Газета Спорт-Экспресс № 26 (4306) от 6 февраля 2007 года, интернет-версия - Полоса 7, Материал 2
ФУТБОЛ |
ПРЕМЬЕР-ЛИГА. Межсезонье |
Генеральный директор ФК "Ростов", который в течение 15 лет был правой рукой президента "Ротора" Владимира Горюнова, а потом недолго работал в ЦСКА, рассказывает о том, с какими проблемами он столкнулся в ростовском клубе и какими видятся ему перспективы команды.
Рохус ШОХ: "В РОСТОВ ПРИЕХАЛ ЗА АДРЕНАЛИНОМ"
- В "Ростов" я пришел 31 августа 2005 года, - напоминает Шох. - 26-го числа ЦСКА играл с "Ливерпулем" за Суперкубок Европы. А на следующий день после возвращения в Москву у меня состоялся серьезный разговор с Евгением Ленноровичем (Гинером. - Прим. "СЭ"). И он, между прочим, был против моего ухода. Но сказал: "Если к тебе отнесутся с пониманием, все получится. А препятствовать человеку, которого приглашают на самостоятельную руководящую работу, не имею права".
В итоге я согласился с предложением администрации Ростовской области, хотя многие отговаривали, называя меня авантюристом. Потому что ситуация у клуба была пиковая. За девять туров до окончания чемпионата "Ростов" шел последним, отставая от занимавшей спасительное 14-е место "Алании" на четыре очка.
-Как же вы решились отказаться от устроенной жизни в ЦСКА?
- Имелись амбиции и идеи, которые хотелось реализовать. Хотя в ЦСКА дела шли отлично. При мне клуб выиграл Кубок УЕФА и Кубок России. У меня был интересный участок работы, и за восемь месяцев пребывания в армейском клубе я многое для себя почерпнул. Как технический директор, занимался спортсооружениями, в том числе вопросами, связанными со строительством нового стадиона. И все же чего-то для души не хватало. Адреналин выделялся, но, видимо, хотелось, чтобы его было больше.
Мое решение не было скоропалительным, хотя принималось оно очень сложно. Изучив календарь, выяснил, что команде осталось сыграть со всеми прямыми конкурентами - "Амкаром", "Аланией", "Тереком", "Томью" и "Крыльями". И только с "Тереком" - на выезде. Тем не менее шансов на сохранение места в премьер-лиге было очень мало. Потому при первой встрече с руководством области сказал, что не стоит видеть во мне пожарного. Мы и исходили из того, что задача любой ценой остаться в премьер-лиге перед командой не стоит.
РАССЛАБЬТЕСЬ - И ПОЛУЧИТЕ УДОВОЛЬСТВИЕ ОТ ФУТБОЛА
-Не думали пригласить знакомого вам тренера?
- Нет, конечно. Сергей Балахнин вернулся в команду за две недели до моего прихода. Он местный, знал и ростовские нюансы, и футболистов. Я же, познакомившись с командой, пришел к выводу: пусть уровень мастерства игроков в целом невысок, им под силу сохранить для Ростова место в классе сильнейших. Но команда находилась в жесточайшем моральном кризисе, из которого ее надо было срочно вывести. Именно психология имела решающее значение.
Было важно в короткий срок, с одной стороны, сплотить футболистов, а с другой - раскрепостить команду и в первую очередь главного тренера. У Балахнина играло самолюбие, и он испытывал сильное напряжение, которое передавалось игрокам. Потому сказал ему: "Не волнуйся. Я беседовал с губернатором. Все понимают, что шансов выжить в премьер-лиге у нас мало". И футболистам сказал: "По уровню мастерства вы не уступаете конкурентам. Ваша задача - выходить и играть в футбол, проявляя высочайшую самоотдачу. Но не думайте постоянно о результате. Получится - хорошо, нет - не беда".
Это был, конечно, хитрый ход, и он удался. "Ростов" преодолел финишный отрезок почти в чемпионском темпе, одержав в девяти последних матчах пять побед. С другой стороны, не обошлось без везения.
-Кто-то из футболистов стал вашим соратником?
- В первую очередь Михаил Осинов, которого хорошо знал по "Ротору". Звал его из "Уралмаша", потом из "Маккаби" Тель-Авив. Когда же в Волгограде у Миши не складывались дела, сам позвонил в Ростов и предложил его взять. В этом городе Осинов прижился. Он не только капитан, но и лидер по духу.
УРУГВАЙСКИЙ МАНЧИНИ ДАЖЕ НЕ СЛЫШАЛ ПРО ОДНОФАМИЛЬЦА
-Какими рычагами вы воспользовались, чтобы мобилизовать команду?
