Газета Спорт-Экспресс № 279 (4258) от 4 декабря 2006 года, интернет-версия - Полоса 9, Материал 1

4 декабря 2006

4 декабря 2006 | Волейбол

ВОЛЕЙБОЛ

ЧЕМПИОНАТ МИРА. Мужчины

На ЧМ-2006, который завершился вчера в Японии, сборная России заняла только 7-е место. Так слабо на мировых первенствах она прежде выступила только в 1994 году.

Зоран ГАИИЧ: "ГДЕ Я ОШИБСЯ, А ГДЕ НЕТ, СТАНЕТ ЯСНО ТОЛЬКО В ПЕКИНЕ"

Лев РОССОШИК

из Токио

Терпеть не могу сочувствия по любому поводу. А в субботу только и слышал со всех сторон слова сожаления от зарубежных коллег и волейбольных специалистов из разных стран, с которыми вот уже два десятка лет встречаюсь на крупнейших соревнованиях. Выслушать это пришлось после бездарно проведенного российской сборной матча с командой Италии, в котором не было даже видимости борьбы с нашей стороны, хотя, глядя на счет, этого не скажешь. Соперник же сыграл в свою силу, только и всего. Раньше каждая встреча с итальянцами отличалась особой принципиальностью, но теперь все было иначе: похоже, для себя подопечные Зорана Гайича завершили чемпионат за несколько дней до его окончания.

Увидев нашу команду в первом ее матче на этом чемпионате - с сербами, я, несмотря на проигрыш, отметил ряд положительных изменений: отменный прием с чуть ли не идеальной доводкой, отчаянную игру в защите, неплохо выстроенный блок. Правда, при этом мы стали заметно уступать в нападении, прежде нашем главном оружии. Но после победы женской сборной России на аналогичном турнире верилось, что постепенно наши волейболисты наберут ход и докажут, что действительно являются одними из сильнейших в мире.

С волейбольными "карликами" с других континентов они расправлялись играючи. Но стоило на другой половине площадки оказаться действительно серьезному конкуренту в лице польской сборной, как картина резко изменилась...

После поражения от поляков я договорился с Гайичем об интервью. Однако, начав разговор, быстро понял, что он ничего "по делу" не скажет. Потому что впереди было еще два матча, а игроки сегодня "компьютеризированы", то есть читают все, что о них написано, в интернете. Пришлось отложить беседу. Вчера она состоялась. Правда, удовлетворения от ответов главного тренера я все равно не получил.

-После прошлогоднего полуфинала чемпионата Европы, в котором россияне, проигрывая в решающем сете испанцам - 10:13, вырвали победу, я написал, что 10 сентября в Риме родилась новая сборная России. Сейчас вижу, что поторопился с выводами: команды у нас как не было, так и нет. Или у вас иное мнение?

- Пока затрудняюсь ответить на этот вопрос. Нужно тщательно проанализировать видеозаписи каждой тренировки и каждой игры. А вы пришли к такому выводу из-за показанного нами результата?

- Не только. Из состава сборной римского образца в Японию не приехали семеро - больше половины серебряных призеров!

- Все они отсутствовали по вполне объективным причинам. Но из тех, кого здесь не было, реально помочь команде могли лишь Сергей Тетюхин и Константин Ушаков.

-С Тетюхиным все ясно, он перенес операцию. А почему в состав не был включен Ушаков?

- Потому что мы расценивали чемпионат мира как этап подготовки к Играм-2008 в Пекине. Да, это был рискованный шаг, но мы его сделали, чтобы проверить в серьезном деле двух молодых пасующих.

-То есть вы признаете, что отсутствие Ушакова - ваша ошибка?

- Время покажет. Кстати, после выигрыша Олимпиады-2000 в Сиднее с командой Югославии я обнаружил массу ошибок, допущенных мной в ходе подготовки к ней. Вот в Пекине и посмотрим, прав я был или нет, не взяв Ушакова на чемпионат мира. Конечно, такие опытные игроки, как Тетюхин и Ушаков, очень бы пригодились в ключевом матче с поляками, на результат которого во многом повлияли судейские ошибки. Но, с другой стороны, и при ветеранах арбитры могли намудрить. Между прочим, выиграй мы у Польши, наш сегодняшний разговор проходил бы в иной тональности. Но это спорт.

-Однако вы опытный тренер. Если перед вашей командой стоит задача не только победить на Олимпиаде через два года, но и выиграть данный чемпионат мира, то, может быть, стоило привлечь в нее игроков проверенных, таких, как, скажем, Игорь Шулепов? Тем более когда стало ясно, что Тетюхин пропустит турнир.

- Может быть, и стоило. Но не факт, что это помогло бы нам подняться на пьедестал. И тогда я бы опять оказался не прав. Как бы то ни было, наша сборная на этом чемпионате мира оказалась гораздо менее опытной, чем те, которым мы проиграли.

-Каковы были ваши критерии при формировании состава? Почему в нем, например, оказался Юрий Бережко, а не Тарас Хтей?

- Главным критерием была отдача каждого игрока на тренировках. А за два года мы провели примерно 400 занятий в игровом зале. Плюс работа на тренажерах, 150 видеопросмотров. То есть материала для анализа хватало.

-Но вы отмечали, что, например, Семен Полтавский на тренировках себя особо не перегружает.

