Газета Спорт-Экспресс № 45 (4325) от 1 марта 2007 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 3
ЛЫЖНЫЕ ВИДЫ |
ЧЕМПИОНАТ МИРА |
НАД РАЗГИЛЬДЯЕМ БОКЛЕВОМ ЗРЯ ПОТЕШАЛИСЬ
Прыжки с трамплина считаются одним из наиболее красивых видов спорта. Соревнования "летающих лыжников" неизменно собирают полные стадионы болельщиков, наслаждающихся завораживающим зрелищем парящих в воздухе людей. О том, как совершенствовалась техника прыжка на протяжении полутора столетий, рассказывает специальный корреспондент "СЭ".
Сергей БУТОВ |
из Саппоро |
КАК "ВСТАТЬ" В ВОЗДУХЕ НА ЛЫЖИ
Каждое утро в Саппоро российская сборная занимается прыжковой имитацией. Дело это в городских декорациях столь непривычное, что любопытные японцы всякий раз останавливаются поглазеть на странных людей в комбинезонах, совершающих цирковые трюки. Для упражнений по имитации особо хитрых приспособлений не требуется: нужна лишь пара крепких тренерских рук да специальная доска на колесиках, которую легко можно смастерить из двух скейтбордов. Прыгун одной ногой отталкивается посильнее и, пока доска набирает скорость, делает посадку, то есть принимает позу, в которой он на трамплине отрывается от стола разгона: колени согнуты, голова вжата в плечи, руки отведены назад... Далее атлет совершает прыжок на руки наставнику, который удерживает его за талию в воздухе.
- Чтобы далеко прыгать, нужно уметь сохранять в воздухе скорость, набранную на разгоне, - рассказывает победитель Универсиады-2007 в Турине Дмитрий Ипатов. - Скорость напрямую зависит от качества подготовки лыж к соревнованиям (с этим у российской сборной, в которой трудится один из лучших в мире сервисменов финн Яри Мантила, проблем нет. - С.Б.) и от посадки. У каждого прыгуна она индивидуальная и выбирается с учетом его антропометрических данных и местонахождения центра тяжести. Есть еще масса нюансов, но суть в том, что если у человека неправильная посадка, то большой скорости на трамплине он развить не сможет, как лыжи ни намазывай.
- А еще очень важно в момент отрыва грамотно "встать" на лыжи, - вступает в разговор один из наиболее опытных прыгунов в сборной Ильдар Фаткуллин. - Поверхность от голеностопа до колена не должна "играть", иначе не удастся вложить в прыжок всю силу. Он должен быть, как удар боксера, аккумулирующего в нем энергию своего тела.
- Оценка прыжка складывается из трех компонентов, - продолжает Ипатов. - Дальность, исполнение и приземление. В принципе, даже если вы полетите враскоряку, но приземлитесь далеко, откровенно низких оценок вам не поставят. Многое зависит от приземления. Разножку судят достаточно строго: ноги должны быть согнуты в коленях, причем одна впереди корпуса, а другая сзади, руки разведены в стороны. Если приземлишься, как попало, пару баллов снимут однозначно. Разножку в свое время ввели, руководствуясь интересами безопасности. Раньше профили трамплинов были глубинными, гора разгона уходила вниз так резко, что прыгунов с нее просто вышвыривало, как акробатов во фристайле. Приземляться на прямые ноги с такой высоты, как вы понимаете, сомнительное удовольствие (специалисты вычислили, что сила удара, испытываемого прыгуном во время соприкосновения с землей, достигала 500 кг. - С.Б.). Теперь профили у трамплинов вытянутые. Отрываясь от них, ты ловишь поток воздуха, паришь в нем, а приземляешься по касательной.
БЕЛОУСОВ И НАПАЛКОВ СВОДИЛИ ЛЫЖИ
Родиной прыжков на лыжах считается норвежская провинция Телемарк, в честь которой позже назовут один из ключевых технических элементов - разножку. Прыгали тогда с высоких естественных горных уступов, затем перешли на специально построенные возвышения. Приземлялись сначала на ровное место, а позже, когда результаты стали расти, стали делать наклонные поверхности. Между прочим, в те времена высота взлета над трамплином ценилась больше, чем дальность прыжка. Летопись рекордов начали вести с середины ХIХ века, и открывает ее прыжок на... 19 метров. Для сравнения: сейчас едва ли не на столько же без всяких трамплинов улетают прыгуны тройным в легкой атлетике.
Первый уже более-менее серьезный прыжок совершил в 1860 году Сондре Норхейм. Результат норвежца - 30 м, мягко говоря, не впечатляет, однако прыгнуть дальше при полном отсутствии техники полета (все прыгали как попало) было нереально. В этом смысле самую настоящую революцию произвел другой норвежец - Бьярне Нильсен, который в начале предыдущего столетия пришел к выводу, что дальность прыжка зависит не столько от скорости и высоты трамплина, сколько от техники исполнения. Нильсеновская "наука побеждать" предполагала строгую параллельность лыж и плотно прижатые руки к слегка наклоненному вперед телу. Ученик Нильсена американец Гарри Смит наглядно доказал эффективность такого стиля, установив в 1902 году в швейцарском Давосе новый рекорд дальности - 45 м.