- Финансовые рычаги, не скрою, были. Премиальные повысили. Но это был дополнительный, а не решающий фактор. Важно было в принципе добиться доверия со стороны игроков. Потому я сразу поставил условие: выдавать зарплату и премии надо вовремя, чтобы футболисты почувствовали, что отношение к ним изменилось.
А призывать сражаться за Дон да за Родину было бы смешно. Патриотизм никто не отменял, но к кому были бы обращены призывы? На первом собрании я не мог понять, почему со всех сторон раздается гул. Оказалось, мое выступление переводили сразу на несколько языков. В клубе насчитывалось 18 легионеров из дальнего зарубежья! И 90 процентов из них - низкого качества. Я не мог понять, как вообще некоторые из них попали в Россию.
Был, например, уругваец с громкой футбольной фамилией Манчини. Очевидно, у него итальянские корни. Купили этого горе-игрока за 800 тысяч долларов. Так он в дубле не тянул! И даже не слышал о существовании великого однофамильца, который не когда-то в 30-х играл, а совсем недавно, да и тренером известным стал. Тренировался наш Манчини с молодежной командой, которая выступала на первенство области, и никуда не хотел уезжать. И ведь не мальчик уже - ему 27 лет было. Я его отпускал на все четыре стороны, а в ответ слышал: "А мне здесь хорошо". Это ж нонсенс.
Чтобы облегчить платежную ведомость, распихивали игроков по командам, искали и находили компромиссы, кое-кому пришлось выплатить немалые компенсации. Но были и неплохие легионеры. Крушчич, к примеру, отличный парень и подходящий для нашей команды игрок. Он так пришелся ко двору, что, кажется, уже донским казаком стал. Здорово помог команде удержаться в премьер-лиге арендованный у "Зенита" Горак. Прошлый сезон прекрасно провел Танасьевич.
-Два-три года назад "Ростов" отличался внушительной африканской прослойкой. А теперь в команде остался только Каньенда. Почему?
- Когда я пришел в клуб, неплохо смотрелся Зване. По своей квалификации он подходил для премьер-лиги. Но у него истек срок контракта, а продлевать его он не захотел. У Зване умер брат в ЮАР, и он решил уехать. Бут же был продан еще до меня. Это была потеря для состава, однако сделка получилась выгодной и потому оправданной. Но как можно было продавать Адамова? Воспитанник волгоградского футбола, он родом из Ростовской области. Мягко говоря, это грубейшая ошибка.
При этом из-за ограниченных финансовых возможностей мы в прошлом году формировали команду даже не по остаточному принципу, а сугубо на основе аренды. Танасьевича, Каньенду, Лайзанса взяли бесплатно - за счет личных связей. Пригодились и Вьештица, и Гогниев, и, пусть в меньшей степени, Орлов. Все они были у нас в аренде. При этом, по версии "СЭ", мы находились среди лучших по соотношению "цена - качество".
-Сколько истратили на комплектование в прошлом году и сколько выделяете на трансферы сейчас?
- В прошлом - около миллиона долларов, сейчас - около 3 миллионов. При этом мы стали приобретать футболистов. Команду пополнили Близнюк, Герус, Могилевский, Виноградов, выкупаем у "Зенита" "серебряную связку", как называл Властимил Петржела защитников Вьештицу и Горака. Они оба у нас играли, да и по-русски эти игроки говорят. Каньенда тоже более или менее освоил русский. Так что теперь огромный штат переводчиков клубу не требуется. Балахнин не скрывал радости, что впервые поехал на сборы не с временщиками. Не все же такие бойцы, как Танасьевич, который работал на совесть весь сезон, несмотря на свой статус. Мы хотели бы оставить Йована в команде, да и сам он был не прочь остаться, но "Динамо" отказалось его отпустить. Ушли Олеников, Чичкин и Баги, у которых закончились контракты, уругвайцы Перес и Гутьеррес, а также арендованные Орлов, Лайзанс и Гогниев.
Радует, что изменилось отношение к клубу. Год назад мы столкнулись с тем, что футболисты не хотели ехать в "Ростов", так упал его имидж. Гогниев согласился лишь потому, что хорошо меня знал по "Ротору". А с каким трудом уговорили Танасьевича, Лайзанса, Вьештицу! И здесь активно помогал мой помощник Сергей Нечай.
ПЕРЕСТРОЙКА РАДИ СВЕТЛОГО БУДУЩЕГО
-Чем не нравился футболистам "Ростов"? Не хотели бороться за выживание? Или сказывались ненадежное финансирование, плохая база, сложный характер прежнего президента?
