Газета Спорт-Экспресс № 12 (4292) от 20 января 2007 года, интернет-версия - Полоса 1, Материал 3

20 января 2007

20 января 2007 | Хоккей

ХОККЕЙ

МОЖЕТ, РАДИ КОВАЛЬЧУКА НАМ И ХАРТЛИ В СБОРНУЮ ВЗЯТЬ?

Павел СТРИЖЕВСКИЙ

из Атланты

Порой люди кажутся законсервированными во времени. За три года, что я не видел представителей клуба "Атланта Трэшерз" после своего отъезда из Атланты в Россию, не изменился никто, за исключением, пожалуй, одного. Джефф Оджерс, самый первый "телохранитель" Ильи Ковальчука в НХЛ, завершил карьеру держиморды, переквалифицировался в радиокомментаторы, и с его лица исчезли чудовищные тараканьи усы.

- Пора было остепениться и перестать распугивать женщин и детей, - улыбнулся Оджерс когда я спросил, "зачем Володька сбрил усы". - Я и сейчас-то не Том Круз, а раньше детишкам после встречи со мной вообще нехорошие сны снились.

Не изменился и Боб Хартли самый обаятельный, по моему глубокому убеждению, тренер НХЛ. Он все так же шутлив и мил с журналистами, и все так же трепетно относится к двум игрокам, попадающим для российских болельщиков в категорию "самые". И все той же взаимностью отвечают ему они: Ковальчук - самая непонятая и отвергнутая российская звезда, и Вячеслав Козлов - самая, увы, нами недооцененная.

-Похоже, вы - единственный тренер, кому удается заставить Ковальчука показывать лучшее, на что он способен. К отчаянию всей огромной России, в национальной сборной ничего похожего у него не получается на протяжении всей карьеры, - сказал я Хартли при первой же встрече.

- Вы намекаете на то, что собираетесь протолкнуть меня на должность главного тренера сборной России? Говорю сразу: в качестве своего ассистента я требую Виктора Тихонова! (Смеется.)

-Можете сравнить Ковальчука трехлетней давности с сегодняшним?

- Прогресс Ильи очевиден. На днях я смотрел на статистику Стива Айзермана, и знаете, что обнаружил? В те годы, когда Стив был чистым снайпером и набирал за "Детройт" по сотне очков за сезон, "Ред Уингз" ничего не выигрывал. И вдруг Стив заиграл в другой хоккей - двусторонний, с одинаковой степенью ответственности во всех трех зонах, - его результативность начала опускаться, но команда добилась огромного прогресса. Илья все еще открывает для себя новые аспекты хоккея, но в плане ведения игры в обоих направлениях и понимания своей роли в каждой из трех зон вырос очень сильно.

-Как вы ведете себя с Ковальчуком, когда он допускает ошибку?

- (С улыбкой.) По-разному. Если ошибка незначительная, я объясняю Илье ее суть по-английски. Когда же я взбешен кричу на него по-французски. Моих слов он не понимает, зато знает, что я очень недоволен.

Поймите, я не стремлюсь и никогда не стремился сделать из Ковальчука оборонительного форварда. Все, чего я от него требую, - это элементарной ответственности, и между этими двумя понятиями огромная разница. Кови - игрок драматичный. Он способен одним броском заставить 18 с половиной тысяч человек вскочить на ноги. Но с первого же дня наш с ним главный совместный план - это сделать из него "плюсового" игрока (Хартли имеет в виду показатель полезности. - Прим. П.С.) . К началу нынешнего сезона его суммарный показатель за карьеру, если не ошибаюсь, был "минус 59". Я сказал ему: "Кови, если ты хочешь помочь нам выигрывать, то запомни: здесь тебе не PGA (Профессиональная ассоциация гольфа. - Прим. П.С.) , а НХЛ. Здесь вся суть не в "минусах", а в "плюсах". Похоже, он меня понял и теперь старается расти именно в этом направлении.

-Вашу игру в НХЛ Россия не видит совсем, и многие болельщики, наблюдающие за вами только в сборной, убеждены, что вы - плохой, эгоистичный и совсем не командный игрок. Можете объяснить, почему в свою истинную силу вам удается играть только за океаном и только у тренера Боба Хартли? - вопрос уже самому Илье Ковальчуку.

- Потому что этот человек понимает меня и знает, как правильно использовать. И дает мне нужное для этого время на льду. Когда же я приезжаю в сборную, игроки там все хорошие, но состав, с моей точки зрения, набирается тренерами неправильно. Когда в команде одни звезды, игрового времени на всех не хватает. Сборную-то нужно набирать не для того, чтобы убивать соперников именами, а для того, чтобы выигрывать. Ни один игрок, приезжающий в национальную команду, чтобы играть по 10 - 12 минут за матч, не сможет показать всего, на что способен. Будем надеяться, что тренеры нового поколения - тот же Быков - сумеют набрать команду не по принципу кто лучше всех играет в НХЛ, а пригласят тех, кто подходит по стилю под его концепцию. Именно тех, в кого верит лично он.

-Упрек Крикунова в том, что "Ковальчук пропил венский чемпионат мира", имеет под собой почву?

- Просто старческий бред, иначе и не скажешь. Видимо, из-за того, что этот человек рос в другом поколении, для него любой ужин в ресторане означает одно: водка и соленый огурец. На дворе двадцать первый век. Если ты пошел поужинать это не значит, что из ресторана ты обязан приползти пьяным. Мы играем по 90 матчей за чемпионат, и если за каждым ужином хлебать водку - постарели бы лет на 40 за сезон. Просто несерьезно слышать такие веши от человека, которому уже за 50...

Впрочем, даже у милейшего Хартли нежная отеческая лирика в отношении лучшего российского снайпера последней пятилетки временами сменяется праведным гневом не только на французском, но и на английском языке. После поражения в Нью-Джерси, ставшего для "Атланты" пятым подряд, из тренера, как выражаются американцы, "вылетела пробка". Все накопленное раздражение и злость по поводу этой серии вылились в короткой минутной тираде:

"Все очень просто, - вымолвил Хартли сквозь сжатые зубы.

- Все перевернулось после потери шайбы Ковальчуком. Матч был у нас под контролем, мы играли в свою идеальную игру. Зачем ему понадобилось валять дурака с шайбой у синей линии - я, наверное, не пойму никогда. Очень огорчительно, когда твой якобы лучший игрок такое вытворяет..."

Однако знаете, в чем отличие Хартли от всех остальных тренеров Ковальчука? Выпустив пар, Хартли не стал штрафовать Илью, как поступал с ним в "Ак Барсе" Зинэтула Билялетдинов, не стал сажать на лавку, как неоднократно делал его предшественник в "Атланте" Курт Фрэйзер, не стал даже сокращать провинившемуся Ковальчуку игровое время, как поступал в сборной России Владимир Крикунов. На следующий же вечер в матче с "Каролиной" Илья провел на льду почти 24 минуты - и свою черную серию "Атланта" завершила.

Окончание - стр. 5