Газета Спорт-Экспресс № 277 (4256) от 1 декабря 2006 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 3

1 декабря 2006

1 декабря 2006 | Шахматы

ШАХМАТЫ

МАТЧ КРАМНИК - DEEP FRITZ

КАК ОБМАНУТЬ ЭЛЕКТРОННОГО ЦИКЛОПА?

Третья партия, в которой у чемпиона мира были белые фигуры, складывалась для Человека непросто. Ему пришлось проявить все свои лучшие качества, чтобы с помощью хитрой жертвы спасти трудную позицию в схватке с Машиной. Компьютер продолжает вести в матче - 2:1.

Юрий ВАСИЛЬЕВ

из Бонна

ГЛАДИАТОР

На третьей партии народу было явно больше, чем на второй. Понять людей сложнее, чем машину. То ли они пришли, чтобы поддержать морально Человека в борьбе с Потусторонней Силой, то ли захотели воочию понаблюдать, как он будет жариться на раскаленной железной сковороде производства фирмы Deep Fritz. На их лицах ничего нельзя было прочесть.

Представители рода людского встретили спуск Шахматиста по ступеням амфитеатра к месту, где ему предстояло помериться силами с Железным Монстром, вежливыми аплодисментами. Чего было больше в этих ударах ладонями одна о другую - печали или радости? Наверное, примерно так же тепло и кровожадно приветствовали гладиаторов, выходящих на арену биться с дикими зверями, жестокосердные римляне две тысячи лет назад. Кстати, именно в Бонне на заре цивилизации обосновались передовые отряды римского войска. Не буду изображать из себя продвинутого интеллектуала: все это написано в небольшом проспекте, который я обнаружил в своем гостиничном номере.

Итак, амфитеатр ждал. Спустя две тысячи лет после того как здесь, в Бонне, голодные львы огромными когтями и клыками разрывали животы гладиаторам, на арену интеллектуального Колизея выходил Человек, чтобы сразиться с Киборгом, оснащенным шахматной программой.

Однажды Владимир сказал мне, что самый его любимый фильм - "Гладиатор". Жестокий и великий фильм. Очень хорош там замечательный голливудский актер Рассел Кроу. Ему удивительно удаются самые разные роли. Может сыграть вышедшего в тираж боксера, который стал чемпионом мира, будучи голодным безработным да еще и со сломанной рукой. Забыл название фильма. Кажется, просто "Боксер". Блестяще сыграл Кроу нобелевского лауреата по математике ("Игры разума"). Ну и, конечно, гладиатора.

Крамник на сцене Bundeskunsthalle перевоплощается одновременно и в гладиатора, и в нобелевского лауреата по математике. Ему надо выходить на арену, чтобы заниматься играми разума с Электронным Чудовищем.

НЕ ТРОГАЙ, ФРАЙ, НАШУ ПЕШКУ!

Перед началом партии в рядах организаторов возникло оживление: на матч пожаловали представители другой, гораздо более популярной не только у немцев игры - Его Величества Футбола. Это были президент клуба "Боруссия" из Дортмунда Райнхард Раубаль и нападающий этого клуба Александр Фрай. Знаменитый футболист. Кажется, и нас огорчал, если мне не изменяет память. А на чемпионате Европы двухлетней давности за плевок в английского игрока был, помнится, надолго дисквалифицирован...

То-то я почувствовал неладное, когда он ухватился за белую пешку "d", на которую ему и президенту "Боруссии" указал Крамник. Не стоило допускать этого Фрая к нашей белой пешке.

Крамник после этого выставочного хода неубедительно разыграл дебют. Сразу и не припомню, когда еще белыми наш гроссмейстер так быстро вместо перевеса получил "недовес".

Впрочем, дело, возможно, не столько во Фрае, сколько во "фраерской" игре белых в данной партии. Хотя по правилам данного матча человек может спокойно заглядывать в монитор, дабы читать дебютную книгу "Фрица", Крамник не особо вчитывался. Да и что особенного можно там прочитать? Ведь каталонское начало Крамник готовил к матчу с Топаловым.

Но читал или не читал, не столь важно. Важно, что уже к 10-му ходу белые, как признался на пресс-конференции Крамник, имели проблемы. Это, конечно, нонсенс...

Итоги дебюта были плачевны для человека. Белые не успели толком закончить развитие, а черные уже приступили к активным операциям. Лишняя пешка белых только подчеркивала опасность их положения. Ведь просто так компьютер материал не отдает. Он очень далеко просчитал все варианты. Сотни миллионов, миллиарды вариантов перелопатил Одноглазый Монстр (если считать монитор его единственным глазом).

Пришлось нашему Одиссею призвать на выручку всю свою хитрость, чтобы спастись в этом трудном приключении.

Владимир КРАМНИК: "РАВНАЯ БОРЬБА ПРИ НЕРАВНОМ СЧЕТЕ"

Вот что рассказал чемпион мира на пресс-конференции после 3-й партии:

- Неудачно сложился для меня на сей раз дебют. Плохо подготовился и почти сразу получил несколько худшую позицию. В какой-то момент было весьма тревожно, компьютер играл очень сильно, напирал. Позиция не упрощалась, компьютеру как-то удавалось поддерживать напряжение. Даже после размена ферзей возник довольно неприятный эндшпиль - открытый, с большими возможностями для счета, в чем компьютер особенно силен. Я доволен своей игрой в этой партии, ибо, несмотря на плохо разыгранный дебют, мне удалось спасти пренеприятную позицию.

