Газета Спорт-Экспресс № 268 (4247) от 21 ноября 2006 года, интернет-версия - Полоса 10, Материал 2
ХОККЕЙ |
КУБОК ЧЕМПИОНОВ |
Корреспондент "СЭ" отправился в Казань и попытался разобраться в феномене ударного звена "Ак Барса", настоящей тройки №1 современного российского хоккея. Именно она в январе должна сказать свое веское слово на Кубке чемпионов в Санкт-Петербурге, а в мае - на чемпионате мира в Москве.
ПЕЙЗАЖ ПОСЛЕ БИТВЫ
Свое второе домашнее поражение в этом сезоне "Ак Барс" встречает в целом стойко. Лица у большинства игроков, покидающих раздевалку чемпионов после поражения от "Магнитки", кислые, но в интервью и автографах отказа нет. Владимир Воробьев, взяв на руки дочку, откликается на просьбу казанских телевизионщиков, требующих от форварда второго звена "барсов" каких-нибудь, пусть даже самых банальных и дежурных слов.
Судя по глазам пробегающего мимо Даниса Зарипова, автора единственной шайбы "барсов" в матче, для него, уроженца Челябинска, поражение от "Металлурга" если не трагедия, то удар.
Охрана арены тем временем, заметно смягчившая в этом сезоне свои драконовские нравы, гонит настырных мальчишек за дверь. Мол, не место и не время сегодня автографы собирать. В ответ юные охотники за подписями казанских звезд просят позвать "Дядю Сережу". Дядя Сережа - это Сергей Зиновьев. Или просто Зина - именно так зовет за глаза центрфорварда первого звена "Ак Барса" вся Казань. Зовет любя, прощая этому парню практически все.
ЕРШИСТЫЙ ПРАВДОРУБ
Зиновьев может не давать журналистам интервью, но, что интересно, именно Зина до сих пор не научился говорить правильные и скучные слова, предпочитая высказываться на злобу дня редко, зато предельно искренне. Ему уроженцу Прокопьевска, простили две громкие истории с дисквалификациями и выдворением из национальной сборной, продляя при этом контракт. С иным игроком подобное, право, и представить даже нельзя. Еще этот ершистый правдоруб может повздорить с партнерами по звену, потом выйти на игру во второй смене, заставив вмешаться в ход событий президента "Татнефти" Шафагата Тахаутдинова. Вот и в этот раз Дядя Сережа делает неожиданный маневр, уходя из дворца через черный ход, огорчая тем самым и автора этих строк, и казанских мальчишек.
Они терпеливо мерзли у входа в ожидании кумира, якобы посулившего поклонникам шайбу. Шайбу в итоге из раздевалки выносит Алексей Степанов, вручая заветный сувенир одному из юных казанцев. Следует всеобщее ликование. А вместо Зиновьева отдуваться с прессой приходится вице-президенту "Ак Барса" Равилю Шавалееву.
- Сергей - парень нешаблонный как в жизни, так и в игре. Его нужно принимать таким, какой он есть, - поясняет Шавалеев. - Тогда все становится намного проще.
-Когда вы пришли в клуб, все три героя первой тройки "Ак Барса" уже играли в команде, так?
- Да, так и есть. И все тогда были разбросаны по разным звеньям.
-Сначала родилась связка Морозов - Зиновьев...
- И уже тогда эти двое играли в первом звене вместе с Ковальчуком.
-Канадцы Хитли и Лекавалье считались в Казани игроками второй тройки?
- Четкого деления на звенья в том сезоне у нас не было, но чаще других первыми на лед все-таки выходили Ковальчук, Зиновьев и Морозов.
-Когда возникла идея дополнить дуэт Зиновьева и Морозова Зариповым?
- Уже в конце сезона, который НХЛ пропускала из-за локаута, Билялетдинов, отметив одаренность Даниса, решил использовать его в первом звене и поставил на край к уже имевшейся связке...
