Газета Спорт-Экспресс № 285 (4264) от 11 декабря 2006 года, интернет-версия - Полоса 16, Материал 1

11 декабря 2006

11 декабря 2006 | Хроника

ХРОНИКА

В августе будущего года начнутся съемки художественного фильма под рабочим названием "17", в основу которого ляжет биография легендарного хоккеиста Валерия Харламова. Корреспондент "СЭ" встретился с режиссером фильма Егором Кончаловским и продюсером, а также исполнителем главной роли Мелом Борзом. Выход картины на экраны намечен на апрель 2008 года.

Егор КОНЧАЛОВСКИЙ: "В МАШИНУ К ХАРЛАМОВУ ЗАБИРАЛСЯ. НО НИЧЕГО НЕ УКРАЛ"

"ХАРЛАМОВ" НА ПРОХОДНОЙ "МОСФИЛЬМА"

Проходная "Мосфильма" напоминает растревоженный улей. Одни с устало-озабоченными лицами уходят, другие сломя голову влетают внутрь, на ходу размахивая пропусками. А еще говорят, что отечественный кинематограф при смерти...

Корреспонденты "СЭ" на входе прождали совсем недолго: минуту, от силы две, после чего им навстречу вышел... "Валерий Харламов". Право, не стоит вам беспокоиться за нашу нервную систему, она в порядке. Просто очень скоро этому молодому человеку предстоит перевоплощение в символ мирового хоккея 70-х. Зовут "Харламова" Муслим Товбулатов, в актерском мире он более известен под сценическим псевдонимом Мел Борз, а в хоккейном - как сын многолетнего организатора Кубка "Спартака" Гелани Товбулатова. Не возьмемся утверждать, что Муслим похож на великого хоккеиста как две капли воды, однако что-то харламовское в Товбулатове-младшем, бесспорно, присутствует: взгляд, цвет волос, мягкий тембр голоса.

Изнутри легендарная киностудия представляет собой маленький бурлящий городок с короткими улочками и множеством причудливо соединенных друг с другом зданий. Из одного из таких строений вываливается орава детишек, шумно делящихся впечатлениями. "Массовка для "Ералаша"?" - интересуемся у Муслима. "Нет, скорее экскурсия. Здесь есть на что посмотреть. Впрочем, и заблудиться ничего не стоит. Тогда пиши пропало", - улыбается наш проводник.

Поднимаемся по лестнице на второй этаж, стучим в первую дверь направо. В кабинете известного режиссера Егора Кончаловского прилично накурено, но все равно уютно. Хозяин, быстренько согласовав с помощником планы на следующий день (график загружен, так что приходится отказаться от эфира на радио), гостеприимно предлагает нам чай-кофе, после чего мы, не теряя даром времени, приступаем к беседе. Хотя съемки еще не начались, видно, что Кончаловский фильмом о Харламове увлечен: вместо оговоренных 30 минут разговор продолжается почти час.

ХАРЛАМОВ, ВЫСОЦКИЙ, ДОВЛАТОВ, МИРОНОВ - СИМВОЛЫ ТОГО ВРЕМЕНИ

- Традиционный вопрос: как возникла идея фильма?

Кончаловский: - Ко мне она пришла через Мела и его друзей. Идея сразу понравилась, так как я давно испытываю слабость к биографиям. Это идет еще с той поры, когда я, будучи студентом, штудировал биографии художников.

Мел Борз: - С хоккеем я связан давно. Можно сказать, это семейная любовь. Моими детскими кумирами были Александр Якушев, Игорь Ларионов, Вячеслав Фетисов. В этом ряду стоит и фигура Валерия Харламова. Так случилось, что мне уже поступало предложение сыграть Харламова в другом проекте, однако он, увы, не состоялся. Но я загорелся этой идеей, впоследствии долго и внимательно изучал биографию великого хоккеиста. В какой-то момент решив более не зависеть от обстоятельств, взял инициативу в свои руки.

Так родилось решение создать фильм о Харламове. Очень важно, чтобы люди вспомнили наше изрядно подзабытое прошлое.