После окончания Первой мировой войны появилась так называемая конгсбергерская техника, названная в честь одного из норвежских лыжных курортов. Суть ее сводилась к тому, что прыгун, находясь в воздухе, слегка наклонял туловище вперед и вытягивал руки над головой, как бы разрезая ими воздух. Несмотря на некоторую комичность такого стиля, он исправно приносил плоды. Один из его авторов Тулин Тампс с большим отрывом опередил своих конкурентов на первой зимней Олимпиаде 1924 года в Шамони. Бронзовым призером тех Игр стал норвежец Торлейф Хауг, вслед за которым финишировал американец Андреас Хауген. Однако позже выяснилось, что судьи допустили ошибку при подсчете очков норвежца (выводы об уровне тогдашнего судейства можете сделать сами) и на самом деле обладателем бронзы должен был стать Хауген. В 1974 году на официальной церемонии в Осло справедливость была восстановлена, и 86-летний американец получил заслуженную награду из рук дочери Хауга, скончавшегося лет через десять после Игр в Шамони. Трогательный факт, не правда ли?
Согласно некоторым источникам, в России прыгать на лыжах стали в начале XX века, когда под Петербургом был возведен деревянный трамплин. Слабое техническое оснащение долгое время не позволяло нашим соотечественникам конкурировать с иностранцами. Так, если в Шамони-1924 ведущие атлеты стабильно улетали за 50 м, то в России в это время осваивали прыжки на 20 м. В середине 30-х годов прошлого века лучшие прыгуны стали преодолевать гроссмейстерский рубеж 100 м. Хотя первым это сделал австриец Сепп Брадль, следующие два десятилетия прошли при тотальном превосходстве все тех же норвежцев, взявших на вооружение так называемый "парашютирующий" стиль прыжка: взлетая вверх, они вращали руками, а затем, наклонив корпус вперед, ложились на образовавшуюся воздушную подушку.
В 1954 году гегемонию норвежцев нарушили финны, перешедшие на аэродинамическую технику полета. Они стали плотно прижимать руки к корпусу и как бы ложиться на параллельно сведенные лыжи. Кстати, используя этот стиль, добились больших побед и советские спортсмены. В СССР всерьез взялись за прыжки сразу после Второй мировой войны, и кульминацией этой кропотливой работы стали сенсационное золото 22-летнего Владимира Белоусова на большом (по тем временам) 90-метровом трамплине на Играх-1968 в Гренобле и триумф Гария Напалкова двумя годами позже на чемпионате мира в Чехословакии, где ему не было равных ни на К-70, ни на К-90, с которого Напалков улетел на 109,5 м. Наши прыгуны продержались в элите еще почти десятилетие, однако после бронзы на мировых первенствах 1974 и 1978 годов наступил медальный штиль, продолжающийся и поныне.
БОКЛЕВ ЗНАЛ БОЛЬШЕ
Когда во второй половине 80-х годов неизвестный до этого швед Ян Боклев стал во время прыжка разводить носки лыж в стороны, наподобие латинской буквы V, весь прыжковый мир держался за животы от смеха, глядя на эту клоунаду. Ведь в любом пособии черным по белому сказано: лыжи должны быть строго параллельны друг другу. И хотя Боклев раз за разом улетал дальше всех, арбитры выставляли ему максимально низкие оценки. И тем не менее в 1989-м швед исключительно за счет дальности прыжков стал обладателем Кубка мира. Многие элитные прыгуны быстренько принялись осваивать боклевский стиль, и их результаты сразу же пошли в гору.
- Это было что-то, - улыбнулся главный тренер сборной России Александр Арефьев, когда я попросил его вспомнить те времена. - Боклев, кстати, так никогда ничего и не выиграл на чемпионатах мира и Олимпиадах, но только по одной причине: швед был редкостным разгильдяем. Правда, прыгать, разводя лыжи в стороны, он начал отнюдь не с дури. Немногие знают, но его отец был связан с авиационной промышленностью. Вроде бы он работал в исследовательском институте и занимался какими-то секретными разработками. Прямых доказательств того, что именно отец надоумил Яна прыгать таким образом, нет, но причинно-следственная связь, согласитесь, просматривается. Боклев явно знал что-то такое, чего не ведали остальные.
Аэродинамическое тестирование сенсационного стиля Боклева дало поистине ошеломительные результаты. Выяснилось, что техника шведа повышает дальность прыжка на 10 с лишним метров. Что тут началось! Переход в "новую прыжковую религию" принял гигантский размах, и консервативной Международной федерации лыжных видов спорта (FIS) ничего не оставалось, как дать добро боклевской технике. Далеко не все ведущие спортсмены, которых всю жизнь учили прыгать традиционным стилем, смогли перестроиться на новый лад. Так что преждевременный уход из спорта целой когорты прекрасных прыгунов целиком и полностью на совести Боклева, который, к слову, после завершения карьеры в начале 90-х в прыжках ни в каком качестве не остался.
Об этом грустно говорить, но прыжки с трамплина в России в начале предыдущего десятилетия находились в столь плачевном состоянии, что нам по большому счету было не до перенимания каких-то там стилей.
- Когда я накануне Олимпиады-94 в Лиллехаммере принял национальную федерацию, всерьез рассматривался вопрос о том, чтобы вообще не посылать прыгунов в Норвегию, - вспоминает Владимир Славский. - Стыдно в этом признаваться, но мы продолжали прыгать по старинке. Мне стоило больших трудов убедить тогдашнего главу ОКР Виталия Смирнова все же отправить сборную на те Игры, иначе на этом виде спорта у нас можно было бы поставить крест. Никогда не забуду, как наши под улюлюканье норвежцев прыгали со сведенными вместе лыжами... Сейчас все это вспоминается как кошмар. Который, к счастью, остался в прошлом.
Редакция "СЭ" благодарит компанию "Синупрет" за помощь в организации этого материала.