Газета Спорт-Экспресс № 30 (4310) от 10 февраля 2007 года, интернет-версия - Полоса 6, Материал 1
ВЕЛОШОССЕ |
На вопросы специального корреспондента "СЭ" отвечает президент Международного союза велосипедистов (UCI).
Патрик МАККУЭЙД: "НЕ ВЕРЬТЕ СЛУХАМ О ТОМ, ЧТО ВЕЛОСПОРТ УМИРАЕТ"
Ровшан АСКЕРОВ |
из Лангкави |
Одним из вдохновителей крупнейшей азиатской гонки - "Тура Лангкави", который в эти дни проходит в Малайзии, - является нынешний президент Международного союза велосипедистов (UCI) Патрик Маккуэйд. Неудивительно, что глава международного велоспорта почтил гонку своим присутствием и собственноручно раздавал награды победителям этапов.
Ваш корреспондент решил воспользоваться присутствием г-на Маккуэйда и задать ему ряд жестких вопросов. Ведь не секрет, что современный велоспорт переживает сейчас не самые лучшие времена: достаточно вспомнить об уходе крупных спонсоров после серии допинговых скандалов, о неопределенности с перспективами глобального детища Маккуэйда - элитной серии "Про-тур", о затянувшейся тяжбе вокруг обвинений в использовании допинга лауреатом "Большой петли"-2006 Флойдом Лэндисом - и, как следствие, неясности с тем, кого же считать обладателем желтой майки "Тура" его или испанца Оскара Перейро Сио.
-Мистер Маккуэйд, согласитесь, что руководить мировым велоспортом вам выпало в более чем сложное время. Не возникает ощущения, что постоянные громкие скандалы приведут к резкому падению популярности велоспорта?
- Готов согласиться с тем, что от скандалов и разоблачений мировая спортивная общественность уже устала. Велоспорт действительно переживает сейчас отнюдь не самые светлые времена. И тем не менее не думаю, что ему грозит смерть.
-А вот в Испании, знаю, многие придерживаются иного мнения. Некоторые гонки там и вовсе отменяют, поскольку телеканалы отказываются их транслировать, мотивируя это тем, что велоспорт погряз в допингах. Плюс к этому из команд уходят крупные спонсоры - вспомните ту же "Либерти Сегурос".
- То, что кто-то уходит из велоспорта, - процесс объективный, так бывало и раньше. Да, испанская страховая компания "Либерти Сегурос" покинула нас, но для гонщиков одноименной команды во главе с Александром Винокуровым трагедии не произошло: в тяжелый момент их поддержала Федерация велоспорта Казахстана. Велоспорт был популярным видом спорта, таким и останется в будущем. Мою правоту подтверждает и нынешний малайзийский тур. Посмотрите, с каким воодушевлением и радушием здесь принимают участников гонки!
С другой стороны - проблемы, конечно, существуют, и нет смысла закрывать на них глаза. При этом считаю большой ошибкой испанских следственных властей то, что была допущена утечка информации о ходе небезызвестной "Операции Пуэрто" в прессу. Необходимо было сначала все тщательно проверить, собрать доказательства - и лишь затем, с конкретными обвинениями, выходить на публику. А что мы имеем сейчас? Кучу обвинений в адрес доброй половины лидеров мирового пелотона - к тому же очень часто за этими обвинениями нет никаких фактов.
Вдобавок ко всему от UCI требуют начать собственное расследование. Есть ли в нем смысл - не уверен. В общем, ситуация непростая. Но мы, уверен, преодолеем все трудности. А с допингом, убежден, бороться надо. В том числе радикальными средствами.
-Если честно, то складывается впечатление, что современным спортом в большей степени управляет Всемирное антидопинговое агентство (ВАДА), нежели международные федерации. Не кажется ли вам, что засилье антидопинговых служб лишь во вред имиджу спорта в целом?
- В ваших словах есть доля правды. Бывает, что президент ВАДА Дик Паунд высказывается о велоспорте и других видах несправедливо резко. Но это - детали. Главное заключается в ином: допинг - это зло, тогда как ВАДА стоит на страже чистоты спорта. Поэтому UCI работает в очень тесном контакте со специалистами этой организации.
-Правда ли, что вы готовы сделать все от вас зависящее, чтобы не допустить возвращения на гоночные трассы Яна Ульриха и Ивана Бассо, проходящих по делу доктора Эуфеманио Фуэнтеса?
