотелось, и просто так не уйдут. Все началось с того, что против техничных игроков начали играть грязно, и требовалось кое-кого от этой привычки отучить. Но, естественно, рано или поздно люди начали драться просто так. От переизбытка эмоций или просто для того, чтобы как-то воодушевить команду. Наверное, это было уже чересчур - лезть друг на друга по любому поводу, лупить наотмашь, с намерением закопать друг друга. Мне кажется, что это даже для самых кровожадных болельщиков выглядело уже не привлекательно.
-В последнее время вы все чаще выходите на лед с Овечкиным. Тренеры заметили какие-то признаки "охоты" за вашей звездой?
- Нет, это просто потому, что больше некому с ним выходить. Очень уж много у нас травм. Я, конечно же, бегать за ним не пытаюсь. С меня хватит вытащить для него пару шайб в углу или за воротами. Или просто пристроиться к нему в чужой зоне: чтобы соперник мог пробраться к нему только через меня. Ему много времени не надо, чтобы из-за меня выскочить и бросить по воротам. А там и мне может отскок прийти, если повезет.
-Но когда с ним на льду вы, соперники наверняка играют с Александром "нежнее".
- Пока откровенной "грязи" я не видел, но если увижу - кому-то придется ответить. Но вообще-то я знаю, что Александр - человек с мишенью на груди. Я ведь, когда играл за "Филадельфию", сам всегда хотел его посильнее припечатать. Ну чтобы он поменьше о наших воротах думал и побольше о том, чтобы живым со льда уйти. Думаю, что и сейчас многие соперники только об этом и мечтают. Но он и сам хорош. Непросто ведь его ударить. Во-первых, сильный парень, а во-вторых, он почти всегда готов к силовой борьбе. Очень часто вижу, как соперники отскакивают от него и приземляются на задницу
-Кроме матча с "Баффало", я не помню моментов в регулярном сезоне, чтобы кто-то пытался с ним драться.
- Да и в том матче они просто разозлились из-за того, что Алекс ударил их игрока сзади. Если бы кто-то сделал подобное с кем-то из наших - я бы тоже полез разбираться, можете быть уверены.
КРОСБИ СИЛЬНЕЕ, ЧЕМ КАЖЕТСЯ
-Многие считают, что "Питтсбург" специально приобрел Жоржа Ларака для того, чтобы защищать Кросби.
- Ларак и игрок неплохой: он может шайбу двигать, бросать по воротам. Сейчас вообще к драчунам относятся попридирчивее и ищут именно таких игроков, как Жорж. Если бы он был одним из тех, кто выходит на лед на три-четыре минуты за матч, "Питтсбург" его ни за что бы не взял, не важно, какой он там драчун и как сильно Кросби нуждается в защите. Кстати, Сидни ведь тоже непросто ударить. Он гораздо сильнее, чем многим кажется, и обладает невероятным периферийным зрением.
-Как вы относитесь к правилу, карающему зачинщика драки дополнительными двумя минутами? Что случится, если его отменят, на чем настаивают многие игроки и генменеджеры?
- Если его отменят, то многие просто не смогут больше играть. Я говорю о профессиональных "раздражителях". Сейчас вот многие позволяют себе подъезжать ко мне и разевать рот как хотят. Знают, что я ничего сделать им не сделаю, чтобы не заработать лишние две минуты. Но если, скажем, к концу игры мы проигрываем с крупным счетом и я выхожу на лед - эти игроки носа на площадку не сунут. Боятся, что я с катушек слечу
-Значит, вы за отмену этого правила?
- А мне все равно. Если отменят - уж я-то этим воспользуюсь, можете быть уверены. А если нет - ну и ладно.
-Насколько игроку вашего плана приходится труднее в "новой НХЛ"?
- В прошлом году я весь сезон только и пытался выяснить, что теперь можно, а что нельзя. Методом проб и ошибок. Получилось, что сегодняшние драчуны должны уметь быстро кататься.