- Наверное, все в комплексе. Слышал, что в Ростове проблемы с базой, но полное отсутствие инфраструктуры все же поразило. Детская школа работала слабо. Условия для занятий - хуже, чем у иных клубов второй лиги. Директором работала женщина, ничего в футболе не смыслившая. Неудивительно, что и отдача была нулевой. При этом люди говорят о богатых традициях ростовского футбола, о том, что знаменитый спортинтернат подготовил Хидиятуллина и Глушакова. Но я на первой же пресс-конференции задал журналистам вопрос: "Кого в городе за последние 15 лет подготовили даже не для сборной, а для премьер-лиги?" Кириченко? Стоп, это не ваш! Он ставропольский, играл в Таганроге, откуда его и взяли. Последний воспитанник серьезного уровня - это мальчик из Кургана Дима Лоськов. После него - пустыня. А где растить игроков, если нет условий?
Встретились с губернатором Владимиром Федоровичем Чубом. И вдруг я слышу: "Какие проблемы?! Наконец ко мне пришел руководитель, желающий создать инфраструктуру. Нужны деньги на развитие детско-юношеского футбола, строительство базы и полей? Конечно, дадим!" И слова не разошлись с делом. Мы уже открыли современный корпус с одноместными номерами для футболистов. В мае, надеюсь, сдадим спальный корпус для дублеров, в котором разместятся также столовая и медицинский центр. В конце апреля рассчитываем открыть мини-стадион с искусственным покрытием, подогревом и небольшими трибунами - на нем будут играть дубль и школа. Закладываем манеж, который надеемся сдать в конце года.
-Желание строить - не следствие долгой совместной работы с Горюновым?
- Спасибо Владимиру Дмитриевичу за полученную школы. Но первый опыт я получил в "Днепре", когда работал с Жиздиком и Кучеревским: первый в СССР хозрасчетный клуб на моих глазах строился. Там понимали, что без базиса не может быть будущего. Кстати, самая большая наша проблема, на мой взгляд, не поля. Их можно довольно быстро построить. Сложнее восстановить мощнейший институт детских тренеров, который мы потеряли. В советские времена детский тренер обеспечивал семью, мог и квартиру от государства получить. Когда же Союз развалился, кто ушел в коммерцию, кто спился. Остались единицы энтузиастов. Потому игроки в команду мастеров приходят, не имея школы. Я во второй союзной лиге играл - не было у меня особых способностей, но отдельные технические приемы и сегодня могу выполнить. А футболисты молодежной сборной страны о них даже не знают и не могут повторить.
С другой стороны, реорганизовали дубль. Еще недавно в нем играли те, кому давно уже больше двадцати, да еще пять-шесть иностранцев. И эта абсолютно бесперспективная команда вдобавок плелась на 15-м месте. Пригласил я из Волгограда молодого тренера Александра Лаптева. Лично я его почти не знал, но с работой его был знаком. Концедалов - его, между прочим, воспитанник. И мы набрали новую команду в основном из футболистов 1989 года рождения. Взяли несколько ростовчан, а также пригласили очень мало кому известных игроков из Орла, Воронежа, Волгограда, Ставрополя, Кургана. И наш дубль, самый молодой в премьер-лиге, финишировал пятым.
Вадим Никонов, тренер сборной для игроков 1989 года, сказал, что хотел бы из нашего клуба семь человек привлечь, хотя на чемпионате Европы играл только Маренич. Потому что ростовская молодежь имеет постоянную практику. Сейчас на сбор с основой поехали пятеро футболистов 89-го года. Верю, что через пару лет человек пять будут выходить в основном составе, в котором Маренич и Гарбуз уже успели дебютировать.
БУЗНИКИН ПРИЗНАЛ, ЧТО ЕГО ШТРАФОВАЛИ ПРАВИЛЬНО
-У "Ростова" сложилась репутация клуба с нестабильным финансовым положением. Как обстоят дела теперь? Федорычев-то из российского футбола, похоже, совсем ушел.
- Намекаете на "Агрофест-Дон"? Эта компания сотрудничала с клубом, предоставляла в 2005 году займы, но она не была его акционером. Причем юридически она принадлежит не Федорычеву, а является партнером "Федкоминвеста".
-А кому принадлежит клуб?
- Контрольный пакет акций у администрации Ростовской области. Так было и при Иване Саввиди, который являлся одним из акционеров. Сейчас ведутся переговоры с потенциальным крупным акционером, раскрыть название которого не имею права. При этом предполагаем, что у администрации останется блокирующий пакет - 25 процентов плюс одна акция. Губернатор области понимает, как важен большой футбол для региона.
