Газета Спорт-Экспресс № 292 (4271) от 19 декабря 2006 года, интернет-версия - Полоса 13, Материал 2
КОНЬКИ |
Начало нынешнего конькобежного сезона принесло российским любителям этого вида спорта сплошные разочарования. Позади ровно половина этапов Кубка мира, а лучшим нашим результатом остается третье место Ивана Скобрева на дистанции 1500 м, добытое им в конце ноября в Москве, и бронза Светланы Кайкан на неолимпийской "сотне" в Нагано.
На носу январь и самые ответственные старты послеолимпийского сезона - многоборный чемпионат Европы, чемпионаты мира по спринту и многоборью. Ответ на вопрос, что нам от них ждать, мы получим через неделю, когда на новом крытом катке в Коломне завершится чемпионат страны. Однако некоторые выводы можно сделать уже сейчас.
Корреспондент "СЭ" побеседовала с Владимиром Филипповым, заслуженным тренером страны, наставником чемпионки мира и Олимпийских игр Светланы Журовой.
НОВЫЕ КАТКИ - НЕ МОМЕНТАЛЬНАЯ ПАНАЦЕЯ ОТ ВСЕХ БЕД
-После отличного выступления россиян на Белой олимпиаде в Турине в этом сезоне мы наблюдаем отступление даже не на прежние позиции, а еще дальше. С чем, на ваш взгляд, это связано?
- Причин много. Чтобы результаты олимпийского сезона оказались не разовым всплеском, а стали фундаментом для дальнейшего прогресса, нужно было предпринимать определенные шаги. К примеру, были планы сформировать две спринтерские команды, мужскую и женскую, в которых вместе с опытными и титулованными спортсменами тренировались бы молодые, подающие надежды, и тогда ветераны могли бы напрямую передавать наследникам свой опыт. Журова собиралась остаться в коньках еще на сезон как раз для того, чтобы рядом с ней могли набираться сил молодые. Увы, Союз конькобежцев России под предлогом отсутствия средств нам в этом отказал. В итоге у Светланы пропал стимул продолжать тренироваться, и ее уникальный багаж знаний фактически пропадает. Ведь в прошлом сезоне многие иностранные специалисты специально приезжали на этапы Кубка мира, чтобы снимать на видео бег Журовой - как эталон, как классический мужской бег в исполнении женщины! Представляете, как много она могла бы дать молодым, но ее такой возможности лишили. Вот и вышло, что сейчас российский женский спринт на международной арене представлен фактически одной Светланой Кайкан.
Что касается мужчин, то и здесь ситуация непростая. Вице-чемпион мира и Олимпийских игр Дмитрий Дорофеев, судя по всему, выбыл из строя до конца сезона - ему прооперировали травмированное колено. С травмы начал сезон и Дмитрий Лобков: на одной из тренировок он пробил лезвием конька ногу рядом с ахиллом и пока никак не может выйти на тот уровень, который от него ждут. Разрыв в результатах Лобкова и тех, кто сейчас задает тон в спринте, быстро ликвидировать, на мой взгляд, очень тяжело. А надо, потому что ситуация, по сути, катастрофическая: мы не просто не выступаем, как год назад, мы теряем места и допуски на главные турниры сезона! Ведь даже на кубковых этапах, по результатам которых идет отбор на чемпионаты мира, от страны могут быть заявлены два спортсмена плюс те, кто попадает в число 20 лучших (но все равно не более пяти), а у нас с трудом набирается трое!
В такой ситуации сам бог велел начать обстреливать молодежь, но обстреливать оказалось практически некого. Есть молодой Игорь Нефедьев, рекордсмен страны и призер юниорского чемпионата мира, проявляющий явную склонность к спринту, но он попал в новую обстановку и немного растерялся.
-В начале сезона главный тренер нашей сборной Николай Гудин в разговоре со мной сказал, что женский спринт в России - это одна-единственная Светлана Журова. Но она решила завершить карьеру. Значит ли это, что наш женский спринт закончился вместе с ней? Ведь как подчеркнул Гудин, тренеры, с которыми он беседовал, в один голос твердят: второй Журовой среди подрастающих спортсменок нет...
- Знаете, я бы не стал выносить столь категоричный приговор. Возьмите ту же Кайкан, которая на последних этапах Кубка мира дважды была шестой на "пятисотке" и третьей на 100-метровке. Да, она давно выступает на международном уровне, у нее был некоторый спад в результатах, но я считаю, что Светлана вполне способна возродиться, особенно сейчас, когда стала, по сути, единоличным лидером сборной.
А насчет отсутствия в резерве второй Журовой... Если все время повторять, что ничего нет, то ничего и не будет. Надо искать, воспитывать, а не сидеть сложа руки. Очень хороша и перспективна, на мой взгляд, Екатерина Малышева, но из нее - при явной склонности девушки к спринту - почему-то стремятся делать многоборку.