Вот, например, ехать за игроком "на буксире" больше нельзя - это ясно. С силовыми приемами тоже сложнее: теперь можно бить игрока только сразу же после того, как он избавился от шайбы, не позже. Надо быть быстрее, добираться до него вовремя.
Но я по-прежнему могу пользоваться своими габаритами: выковыривать шайбу у бортов, отжимать от нее соперников, освобождать пространство для своих форвардов в чужой зоне.
-Вы говорите, что не любите драки без причины. А как насчет поддерживания репутации?
- Тут вы правы. Нельзя, чтобы соперники думали, что я старею или осторожничаю. Порой следует поддержать имидж: поймать кого-то подостойнее и побить его хорошенько. Просто, чтобы знали, что Дональд все еще в порядке.
В МОСКВЕ ДРАТЬСЯ НЕ БУДУ
-Можете назвать ту драку, которая "сделала" вам имидж?
- Одной такой драки не было. Дрался со всеми, кто под руку попадал. Постепенно набирал опыт, пока не стал однажды самым удаляемым игроком НХЛ. Вот вам и репутация.
-А кто из ваших противников запомнился как самый достойный?
- Очень силен был этот бородатый парень из "Колорадо", Скотт Паркер. Ларак в порядке. Самым страшным бойцом в 1990-е годы был Тони Твист, но с ним мне подраться как-то не довелось. Жаль, что он разбился на мотоцикле (Твист стал инвалидом. - Прим. "СЭ".) и не смог продолжить карьеру
-В отличие от многих других драчунов НХЛ вы регулярно выходите на лед. Это показатель уровня "Вашингтона"?
- Показатель уровня "Вашингтона", но не в том смысле, в котором вы, наверное, думаете. У этой команды есть звезды, которых она хочет защищать, и, насколько мне известно, в прошлом у "Кэпиталз" всегда были проблемы с травмами. Моя задача - появляться на льду регулярно и давать сопернику почувствовать мое присутствие. Пусть боятся. Это давно известный факт: когда какую-то территорию часто "прочесывает" полиция, нарушений там будет меньше.
-Есть ли у рядовых болельщиков какие-то стереотипы, касающиеся драчунов, которые вас больше всего раздражают?
- Я драчун, я прекрасно это знаю, и меня мало беспокоит то, что об этом думают. Я, конечно, всегда старался совершенствовать свои хоккейные навыки, но нельзя забывать, что именно эта профессия дала мне счастливый билет - право играть в НХЛ. Ну да, часто болельщики и журналисты, глядя на меня, думают только о той или иной драке. Очень не люблю вопросы из разряда: "А почему ты с этим не подрался?" Люди не понимают тонкостей нашей профессии.
-Вы пробились в НХЛ исключительно из-за умения драться?
- Нет, для этого нужны еще и какие-то хоккейные навыки. Никому не нужен, например, боец, который не умеет проводить хорошие силовые приемы. Кататься тоже надо уметь, шайбу немного двигать. Если ты здоровый, хорошо умеешь лупить плечами или принимать на бедро и достаточно быстро ездишь, чтобы добраться до соперника с этой целью, - шансы попасть в НХЛ у тебя неплохие.
-А как насчет попасть в сборную США? Вы ведь знаете, что в апреле начнется чемпионат мира по хоккею. Он, кстати, пройдет в Москве.
- Не знаю, мне о возможности сыграть за сборную никто не говорил. Скажут - тут же с удовольствием поеду. Вместе с Овечкиным. Но я не имею ни малейшего понятия о том, кто и как собирает команду для этого турнира. Наверное, в сборной США не считают, что я - тот тип игрока, который им нужен. Хотя, когда я был помоложе, бывало, что приглашали (Дональд играл в сборной США на чемпионатах мира-1997 и 98. - Прим. "СЭ".). Может, боятся, что я там драться буду? Но я ведь прекрасно знаю, что в Европе это запрещено.