Газета Спорт-Экспресс № 271 (4250) от 24 ноября 2006 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 6
ВОЛЕЙБОЛ |
ЧЕМПИОНАТ МИРА. Мужчины |
Алексей КАЗАКОВ: "ХОЧЕТСЯ ПОИГРАТЬ КАК МОЖНО ДОЛЬШЕ"
Лев РОССОШИК |
из Сендая |
Иногда мне его бывает жалко. Особенно здесь, в Японии, когда он вынужден сгибаться в три погибели, принимая душ, или наклонять голову, проходя по гостиничному коридору. А еще в самолете, где ряды кресел так близко друг к другу, что ему некуда деть ноги. Хорошо еще, что в последнее время Всероссийская федерация волейбола не скупится на расходы и перевозит своих игроков-гигантов в более дорогих, но более просторных салонах бизнес-класса.
Думаю, вы уже поняли, что речь об Алексее Казакове, самом высоком (его рост по официальным данным - 217 см) участнике этого чемпионата. Да и самом высоком, наверное, волейболисте в мире. Помню, в один из приездов российской сборной на традиционный турнир в Японию местное телевидение решило взять у Казакова интервью в игровом зале после очередного матча. Чтобы оказаться с ним лицом к лицу, интервьюер залез на пирамиду из стола и стула. До поры до времени оператор показывал собеседников крупным планом, а потом стал медленно отходить, и телезрители увидели российского гиганта в полный рост, а рядом с ним - маленького корреспондента на шатком сооружении. Думаю, эта картинка произвела на всех неизгладимое впечатление. А восемь лет назад, когда Страна восходящего солнца тоже принимала мировое первенство, перед входом в токийское здание телекомпании TBS, генерального партнера соревнований, организаторы установили фанерные манекены мировых волейбольных звезд в натуральную величину, чтобы фанаты могли с ними сфотографироваться. Так к Казакову выстраивались самые длинные очереди...
Поговорить здесь с Алексеем решил по нескольким причинам. Во-первых, он сейчас очень прилично играет, а в первом и самом пока сложном для нас матче на этом ЧМ, против сербов, вообще оказался самым результативным в составе российской команды. Во-вторых, с его соседом по гостиничному номеру, самым маленьким игроком нашей сборной Алексеем Вербовым, интервью в "СЭ" только что было опубликовано, и теперь пришла очередь самого высокого.
- Вы уже десять лет выступаете за сборную России - с одним коротким перерывом в 2002 году, когда не поехали на предыдущий мировой чемпионат. Если не ошибаюсь, это было связано с травмой?
- Да, играя за свой клуб в итальянском чемпионате, я подвернул ногу, сломал одну из косточек стопы и восстановиться к чемпионату мира-2002 не успел.
-Но в проходившем здесь же, в Японии, восемь лет назад ЧМ вы участвовали. Он чем-то отличается от этого?
- Что касается организации, то нет. Как и тогда, она на высоте. Угодить всем - дело чести для японцев, это у них в крови. Единственное, что бросилось в глаза: если восемь лет назад местная публика заполняла залы не только во время матчей сборной Японии, то сейчас трибуны очень часто пустуют.
-А отношение наших игроков к турниру тогда и сейчас как-то изменилось?
- В этой команде все думают исключительно о волейболе, о предстоящей игре, а прежде головы ребят были заняты не только этим: стремились куда-то пойти, что-то посмотреть или купить. Теперь у всех всего хватает, и ничто не мешает нам сосредоточиться на самом главном и попробовать выиграть чемпионат.
-А в спортивном плане разница есть?
- На сей раз из-за большого количества участников на первом этапе у нас оказался только один сильный оппонент - сборная Сербии и Черногории. А с соперниками вроде Казахстана и Кореи играть не так интересно, как, скажем, с Францией, Италией или Бразилией.
-Не хотите ли вы сказать, что 24 команды-участницы - это слишком много для столь важного турнира, как чемпионат мира?
- Конечно, много. Но, с другой стороны, всем ведь хочется попробовать свои силы на таком уровне. Вот, например, Тунис пробился во второй круг - для африканцев это большой успех.
-Попробуйте оценить выступление нашей сборной на первом этапе.
- Если по пятибалльной системе, то поставил бы 4-4,2. Конечно, поражение от сербов немного выбило нас из колеи. Хорошо, что смогли собраться и выиграли более чем убедительно все остальные матчи. Но теперь нас ждут соперники посерьезнее.
-Почему все-таки в матче с сербами игра не получилась?
- Трудно сказать. Может, дело в том, что наши пасующие - ребята молодые, неопытные и поэтому чуть "капнули". Впрочем, все мы, чувствуя колоссальную ответственность за результат, немного "перегорели". Ведь у большинства игроков нет опыта выступлений в таких соревнованиях.
-А если бы мы играли с сербами не в первый день, мог итог матча быть другим?
- Безусловно.
-Как думаете, если дальнейший путь к полуфиналу сложится для нас удачно и будет одержана важнейшая в этой ситуации победа над командой Польши, не проигравшей пока ни одной партии, способны ли наши конкуренты за место в четверке пойти на сговор, чтобы оставить сборную России не у дел?
- Не знаю даже. Вот если бы это были итальянцы, то, не сомневаюсь, они бы сделали все что угодно, лишь бы от нас избавиться. А вот сербы, по-моему, вряд ли нас "подставят"...
-Сейчас в российском волейболе, на мой взгляд, перебор игроков вашего амплуа - нападающих первого темпа. Вы с этим согласны?
- Да. Еще не так давно центральные были в дефиците, а в последнее время появилось очень много талантливых молодых ребят. Впрочем, здоровая конкуренция не дает расслабляться.
-Вы ее не боитесь?
- Мне уже нечего бояться - сами ведь сказали, что я отыграл в сборной десять лет. А если серьезно, то очень хочется съездить на свою четвертую Олимпиаду. И не просто съездить, а выиграть наконец золото! Все остальные места мы уже занимали - от четвертого до второго. Да и вообще непрочь поиграть за сборную до тех пор, пока позволяет здоровье и пока я буду ей нужен. Если Зоран Гайич или любой другой тренер позовут, почту за честь выступить за главную команду страны.
-Вам ровно тридцать лет. Сколько еще намереваетесь выходить на площадку?
- Хотелось бы продержаться как можно дольше. Это в прошлом веке в тридцать лет люди уже думали о том, что пора заканчивать активные занятия спортом, а сейчас такого нет. Надо только постоянно держать себя в хорошей форме, сохранять соревновательные кондиции и выступать на высоком уровне. Как, скажем, Руслан Олихвер или хорошо мне знакомые итальянцы Андреа Гардини, Лука Кантагалли, Андреа Джани. Им всем уже под сорок, а они востребованы и продолжают играть в серии А.
-Следующий сезон вы проведете в новом для себя клубе "Нефтяник Башкортостана". С чем это связано?
- С более выгодными финансовыми условиями. На момент заключения контракта "Искра" не была готова перебить коммерческое предложение уфимцев, а когда ситуация в подмосковном клубе улучшилась, я уже принадлежал башкирской команде.
-Изменился ли, на ваш взгляд, волейбол за последнее время?
- Да, и здорово изменился. Он стал более динамичным, более зрелищным и понятным болельщикам. Сегодня успеха добивается тот, кто делает меньше ошибок, лучше играет в защите и больше хочет выиграть. Причем все это должно совпасть. Скажем, мы, наверное, не меньше сербов рвались к победе, но ошибались больше.