-Что лично для вас означает фигура Харламова?

Кончаловский: - Я, скажу вам честно, человек весьма далекий от спорта в том смысле, что никогда не был фанатом, не слежу внимательно за результатами матчей. Тем не менее прекрасно помню время, когда блистал Харламов, суперсерию 1972 года. Не знаю, согласны вы или нет, но по-настоящему яркого в то время в Советском Союзе было не много. Унылые московские улицы, жизнь в серо-черно-белых тонах. Наиболее яркие страницы истории были связаны лишь с несколькими вещами, в частности с хоккеем. Та эпоха стала временем противостояния двух политических систем, и это противостояние отражалось на всем. В момент, когда два монстра были готовы вонзиться зубами друг другу в глотки, напряжение вольно или невольно выплескивалось на другие "арены", например хоккейные. Харламов должен был всегда ощущать себя на "передовой" этой войны. Ни для кого не секрет, что хоккей патронировался высшими членами Политбюро, КГБ, Совмина, ну и так далее. Хоккей не был простой игрой ни для самих игроков, ни для тех, кто вершил их судьбами. Налицо была идеологическая и психологическая битва характеров. В каком-то смысле картина и об этом.

Фигура Харламова привлекает к себе внимание еще и тем, что вся открытая информация о нем написана очень странным, картонным "советским" языком, он совершенно не дает представления о человеке. А ведь за этим бездушным биографическим описанием стояли ежедневный изнурительный труд, моменты огромного счастья в минуты удачи, бремя славы, с которым молодому человеку совладать непросто. Для меня Харламов стоит в одном ряду с такими символами того времени, как Владимир Высоцкий, Сергей Довлатов, Андрей Миронов. Многие из них рано и, что интересно, почти одновременно ушли из жизни. В какой-то степени это характеризует саму эпоху. Жизнь этих людей, несмотря на определенные социальные блага, не была безоблачной, ибо они так или иначе понимали, что живут в определенной системе. Все это накладывало свой отпечаток на их судьбы. Меня надо останавливать, я болтун (общий смех).

-Фильм получится художественно-биографический?

- Конечно, какие-то вещи мы будем по-своему интерпретировать и даже додумывать, но в целом сценарий базируется на реальных фактах из жизни Харламова. Кроме того, попытаемся смоделировать некоторые жизненные ситуации, которые остались закрытыми от посторонних глаз. Разумеется, делать это будем со всей возможной деликатностью.

-Какие именно ситуации вы имеете в виду?

- Например, его взаимоотношения с супругой. Как они познакомились? Как у них родился ребенок? Кто присутствовал на свадьбе? Как Ирина переживала славу и успех мужа и одновременно его постоянное отсутствие дома, то есть вечную проблему профессионального спортсмена? Некоторые вещи известны от друзей и знакомых, однако не меньше фактов неизвестных. Они погибли вместе с женой, причем она пересела за руль всего за несколько минут до трагедии. Разве этот сюжет сам по себе не любопытен? Рассказать об этом - задача сложная и очень деликатная. К памяти о великом хоккеисте нужно относиться с уважением. Харламов, на мой взгляд, принадлежит к категории необъяснимых людей. Можно ведь тренироваться как проклятый, всю жизнь, но ничего толком не добиться. Мой отец в свое время бросил консерваторию, потому что учился на одном факультете с Ашкинази, который мог прийти с бодуна и исполнить свою партию гениально. Потому что он был гением, а папа - просто талантливым музыкантом. Мне кажется, что Харламов был настоящим гением.

Борз: - Мы действительно хотим разбавить стандартный набор стереотипов о Харламове. Дриблер, рубаха-парень, что там еще? У него ведь была необыкновенная жизнь: порок сердца с самого детства, первая авария, Чебаркуль, свалившаяся на молодого парня колоссальная слава. Все эти события нужно было как-то пережить. Для меня прикоснуться к личности Харламова крайне интересно и почетно.

СЫН ОДОБРИЛ ФИЛЬМ О СВОЕМ ОТЦЕ

- Простите, быть может, за не совсем деликатный вопрос. Вам не страшно "прикасаться" к этой личности?