- Да. Но он прибавлял, постепенно менял свое отношение к подготовке. Что поделать, если и в клубе, и в прежней сборной ему все сходило с рук? Что же касается других диагональных, то Станислав Динейкин - самый тактически грамотный русский игрок, а вот о Сергее Баранове и с тактической, и с технической точек зрения этого никак не скажешь. Есть еще Павел Круглов, который очень молод, но несколько приостановился в росте. Полтавский же постепенно приходит к пониманию того, что без серьезной работы на тренировках прогресса не будет, и сегодня трудится намного больше, чем прежде.

Самое для меня обидное, что я знаю, как изменить ситуацию к лучшему. Причем знал это еще до приезда в Россию, потому что работал с главными соперниками вашей сборной. В первый же день я сказал: мы должны тренироваться так, чтобы выигрывать у Бразилии, Италии и Сербии (теперь к ним присоединились Франция и Польша), остальных можно победить, играя в волейбол, как 30 лет назад. Все со мной согласились, и мы начали работать. К сожалению, в российских клубах совсем другой подход к тренировочному процессу, и пришедшим в сборную игрокам сложно приспособиться к моим требованиям. Тем не менее за прошедшее время команда заиграла иначе, и все это заметили.

-Да, прогресс в отдельных компонентах очевиден.

- Только неизвестно, как быстро мы будем прогрессировать. Кому мы проиграли в Японии? Сербам, которые сыграли с нами свой лучший матч. Полякам, о которых можно сказать то же самое. Итальянцам, которые показали себя настоящими профессионалами. А чтобы выиграть у них, надо работать над такими компонентами, как блок, защита и нападение в доигровке со страховкой, чем раньше в России никто всерьез ни в клубах, ни в сборной не занимался. Главным всегда была атака по принципу: чем сильнее ударишь, тем лучше. Прекрасно понимаю, что для такой великой страны не должно существовать иного места, кроме первого. Во всех видах спорта. И волейбол не исключение. Но пока наша команда не готова выигрывать у упомянутых мной грандов. Возможно, с Тетюхиным и Ушаковым мы бы и победили, но полного удовлетворения от этого все равно не было бы. Потому что во всех фазах обороны мы ошибаемся в три раза больше, чем поляки, и действуем в четыре раза менее эффективно, чем сербы. Мы еще не научились надежно выигрывать. Но я абсолютно уверен в том, что команда идет правильным путем. Мы заметно прибавили на приеме, очень неплохо "снимаемся".

-Однако в нападении вдруг стали уступать, чего прежде не было. Нет ли здесь противоречия?

- В атаке при "съеме" мы почти не отстаем. Но наши главные конкуренты не стоят на месте, их тренеры уже хвалят своих подопечных не столько за очки, добытые в атаке или на блоке, сколько за мячи, поднятые в защите.

-Так и мы аплодировали Павлу Абрамову, который даже получил травму, блестяще сыграв в защите в матче с поляками.

- Меня радует, что все начинают понимать значение защитных действий. Что же касается нападения, то после приема у нас все неплохо, а вот в доигровке действуем по старинке. Никогда не забуду свой первый официальный матч во главе сборной России, в котором эстонцы обыграли нас в атаке с высоких передач со счетом 14:2. С этого мы начинали, а сегодня почти на равных сражаемся с самыми серьезными соперниками. И еще о нападении. В тяжелых матчах идея во что бы то ни стало добить до пола неактуальна. В игре с поляками соперник пять раз отправил мяч в аут, а мы - 12, однако нам удалось превзойти их на блоке - 21:15. А ведь обе команды набрали по 103 очка.

-Все эти цифры красноречивы, но ведь есть такой психологически важный фактор, как настрои на игру, с чем у нас тоже не все в порядке. Вот вы не верите, что к матчу с итальянцами наши игроки отнеслись наплевательски, а со стороны все выглядело именно так.

- Разумеется, эмоциональная составляющая имеет большое значение. Опять-таки здесь важны и опыт, и умение переживать как победы, так и неудачи, взаимоотношения игроков друг с другом и множество прочих вещей, которые зависят не только от тренера. В двух первых партиях против поляков чувствовалось желание игроков добиться результата, на поле была единая команда...

-...но стоило Полтавскому ошибиться на подаче в третьей партии, как игра сразу расклеилась. Может, слишком рано посчитали, что соперник сломлен и его можно дожать без особого напряжения?

- Я так не думаю. Просто Полтавский еще не очень понимает, что такое современный волейбол. Он всегда считал, что надо подбросить мяч и ударить со всей силы, а недавно вдруг стал подавать "планер" - в определенной расстановке, когда можно застать соперника врасплох. И это уже колоссальный прогресс. Да, в какой-то момент Семен ошибся, однако я не сомневаюсь в том, что и он, и остальные игроки очень хотели выиграть этот чемпионат.

-Не скажется ли неудача на дальнейшем прогрессе связующего Сергея Гранкина?

- Не думаю. У парня достаточно сильный характер. Скорее золотая медаль могла сыграть негативную роль в его дальнейшем росте. Важно создать благоприятный климат как вокруг Гранкина, так и вокруг сборной в целом. Ничего страшного не произошло: мы уступили сборным Сербии, Польши и Италии, которые пока играют в тактически более современный волейбол, чем команда России.