Газета Спорт-Экспресс № 14 (4294) от 23 января 2007 года, интернет-версия - Полоса 3, Материал 1
ФУТБОЛ |
КУБОК ПЕРВОГО КАНАЛА |
Руководство "Спартака" не скрывает: в команде существует вратарская проблема. Корреспондент "СЭ" побеседовал с тренером голкиперов красно-белых Юрием Перескоковым.
СПАРТАКОВСКИЕ ВРАТАРИ - НЕ ДВА МЕДВЕДЯ В БЕРЛОГЕ
Правда, началась наша беседа с биографических воспоминаний.
- Я начинал играть в Кирове во второй союзной лиге под началом Валерия Овчинникова, который там тоже дебютировал - как тренер, - рассказал Перескоков. - Потом полгода пробыл в "Спартаке", откуда меня отправили в "Красную Пресню". Отыграл в этой команде три года, а потом наши с Олегом Ивановичем Романцевым пути разошлись. Меня пригласили в бакинский "Нефтчи", затем - в "Факел", а он уехал в Орджоникидзе, ныне Владикавказ. Когда же я сам оказался в "Спартаке" из Северной Осетии, Романцев принял "Спартак" московский, так что два года мне довелось поработать с Валерием Георгиевичем Газзаевым. Вместе с ним вышел в высшую лигу еще советского чемпионата. После этого перешел в "Пахтакор", в котором главным тренером был бывший спартаковец Федор Сергеевич Новиков, с которым я успел поработать в "Красной Пресне" еще до Романцева. В Ташкенте провел последние полтора года игровой карьеры. Завершив ее, стал тренировать вратарей в Нижнем Новгороде - так мы опять оказались вместе с Овчинниковым. Был главным тренером в мини-футбольном "Норильском никеле", но тянуло обратно в большой футбол, и я принял предложение новороссийского "Черноморца". Там прекрасно работалось, но, когда спустя полтора года пригласили в "Спартак", отказаться не мог.
-Застали Романцева?
- Нет. Я пришел, когда команду принял Андрей Чернышов.
-Вы были с ним знакомы?
- Конечно. Вместе до той поры не работали, но играть друг против друга доводилось.
-Вам, не выступавшему за ведущие команды страны, не трудно было освоиться в таком клубе, как "Спартак"?
- С одной стороны, в клубе такого масштаба я действительно не играл. С другой - мне повезло, что судьба свела с такими масштабными людьми, как Романцев и Газзаев. Поработав с ними, я привык к высоким требованиям, поэтому, придя в "Спартак", особых сложностей не испытывал.
ПОСЛЕ МАТЧА С "ТОРПЕДО" КОВАЛЕВСКИ ИЗВИНИЛСЯ ПЕРЕД КОМАНДОЙ
-"Спартак" очень сильно нуждается сейчас в приобретении вратаря?
- Это вопрос к руководству клуба. Переговоры ведутся, но с моей стороны было бы некорректно высказываться на данную тему. Если руководство сочтет необходимым приобрести вратаря, буду с ним работать.
-Разговоры на эту тему пошли после того, как в конце сезона Войцех Ковалевски испытал определенный спад, допустив ряд серьезных ошибок. Вы с данным мнением согласны?
- Мы вспоминаем об этих ошибках, потому что они повлияли на результат. Если бы "Спартак" забил больше "Торпедо" или "Шиннику", нелепые огрехи вратаря не бросались бы в глаза, и сейчас мы их не обсуждали бы. Результат в этих матчах висел на волоске, и соперники на последних минутах сравнивали счет. Но почему-то не встает вопрос о том, что следовало забить два-три мяча - и все было бы в порядке. При этом никто не вспоминал о более явных, с моей точки зрения, ошибках Войцеха, которые не приводили к грустным последствиям и которые публика сразу забывала. Мы же в своем коллективе внимание на них акцентировали.
-Вы обсуждаете промахи, устраивая некую летучку с участием всех вратарей?
- Иногда мы дискутируем в общем кругу. Каждый высказывает свое мнение о том, как можно было сыграть в том или ином моменте. Но некоторые ошибки, если они болезненные, я обсуждаю с допустившим их вратарем один на один.
-Ковалевски меня поистине восхитил тем, что после матча с "Торпедо" не уклонился от общения с журналистами, а прямо сказал: "Я виноват. Это из-за меня команда потеряла два очка".