Кончаловский: - Любой фильм делать страшно, а уж когда речь идет о картине про легенду нескольких поколений - тем паче. Но страх - не повод для того, чтобы не делать кино. Фильм, в основу которого положена фикция, вымысел, дает тебе большее пространство для маневра, есть возможность просто извиниться, если что не так. Биографический фильм - иное дело. Ситуация осложняется тем, что настоящего Валерия не знает почти никто. По сути, мы стоим перед необходимостью в какой-то степени "придумать" Харламова. Знаете, в чем заключается главная опасность? Взглянуть на определенные факты из его жизни однобоко, поверить лишь в одну правду. Есть такой известный фильм - "9 рота", который вызвал огромную полемику, разделив воинов-афганцев на две группы: одни говорят, что все сказанное там соответствует действительности, другие утверждают, что нет. Это я к тому, что одной правды никогда не бывает.

-Рискну предположить, что фильм о Харламове вызовет схожую реакцию.

- Вполне допускаю это. У каждого человека есть своя точка зрения на те или иные события, а особенно на конфликтные ситуации, которые также имели место в жизни Валерия. Все это сложные и неоднозначные вещи. Я очень рад, что наши сценаристы (Владимир Моисеенко и Александр Новотоцкий. - Прим. С.Б.), с которыми мы на днях несколько часов обсуждали будущий фильм, с первого раза смогли ухватить ту ноту, которую нам предстоит развить.

-Вы общались с родственниками Харламова?

Борз: - Разумеется. С отцом, но большей частью - с сыном Александром, который станет сопродюсером картины. Саша связывает нас с членами его семьи, друзьями отца. Мы по крупицам собираем всю ту информация, что осталась "за кадром".

-Можете одним словом охарактеризовать их реакцию на идею о создании фильма о Валерии?

Кончаловский: - Одним - не могу, тем более что из ближайших родственников лично я беседовал только с сыном. Саша не кинематографист, для него это в новинку, а тут, представляете, снимают кино про отца! И все же мне показалось, что он с большим энтузиазмом отнесся к делу, хотя допускаю, что ему непросто понять, как отца, чьи характер, жесты, манера речи навсегда отложились в его памяти, на экране возьмут да "реконструируют". Я общался также с лучшей подругой жены Харламова, которая даже по прошествии четверти века вспоминает те времена с волнением и трепетом. Из беседы понял, скажем, что мама Валерия была женщиной со сложным характером. Она испанка, причем из Басконии. Харламов сам провел какое-то время в Испании, так что национальные мотивы сыграли определенную роль в его жизни. Например, я никогда не жил в Казахстане, но когда туда приезжаю, многие вещи кажутся мне понятными, потому что они заложены во мне, если позволите, этнически (у матери Кончаловского Натальи Аринбасаровой казахстанские корни. - Прим. С.Б.). Поэтому ни секунды не сомневаюсь, что в душе Харламов пусть немного, но все же был испанцем. Об этом и многих других нюансах нам предстоит узнать от людей, близко знавших его. Конечно, снимай мы фильм об Оливере Кромвеле, могли бы сколько угодно фантазировать по поводу особенностей его характера. Но в картине про Харламова ничего подобного позволить себе не можем: слишком многие знали его куда лучше нас с вами.

Борз: - О том, какой след оставил Харламов в жизни окружавших его людей, говорит тот факт, что все без исключения рассказывают о нем с видимым удовольствием. Многие сами находили нас, сообщали интересные факты. Звонил его одноклассник, выразил готовность поделиться подробностями из школьной жизни Валерия.

- Как вы намерены решать вопрос о достоверности подобной информации?

Кончаловский: - Какие-то факты широко известны, их перепроверять не надо. Но белых пятен все равно хватает, а наша задача как раз и заключается в анализе того, что читается между строк. Это очень тонкий момент, и однозначного ответа на ваш вопрос у меня пока нет.