Пока борьба идет равная. Если бы не странное происшествие, случившееся со мной во второй партии, счет был бы ничейным. Я доволен, что мне удается на равных соперничать с компьютером. О будущем говорить пока трудно, потому что я чувствую, насколько этот компьютер сильнее того, с которым я играл в 2002 году в Бахрейне. У такого компьютера не то что матч - одну партию выиграть очень тяжело. Он практически не допускает стратегических ошибок, и даже если попадает в несколько худшую ситуацию, выбирается из нее с помощью великолепного счета. Но, повторяю, своей игрой в целом я доволен и надежду выиграть хотя бы одну партию не потерял.

В выходной день, который был перед третьей партией, я работал часов восемь. То же самое будет в выходной перед четвертой партией. У меня было всего две недели на подготовку к матчу, что, конечно, недостаточно. А вот моего соперника явно готовили специально "под меня". Я не жалуюсь, просто так сложилось.

-Компьютер считает порядка десяти миллионов ходов в секунду. А сколько ходов просчитываете за это время вы?

- Для шахматиста единственный шанс в игре с компьютером - не скорость, а глубина расчета. В некоторых вариантах приходится считать очень-очень глубоко и далеко. Единственное, что меня при этом волнует - время. Необходимо уложиться в два часа, которые даются на первые 40 ходов.

-Не планируете ли сменить дебют в последней "белой" партии? - поинтересовались у Крамника, имея в виду его неубедительную игру в 3-й партии.

Владимир ответил, что и другой дебют мог принести такие же итоги. Он считает, что шанс выиграть у компьютера есть и черными, как показала вторая партия, где у него была перспективная позиция.

Чемпион мира на пресс-конференции выглядел уверенно. К нему вернулось его обычное душевное равновесие, что внушает оптимизм. Так считает и официальный комментатор матча, неоднократный претендент на мировое первенство гроссмейстер Артур Юсупов, беседу с которым я предлагаю вашему вниманию.

Артур ЮСУПОВ: "У КОМПЬЮТЕРА ЕСТЬ ПЕРЕПАДЫ"

-Нужны ли такие матчи?

- Пока это интересно, они проводятся, и мы должны воспринимать их как реальность. Но компьютеры непрерывно совершенствуются и, возможно, очень скоро такие матчи станут уже неинтересны и проводить их не будут. Не исключено, что мы наблюдаем последние баталии человека с машиной.

-Пока компьютеры играют еще не столь сильно?

- Очень трудно оценить их силу. Это одна из сложностей игры с компьютером, к нему трудно приспособиться. Отдельные ходы очень сильны, но встречаются и сомнительные решения. Единственное, в чем можно быть совершенно уверенным - компьютер никогда ничего не зевнет. Крамнику же приходится играть без права на ошибку. Он, как сапер на минном поле: любая его оплошность будет мгновенно использована компьютером.

-Есть ли у Крамника шансы в борьбе с электронным Монстром?

- До матча я оценивал шансы Крамника выше. Я был уверен, что ему удастся использовать объективные слабости компьютера. Тот силен в расчете конкретных вариантов, и его надо пытаться затянуть в позиции, которые в перспективе могут оказаться для него неприятными: плохой конь против слона или что-то в этом роде. В этом смысле Крамник ведет матч правильно. Хорошим вариантом было бы выиграть одну партию, потом "зажаться" и делать ничьи. Думаю, для игрока уровня Крамника сделать ничью против компьютера - задача не такая уж сложная. Но после проигрыша во 2-й партии ситуация резко ухудшилась.

Выиграть партию у компьютера очень трудно, а теперь для победы в матче Крамнику надо выигрывать две, что крайне сложно.

-Компьютер не запрограммирован на оценку матчевой ситуации? Он не может вдруг начать играть на ничью, раз ведет в счете?

- Компьютер не знает, что он выигрывает матч. Ему все равно. Он будет делать ходы, которые считает самыми сильными, а не те, которые ведут к нужному результату.

-Но в третьей партии компьютер играл, можно сказать, азартно.

- Да, и это любопытно. Он уклонялся от более солидных продолжений и, похоже, действительно играл на выигрыш. И Крамнику удалось использовать преимущества человека перед машиной. Он увидел, что у белых возникает возможность построить "крепость", а компьютер пока не в состоянии оценить такую перспективу.

-Если бы не этот врожденный дефект машины, она могла бы добиться победы?

- Думаю, нет. Крамник очень хорошо защищался, но ему пришлось напрячься, чтобы найти эту оборонительную идею. Считаю, это важная ничья для Крамника. После досадной неудачи во второй партии ему необходимо было немного успокоиться, вернуться в рабочее состояние.

-Выиграть матч не удастся, это ясно. Но есть ли шанс спасти его, сделать ничью?

- Будет тяжело, однако шансы могут возникнуть.

Третья партия

Владимир КРАМНИК (2750) - DEEP FRITZ

Диаграмму партии смотрите в формате PDF