- А для меня в этом ничего удивительного не было, потому что я знаю Войцеха как сильного, мужественного, честного человека. Если он допускает ошибки, что, к слову происходит нечасто, то находит в себе силы признать их и извиниться в раздевалке перед всей командой.
-После матча с "Торпедо" он извинился?
- Да.
-Наверняка вы обсуждали эпизод из матча с "Сатурном", в котором Ковалевски в столкновении с Баффуром Гьяном получил сотрясение мозга. Сейчас, по прошествии времени, как полагаете: ганец все-таки ударил спартаковского вратаря умышленно?
- Не могу этого утверждать наверняка, но тот момент у меня стоит перед глазами, и я убежден, что Гьян мог избежать столкновения.
ЗУЕВ ЖДЕТ СВОЕГО ЧАСА
-Со стороны кажется, что у Ковалевски с Алексеем Зуевым сложились приятельские отношения. Это верное впечатление?
- Они давно работают в одной связке, даже отпуск проводили вместе. Леша ездил к Войцеху в гости в Польшу. И отсутствие антагонизмов в их отношениях идет команде только на пользу.
-А в других клубах конфронтация голкиперов бывает?
- Да. Я сам, будучи игроком, проходил через неприятные испытания, когда сталкивались два медведя в берлоге. Хорошо, что в "Спартаке" такого нет.
-Чья это заслуга?
- В первую очередь самих вратарей, с которыми мне повезло.
-Вы не считаете, что Зуев в запасе пересидел? Все-таки ему уже 26 лет. Или ему стоит вдохновляться примерами, когда вратарь дожидался своего часа? Скажем, Александр Уваров или Станислав Черчесов.
- Как раз собирался назвать эти фамилии, да вы опередили. Может быть, сказать так: Зуев не пересидел, а набирается опыта в сильной команде, чтобы однажды себя показать во всей красе. У каждого человека своя судьба. Кто-то, как Дмитрий Харин или Игорь Акинфеев, заиграл сразу, а у кого-то путь к признанию получается более долгим и сложным.
-В интервью "СЭ" патрон "Спартака" Леонид Федун сказал, что считает Дмитрия Хомича самым талантливым вратарем в стране после Акинфеева. Вы с этим согласны?
- Потенциал у Димы действительно огромный, но его еще надо реализовать.
СОВСЕМ ОТДЕЛЯТЬСЯ ГОЛКИПЕРАМ НЕЛЬЗЯ
-Как полагаете, знаменитая отечественная вратарская школа по-прежнему существует?
- В СССР сложилась прекрасная школа. Тогда, какой клуб ни возьми, вратари были с именем. Даже в первой лиге играли отличные голкиперы. Затем в российском футболе образовался пробел в подготовке игроков. Коснулось это и вратарей. Но сейчас наша школа, слава богу, возрождается благодаря тому, что вратари из прежней плеяды стали работать в клубах тренерами и делятся с молодежью своим опытом.
-А какая из зарубежных вратарских школ вам импонирует?
- Мне очень нравится итальянская школа. Даже в клубах средней руки там есть очень приличные вратари. В свое время сильнейшая школа была у немцев. Но сейчас в Германии, как и во Франции, появляются лишь одиночные всходы. С этим ничего не сделаешь - изначально таланты должна рождать природа.
-Есть для тренеров вратарей специальные курсы или вы все самоучки?
- Я закончил Высшую школу тренеров.
-Там для вратарей была отдельная специализация?
- Нет, мы обучались вместе со всеми. Но дипломную работу я писал об игре вратарей. Кроме того, тренеры обмениваются опытом в общении с коллегами, черпают информацию из интернета, ездят на стажировки в зарубежные клубы.
-Когда вы играли, в клубах не было специальных тренеров вратарей. И вы, наверное, бегали вместе со всеми кроссы?
- Конечно. Мы вообще почти не выделялись, если не считать прыжковой работы. В "Спартаке", правда, Новиков, один из помощников Константина Ивановича Бескова, очень много внимания уделял на тренировках голкиперам. Пожалуй, его-то можно считать отечественным прообразом тренера вратарей.
-А сегодня у вратарей существует как бы свой мирок внутри команды?
- Совсем отделяться от общей работы нельзя. Но мы просчитываем, что именно для вратарей нужно, что им полезно, а что - нет. Соответственно дозируем нагрузки.
Александр ПРОСВЕТОВ |
Белек - Москва |