Борз: - Мы будем перепроверять каждый факт из различных источников. И потом, постараемся не навязывать зрителю четких установок, не выносить вердиктов. Пусть он сам трактует увиденное.

Кончаловский: - Принципиальным моментом мне видится то, что с той поры минуло двадцать пять лет. Возникла дистанция, с которой проще смотреть на те или иные жизненные ситуации. Страсти немного улеглись, а большое, как говорится, видится на расстоянии.

-Правда ли, что ваш отец Андрон Кончаловский уже снимал Харламова в эпизодической роли?

- Да. В его фильме "Романс о влюбленных" актер Александр Збруев играл роль известного хоккеиста, который отбил девушку у главного героя. Тогда вся сборная СССР, в том числе и Харламов, выступила в роли статистов. Там по сюжету проходил хоккейный матч.

-Чем Харламов запомнился вашему отцу на съемках?

- Пока не обсуждал с ним тот эпизод в деталях. Но в ближайшее время у нас назначена встреча, так что обязательно поинтересуюсь. Зато могу вам рассказать факт из собственной биографии, о котором мало кто знает. Как-то раз Харламов приехал на своей "Волге" со знаменитым номером 00-17 к нам в пионерский лагерь. Известно, что он машину никогда не запирал, и мы не удержались от соблазна в нее забраться. Посидели немного, покрутили руль и даже ничего не украли (улыбается).

-Что там вообще можно было украсть?

- Как сейчас помню, у него был брелок в виде рыбки, которая гнулась в разные стороны. Она была вся такая заграничная (смеется). Но мы, 12-летние сорванцы, не посмели стащить ее.

КАК ЗАСТАВИТЬ ЛЮДЕЙ ХЛОПАТЬ В КИНОТЕАТРЕ?

-Будут ли в картине фигурировать сцены суперсерии-72?

- Обязательно. Но класть ее в основу все же не станем, так как все остальное автоматически уйдет на второй план, чего бы нам не хотелось. В жизни Харламова было множество других занимательных поворотов, тот же Чебаркуль. Возможно, с хоккейной точки зрения это факт незначительный, но с позиции становления личности, возникшей для его карьеры опасности - поворотный. Как бы то ни было, мы выберем центральные моменты суперсерии и попытаемся их кинематографически реконструировать.

-А как собираетесь снимать хоккейные сцены технически? Ведь это был хоккей высочайшего уровня!

- Как ни странно, это не самая сложная задача. Технология достаточно проста. Снимается общий план, который может быть неточным. Далее очень подробно снимается деталировка: шайба, клюшка, коньки. Где можно, сцену исполняет артист, где нет - его страхует дублер. Потом все эти сцены снимаются с артистами, и происходит это, как правило, на крупных планах. Таким образом, каждое техническое действие складывается из нескольких кадров, в которых задействованы разные люди. Эффект таков, что бросок или дриблинг актерам можно не выполнять очень уж профессионально, все эти нюансы остаются за кадром. Проблема в другом. Как передать своеобразную "хореографию" Харламова, если позволите, психофизику процесса хоккейного матча? Как наглядно показать зрителю ощущение, что у людей есть глаза на затылке? Ведь по моему глубокому убеждению, у тройки Михайлов - Петров - Харламов в игре включался какой-то внутренний разум. Про атмосферу на трибунах я вообще не говорю...

Борз: - Да, а ведь хочется передать именно эмоциональный накал тех матчей. Пересмотрите видеозаписи матчей суперсерии, как наэлектризованы лица болельщиков! Зная результаты встреч, это будет сделать невероятно сложно. Хотелось бы подвести зрителя к такому психологическому состоянию, чтобы после каждой шайбы Харламова люди в кинотеатре хлопали.

Кончаловский: - Это действительно очень непросто, ведь тогдашняя публика отличалась от нынешней по эмоциональному заряду и азарту, уровню напряжения и сопереживания. Люди, воспитанные на ток-шоу где нужно вяленько хлопать, не смогут передать эмоций от того хоккея. А ведь нам предстоит найти людей, которые смогут - причем собрать из них полный зал, и не один. Будет "советский" зал, будет и "канадский".