- Я никогда не делал таких заявлений. Не понимаю, почему мне их приписывают.
-Тогда объясните, почему судебные власти пытаются чинить всяческие препятствия возвращению этих знаменитых гонщиков в строй? Немцу до сих пор не выдали профессиональную лицензию, а некоторые организаторы крупных гонок грозятся не допустить команду "Дискавери Чэннел" до стартов, если в ее составе будет заявлен итальянец.
- Этот вопрос не ко мне. Проблемы Ульриха со швейцарской велофедерацией - это исключительно проблемы гонщика и федерации. Уверяю вас, я никоим образом не имею к ним отношения. Знаю, что Ян намерен пройти ДНК-тест, чтобы полностью очиститься от обвинений. А Бассо вообще планирует поспорить в этом году за желтую майку на "Тур де Франс". Так что и здесь UCI не чинит никаких препятствий.
-А как вы прокомментируете ситуацию с нарушением американской "Дискавери Чэннел" так называемого этического кодекса команд "Про-тура", который запрещает командам этой серии приглашать гонщиков, проходящих по "делу Фуэнтеса"?
- Мне очень жаль, что боссы "Дискавери Чэннел" заключили контракт с Бассо. Да, юридически они имеют право заявить этого гонщика, поскольку никаких доказательств против него нет. Но с точки зрения нарушения "Этического кодекса" это некрасивый поступок.
Если честно, то я не хотел бы более пространно комментировать эту ситуацию. В любом случае было бы лучше для всех, если бы этот сезон Иван провел в какой-нибудь команде "Европа-тура".
-Скажите, а лично вам не будет жаль, если в этом сезоне, как и в предыдущем, мы из-за недоказанных обвинений будем лишены дуэли немца и итальянца во Франции на "Большой петле"?
- Вы слишком драматизируете ситуацию. В современном пелотоне и без этих гонщиков хватает ярких личностей. Природа, как известно, не терпит пустоты - на место сошедших героев приходят новые. Думаю, поединок двух Алехандро - Вальверде и Винокурова - ничуть не меньший триллер.
-А кого бы лично вы определили на роль лидера в сегодняшнем велоспорте?
- Мне очень симпатичен бельгиец Том Боонен. Чемпион мира-2005 обладает большим потенциалом, он молод, честолюбив, талантлив. А главное, у него есть то, что называется словом "харизма".
-Поговорим теперь о судьбе вашего детища - элитной серии "Про-тур". Как известно, многие организаторы гонок не в восторге от того, что включение в серию ограничивает их в выборе приглашенных команд. Команды, в свою очередь, жалуются на то, что велоспорт превращается в некий закрытый клуб, в который вхожи только богатые и сильные команды. А организаторы трех гранд-туров вообще периодически поднимают вопрос о выходе из серии и требуют независимости в вопросе приглашения участников. Не приведет ли все это в итоге к отмене серии "Про-тур" на третьем или четвертом году ее существования? ("Про-тур" дебютировал в 2005 году. - Прим. Р.А.)
- Трудности, безусловно, есть. И их не может не быть, поскольку любое начинание всегда встречает непонимание и с трудом пробивает себе дорогу. Но два прошедших сезона доказали, что идея "Про-тура" правильная и что она проживет еще немало лет. Более того, совершенно неверно считать, что разделение команд на участников серии "Про-тур" и континентальных туров ведет к превращению велоспорта в закрытый клуб. Ведь эта система для того и была придумана, чтобы популяризовать наш вид в странах, где ранее велоспорт не был столь развит. Теперь азиатские государства могут соревноваться в своем туре, американские - в своем. Есть "Африка-тур" и "Европа-тур". В последнем, кстати, выступает и новая российская команда "Тинькофф. Кредитные системы". Именно из команд континентальных туров и вырастают будущие участники "Про-тура".
-Планируете ли вы включить в число гонок серии "Про-тур" какую-нибудь неевропейскую гонку?
- В ближайшем времени UCI намерена рассмотреть этот вопрос. Это пошло бы на пользу и командам - участницам элитной серии и географию расширило бы. Не будем забывать и о том, что такая акция смогла бы привлечь в велоспорт новых спонсоров. Например, из гонок, проходящих в Азиатско-Тихоокеанском регионе, до уровня "Про-тура" вполне доросли многодневки Малайзии и Австралии.