Газета Спорт-Экспресс № 279 (4258) от 4 декабря 2006 года, интернет-версия - Полоса 14, Материал 3
СКЕЛЕТОН |
КУБОК МИРА |
Как уже сообщал "СЭ", 21-летний россиянин Александр Третьяков сенсационно занял второе место на стартовом этапе Кубка мира, уступив лишь чемпиону мира-2005 и серебряному медалисту Игр в Турине-2006 канадцу Джеффу Пэйну. Похоже, в России появился еще один медальный вид спорта.
ЮНЫЙ ФЕНОМЕН ИЗ РОССИИ НЕ ХОЧЕТ ЖДАТЬ ДО ВАНКУВЕРА
ЧЕМПИОН МИРА ПОЛТРАССЫ
- Сашка Третьяков? Удивительный парень. Феномен! Я его зову Чемпионом Мира Полтрассы, - засмеялся президент Федерации бобслея и скелетона Валерий Лейченко (увы, в апреле ушедший из жизни), когда я год назад спросил его о молодом российском скелетонисте, который взялся бить рекорды разгона на всех трассах мира подряд. - Стартует просто свирепо, на первых отсечках "везет" лидерам по полсекунды, но на нижней половине трассы умудряется не только растерять все преимущество, но и прилично отстать. Опыта не хватает, возраст, по меркам скелетона, младенческий, что тут поделаешь...
Сейчас Третьяков - один из старожилов сборной, что, впрочем, ровным счетом ничего не означает. 21 год для скелетониста, что 15 - для футболиста. Начинающий, одним словом, возраст. Не удивляйтесь: слишком уж разнятся эти два вида спорта по степени травматизма. Впервые вам позволят проехаться со скоростью 125 км/ч головой вперед на открытых санях по ледяному желобу только в 16 лет, и ни днем ранее.
В том-то и заключается феномен Третьякова, что он в свои "младые" года умудряется давать бой признанным авторитетам. Ведь средний возраст ведущих атлетов в этом виде спорта - 30 - 35 лет. Для того чтобы начать побеждать (ну или хотя бы показывать высокие результаты), нужно досконально изучить все трассы, на которых проходит розыгрыш Кубка мира. Пешим - в шиповках - прохождением по желобу тут делу не поможешь: нужно именно ездить по нему на скелетоне, и чем больше, тем лучше. На это уходят годы.
Лейченко не скрывал, что готовит Третьякова с прицелом на Игры в Ванкувере-2010, рассчитывая на то, что серьезные результаты Александр начнет показывать в предолимпийском сезоне. Однако в пятницу на стартовом этапе Кубка мира в Калгари Третьяков дал понять, что не желает так долго ждать первых успехов. По итогам двух заездов россиянин уступил лишь чемпиону мира-2005 канадцу Джеффу Пэйну, который Третьякову разве что в отцы не годится.
СТАРОЕ ПРОЗВИЩЕ МОЖНО ЗАБЫТЬ?
-Поздравления от "СЭ", Александр! Как же это вам удалось стать автором сенсации? - спросил я Третьякова, позвонив ему в Калгари.
- Для себя объясняю успех так: команда приехала в Калгари загодя, примерно за 10 дней до соревнований, на тренировках мы работали много и качественно, вот и результат пришел. Плюс угадали с выбором полозьев, которых с этого сезона на гонку можно заявлять только две пары.
-Традиционный для вас рекорд трассы на разгоне почему на этот раз не установили?
- Ничего страшного. Главное - мой прошлогодний рекорд в Калгари по-прежнему держится.
-Придуманное вам прозвище Чемпион Мира Полтрассы, получается, можно забыть?
- (Смеется.) Очень надеюсь на это. Если честно, то мне немножко обидно было, когда так называли.
-У вас уже бывало так, что после первого заезда вы шли в лидерах, однако вторая попытка отбрасывала за пределы первой десятки. Как удалось найти силы, чтобы в последнем заезде не только не уступить, но и прибавить?
- Действительно, я на последнем вираже в первой попытке допустил ошибку, и на финиш приехал только четвертым. Отыгрался во второй. Почему? Настроился должным образом.
-Несмотря на молодость, вас уже можно назвать достаточно опытным скелетонистом, все-таки третий год в Кубке мира участвуете. Чувствуете ли в самом себе изменения по сравнению с прошлым сезоном?
- (После паузы.) Мне непросто судить об этом, но сам чувствую, что прибавил. Это выражается в первую очередь в опыте. Его наличие позволяет не только выбирать правильную траекторию захода на тот или иной вираж, но и чисто рефлекторно принимать на трассе правильные решения. Скажу вам больше: опыт в скелетоне - самое важное качество, которое только можно приобрести.
-Какова роль в успехе немецкого шеф-тренера сборной Томаса Платцера?
- Он сделал команде очень хорошие скелетоны. Это серьезный вклад в общий успех.
-Эти скелетоны лучше прошлогодних?
- Пока трудно ответить определенно. Но однозначно не хуже. Раз Платцер говорит, что модернизировал их, у нас нет причин не доверять ему.
-Ваш немецкий шеф-тренер, несмотря на все усилия, так и не заговорил по-русски. Как вы с ним общаетесь?
- По-английски. Не то чтобы я свободно говорю на этом языке, но основные технические термины уже выучил.
ПО ЛЬДУ БЕЖАТЬ СТРАШНЕЕ, ЧЕМ ПО ДОРОЖКЕ
-Как в команде отреагировали на ваше серебро?
- С радостью. Бобслеистам мое второе место вроде тоже пришлось по душе (смеется). Конечно, это сюрприз, что там говорить! Я и сам не ожидал, что все так удачно сложится. На финише сам Пэйн подошел. Сказал: "Ты заставил меня сегодня поволноваться". Приятно было.
-Зависти со стороны товарищей по команде не почувствовали?
- Так я же принес в общую копилку командные очки. Если так пойдет и дальше, в следующем сезоне мы сможем заявлять на гонку не двух, а трех спортсменов. Разве это плохо?
-Означает ли ваша серебряная медаль, что вы намерены уже в этом сезоне регулярно штурмовать пьедестал?
- Во всяком случае, желание такое есть. Физически команда готова хорошо, мы здорово поработали и летом на эстакаде в Павловске, и позже - в Сигулде.
-В скелетон, как правило, приходят либо саночники, либо легкоатлеты. Кто вы "по специальности"?
- Легкоатлет-спринтер. Бегал и стометровку, и короткий спринт. Поначалу пришел в бобслей, но там не заладилось, веса не хватало. Порекомендовали попробовать силы в скелетоне. Я попробовал - и остался.
-Наверное, именно в спринтерском прошлом и кроется секрет вашего фирменного разгона?
- Частично. Все же бежать по дорожке и по льду, да еще в наклон, - разные вещи. К тому же по льду страшнее, поверьте на слово (смеется).
-Знаю, что во время заезда любое касание спортсмена о желоб вызывает на скорости дикую боль...
- Есть такое дело. Правда, серьезных травм у меня, к счастью, не было, отделывался синяками и ссадинами. Но то, о чем вы говорите, - крайне неприятная штука.
-Вы осознаете, что в Ванкувере-2010 от вас будут ждать медали?
- Я готовлюсь к этому.
Сергей БУТОВ