-После туринской Олимпиады в наших коньках произошла перестройка - от активной тренерской деятельности были отстранены самые опытные наставники, в том числе вы и Валерий Муратов. Идея вроде бы понятна: в начале нового олимпийского цикла поставить во главе сборных молодых тренеров - Вадима Саютина (многоборье) и Сергея Клевченю (спринт) - и дать им набраться опыта до Игр-2010 в Ванкувере... И все же не слишком ли резким и преждевременным было кардинальное обновление тренерских кадров? Оправдан ли, по-вашему, такой шаг СКР?
- Вообще-то это сложная тема. Никто из нас не собирался работать до ста лет и умереть на своем посту. Мы готовы уступить место молодым. Но было бы лучше, если бы наши преемники еще год-два покрутились рядом с нами, а не попали в круговорот больших коньков сразу и в одиночку. На мой взгляд, нынешняя ситуация во многом объясняется тем, что в сборной не очень опытные тренеры. К примеру, на российском уровне молодые спринтеры выглядели вроде неплохо, а поехали за рубеж - и пропали. Год назад шли разговоры о том, что многоборки начали прогрессировать. Однако на чемпионате мира в дюжину лучших никто из них не попал, а судить о состоянии дел в женском многоборье по результатам командной гонки нельзя. Не этим определяется общий уровень. К тому же сейчас на чемпионате России в Коломне тренирующиеся в группе многоборья Евгений Лаленков и Екатерина Лобышева побегут спринт... Многоборцами, по сути, остаются лишь Иван Скобрев и Екатерина Малышева.
-А куда пропал экс-чемпион Европы Дмитрий Шепель?
- У него травмирован мениск, недавно была операция, так что рассчитывать на Шепеля по крайней мере в этом сезоне нельзя.
-Вот мы с вами беседуем, и то и дело звучит: травма, травмирован... Не могу припомнить точно, как давно, но уже далеко не в первый раз наши, скажем, мужчины-спринтеры начинают сезон с травм. После которых половину зимы входят в форму, а когда немного разбегаются, она уже заканчивается. С чем связано такое странное постоянство? Ведь, если я не ошибаюсь, ваша подопечная Светлана Журова за свою долгую-долгую карьеру ни разу не была серьезно травмирована. От чего это зависит? От каких-то качеств спортсмена или опыта тренера и правильности методики?
- Конечно, причины травм - недостаток тренерского опыта, излишний азарт, чрезмерное желание побыстрее показать результат. Да, от бога многое дается, но просто так тренерами не становятся. Самые важные компоненты этой профессии - опыт, чутье, умение ждать и терпеть. Не так давно видел, как Дорофеев, только что перенесший операцию на колене, на тренировке выполнял боковые вращения со штангой. Я говорю: ты что делаешь, нельзя, рано! А рядом стоят его тренеры и спокойно наблюдают. В итоге из-за слишком ранних нагрузок колено распухло - и все, Дима сейчас не бегает. Пропускает чемпионат страны, не попадает на чемпионат мира в спринтерском многоборье - и в итоге под откос летит весь сезон, потому что и на чемпионат мира на отдельных дистанциях он тоже не попадет...
-Вопрос банальный, но я его задам: а вы готовы свой неоценимый опыт тренера кому-нибудь передать? При условии, что это кому-нибудь нужно?
- Мы с Муратовым хотели и хотим провести тренерскую конференцию, чтобы поделиться опытом. То, что мы знаем и умеем, не должно пропадать! Никогда не забуду, как наш великий наставник Константин Константинович Кудрявцев сажал нас с Муратовым рядом и говорил: учитесь, пока я жив. До сих пор ситуация с нашей с Муратовым инициативой непонятна - СКР никак не реагирует.
-Муратов, насколько я знаю, ныне занимает в сборной пост с весьма расплывчатым названием "консультант". А у вас сейчас тренерская практика есть или нет?
- Исключительно по собственной инициативе, из любви, так сказать, к искусству помогаю Кайкан и Юлии Немой. Юля в прошлом году была спарринг-партнером Журовой, очень ей помогла, да и сама прогрессировала прямо на глазах. А теперь с ней никто не занимается, говорят: кому она нужна в свои 29 лет... Но почему все забыли о том, что Журова стала чемпионкой мира и Олимпийских игр в 34?!
-В середине нашего разговора вы произнесли пугающую фразу: хотели обкатать молодых, но оказалось, что некого... Так все плохо?
- Ситуация-то, в общем, вполне объяснимая. Да, сейчас в стране есть великолепные крытые катки - в Москве, Коломне, Челябинске, и дела вроде бы должны идти на поправку. Но пока этих катков не было, образовался очень большой разрыв между ведущими спортсменами, многие из которых, увы, уже на излете, и резервом. Поэтому сейчас близкой смены сильнейшим нет. Но есть молодежная команда, с которой работают Тыклин и Петров. Там появляются очень хорошие молодые ребята, которые уже сейчас, при ощутимых объемах ледовой работы, отлично бегут и "трешку", и "полуторку". Поэтому я, несмотря ни на что, остаюсь оптимистом.
Ольга ЛИНДЕ