-Этим вы подразумеваете, что съемки пройдут и в Канаде?

- Это технологический вопрос. Пока не готов дать вам точного ответа.

Борз: - Поживем - увидим. К сожалению, легендарного "Форума" уже нет, так что в любом случае придется применять декорации. Какие-то внешние съемки картинок из западной жизни, конечно, будут, а по поводу внутренних мы пока не определились.

Кончаловский: - Важно избежать развесистой клюквы, которая порой случается, когда иностранцы берутся снимать фильмы друг о друге. Фантазировать мы не можем, у нас в некотором роде связаны руки.

-Кого из известных хоккеистов вы намерены привлечь к участию в съемках?

Борз: - В проекте в качестве сопродюсера примет участие Олег Твердовский. По персоналиям определимся позже. Уверен, что люди откликнутся. Цифра "17" для многих по-прежнему священна.

Кончаловский: - Надеюсь, что нам удастся привлечь и хороших артистов. Кстати, некоторые из них сами недурно играют в хоккей. Марат Башаров, если не ошибаюсь, занимался им на профессиональном уровне. Впрочем, кастинг пока не проводили. Мы здорово завязаны на внешности людей, которые окружали Харламова: родственниках, друзьях, партнерах по клубу и сборной. Короче говоря, ответственная эта штука - снимать кино про людей, которые, к счастью, еще живы.

- И последний вопрос. Вам вообще интересен современный российский спорт как объект исследования?

Кончаловский: - Безусловно. Со многими яркими спортсменами я знаком лично - с Вячеславом Фетисовым, с Александром Горшковым. У людей их поколения своеобразная мораль, ведь спорт по-особому воспитывает людей. Нынешним спортсменам, как мне кажется, немного не хватает той школы - не столько профессиональной, сколько моральной. И тем не менее в последнее время я стал уделять спорту больше внимания хотя бы на уровне щелканья телевизионным пультом. Возможно, это связано с моим участием в проекте фильма о Харламове, но я все чаще в процессе этого самого щелканья останавливаю свой выбор как раз на спортивных каналах. В нашем сегодняшнем обществе сменились ориентиры, и спорт, всегда имевший на него сильнейшее влияние, несколько сдал свои позиции. В этом нет ничего удивительного: мир стал предлагать людям несоизмеримо больше развлечений, чем в советское время. От этого произошла даже некоторая мутация спорта, который превратился в невероятный бизнес. С наступлением эпохи потребления люди больше стали думать о деньгах, о личной выгоде. Это в полной мере касается как мира спорта, так и мира кино. Сейчас мы живем в обществе, не связанном фундаментальными духовными ценностями. Учитывая, что посредством СМИ на тебя ежедневно льется настоящий информационный водопад, изменяется человеческая психика, размываются понятия добра и зла. Вас, скажем, не удивляет огромная популярность сериала "Бригада"? Нет, это хороший сериал с точки зрения кинематографического произведения, однако вызвавший серьезнейшие дискуссии по поводу результатов его воздействия на социум. Меня при желании тоже можно обвинить в том, что я снимал "Антикиллера", но все-таки у меня добро боролось со злом, а в "Бригаде", насколько я понимаю, зло и являлось добром. Или, если хотите, зло боролось с более злым. Мне хочется верить, что фильм о Валерии Харламове не то чтобы возродит интерес к спорту, но заставит людей обратить на него более пристальное внимание.

Борз: - Полностью согласен. Добавлю, что мы не собираемся делать патриотическое кино, это не госзаказ. Мы хотим рассказать о личности, а поскольку она еще является и национальным достоянием, это только добавляет картине масштабности. Нужно быть социально ответственным, думать о тех детишках, что посмотрят этот фильм и захотят подражать кумиру многих поколений. Спортивные успехи призваны заставлять общество повышать свою самооценку. Почему американцы, делая из мухи слона, наизусть знают имена олимпийских чемпионов Лейк-Плэсида-1980, а мы нашего слона превращаем в муху, постепенно забывая своих героев?

СергейБУТОВ