Из бюджета финансируются не только строительные работы. Область дает еще клубу сто миллионов рублей в год на текущие расходы. Это оплата перелетов команды, коммунальных счетов, инвентаря, питания и медицинского обеспечения игроков. А вот трансферы, зарплаты, в том числе работникам клуба, а также премии из бюджета не оплачиваются. Средства на эти цели поступают от спонсоров и частных акционеров, от коммерческой деятельности клуба. Поэтому военнослужащие, учителя и медики не могут сказать, что футболисты, да еще иностранцы, проедают "наши деньги".
-В чем суть конфликта клуба с Бузникиным?
- В том, что Максим - мастер, ни у кого никогда не было сомнений. Во второй половине 2005-го он очень помог команде, забив в 13 матчах чемпионата 7 голов. Но потом случился некий психологический казус. Игрок заключил с клубом хороший контракт - и посчитал дело выполненным. Балахнин жаловался, что не видит с его стороны рвения на тренировках и в играх. Разговоры ничего не дали, и в середине сезона мы не видели иного выхода, кроме наложения на футболиста штрафа, о чем предупредили и его, и всю команду. Штрафовали жестко - из месяца в месяц. Максиму же сказали: считаешь, что клуб не прав, - есть Палата по разрешению споров. Бузникин был уверен, что выиграет дело, но его обращения ни к чему не привели. Николай Толстых лишь посоветовал найти компромисс. И мы нашли общий язык. Игрок согласился, что его наказывали справедливо, и это делает ему честь. Сейчас Балахнин говорит, что давно не видел, чтобы Бузникин так хорошо работал.
-Каньенда не собирается уходить?
- По моим сведениям, Каньенда хочет играть только в "Ростове". "Локомотиву" он не подходил, а для нашего клуба - вполне. Шесть мячей забил, голевые ситуации создавал, пенальти зарабатывал. Вот только выкупить его трансфер у "Локомотива" мы не в силах. Так что этот нападающий у нас по-прежнему в аренде.
-Малавийца даже не смутила драка в раздевалке после матча с ЦСКА?
- Какая драка? Меня во время того матча в Ростове не было - ездил на лечение в Германию. Поскольку были соответствующие утверждения в прессе, расспросил игроков и Балахнина. Никто ни о какой драке мне ничего не сказал. Хотя в команде всякое может случиться.
-Нашумевший матч с ЦСКА впоследствии не разбирали?
- Зачем? Из-за того, что кто-то что-то написал? Ведь можно в таком случае и игру со "Спартаком" под сомнение поставить, когда голы нам забивались в результате элементарных промахов защиты и вратаря. В таком случае надо и игру со "Спартаком" разбирать. Футбол соткан из ошибок. Где-то оборона сплоховала, где-то голкипер дрогнул...
ДЛЯ НАЧАЛА КЛУБ УШЕЛ ОТ МАССОВОЙ АРЕНДЫ
-Прошлый чемпионат сложился для "Ростова" не столь тяжело, как в 2005-м. Тем не менее сдвиг произошел несущественный - с 13-го места команда поднялась на 12-е. Да и вообще за последние семь лет она отличается своеобразной стабильностью, занимая места в диапазоне от 11-го до 13-го. Такова ее участь?
- Перед началом сезона болельщиков волновал вопрос, не будет ли клуб вновь бороться до последнего за выживание. Я им сказал, что поставлена одна задача: избавить людей в заключительных турах от валидола. И эту задачу мы выполнили еще туров за семь до окончания первенства. С другой стороны, в нашем чемпионате образовалась мощная прослойка середняков, клубов, примерно равных по силам. Отставание от 13-го места до пятой-шестой строчки невелико. К счастью, играют не денежки, потому что если сопоставлять бюджеты, то "Ростов", к сожалению, в конце. Мы уступали и "Динамо", и "Шиннику". В финансовом плане наш клуб в одной компании со "Спартаком" из Нальчика и "Амкаром".
-То есть в последней тройке?
- Видимо, да.
-Что-то меняется?
- Бюджет увеличивается. Но растут и цены. "Зенит", не в обиду ему будь сказано, взорвал внутренний рынок. Кроме того, сказывается новое для России положение, согласно которому игрок по окончании срока действия контракта покидает клуб свободным агентом - без компенсации для клуба.
-Какие надежды связываете с будущим?
- Самое главное - "Ростов" ушел от массовой аренды футболистов. Это позволяет строить планы на два-три года вперед. Если все сбудется, то через пару лет провинциальная команда сможет реально побороться за путевку в еврокубки.
Александр ЛЬВОВ, Александр ПРОСВЕТОВ