С двумя другими фигурами первой тройки все намного проще, но ситуацию перекрестного допроса не смогли представить даже мысленно. Что ж, пришлось общаться с каждым поодиночке, но на одинаковые темы. Главная (по крайней мере сегодня) - это январский Кубок европейских чемпионов в Санкт-Петербурге.
МЕЧТА С ПРОПИСКОЙ В ПИТЕРЕ
-Впереди у "Ак Барса" главный турнир зимы - Кубок чемпионов. Признайтесь, вы же очень хотите его выиграть?!
Морозов: - Да, хотим. Мы стали первыми в России, а теперь клуб хочет идти дальше, развиваться. Успех в еврокубке - это прекрасная мотивация для нашего общего движения вперед.
Зарипов: - Не скрою, мы мечтаем об этой победе.
-В Казани по такому случаю чувствуется ажиотаж?
Зарипов: - Да. Никто, правда, вслух об успехе не говорит. Боятся, наверное, сглазить, но мы и так все прекрасно понимаем.
-Почему в Европе хоккейный Кубок чемпионов пока не может сравниться по престижу с футбольным аналогом?
Зарипов: - В Европе футбол - это не только спорт, но и отлаженный бизнес. Хоккей является бизнесом только в Америке, где есть НХЛ. Как изменить ситуацию, я лично не знаю, но в идеале хотелось бы увидеть больший ажиотаж вокруг хоккейных евротурниров.
Морозов: - Потому что в Европе хоккей - это не бизнес, а просто игра. Бизнес на хоккее делается в Америке. Точно так же обстоят дела в Старом Свете с футболом. Тут он безумно популярен и при правильной постановке дела игра может приносить если не прибыль, то давать реальную отдачу. Лига чемпионов тому наглядный пример.
-Можно ли сравнивать эти турниры?
- А зачем? Разные виды спорта, разные традиции, формулы проведения.
-Уместны ли аналогии с НХЛ?
- Нет. Слишком разный формат. С НХЛ можно сравнить только российский плей-офф. Да, эти лиги слишком отличаются - по возможностям клубов, собранным в составах игрокам, но аналогии все-таки уместны. Кубок чемпионов не похож на что-то еще. Он как бы сам по себе.
-Может, именно этим этот турнир и ценен?
- Я это допускаю. Для меня лично это очень интересный турнир, хотя и необычный.
-О соперниках по группе в Санкт-Петербурге что-то знаете?
Зарипов: - Только названия клубов. Ничего страшного. Когда придет время, тренеры нам все расскажут. Да и рано этим заниматься. Пока у всех ребят в головах - суперлига.
ЕДИНСТВЕННЫЙ ТАТАРИН
-Успешная и эффективная тройка, набирающая массу баллов за результативность, создана в Казани. В этом можно найти какую-то закономерность?
- Да. Из "Ак Барса" игроки сами уходят редко. В иных командах ежегодная ротация достаточно большая, и там не до стабильных звеньев. Хотя мне в Омске первое звено всегда нравилось. Весело они играли.
-Как часто вы обсуждаете до игры манеру соперника, свои планы на предстоящий матч?
Морозов: - Делаем это постоянно. Общаемся друг с другом, нас собирают тренеры, и разговор всякий раз идет именно об этом. Это профессиональный разбор, без него игровой спорт немыслим.
-Есть знаки, которыми вы обмениваетесь на площадке, понятные только вам троим?
- Да ну какие знаки?! Слово для этого больше подходит. В игре можно и нужно окрикнуть, подсказать.
-Как часто за игру вы можете спорить друг с другом, что-то выговаривать партнеру?
Зарипов: - Бывает и такое, конечно. Это же игра. Тут без ошибок не обойтись.
-Кому больше достается?
- От ситуации зависит.
-Вы, Данис, в тройке самый молодой.
- Ну и что?! На возраст на льду никто не смотрит.
-Вы помните, как это все произошло и тренеры сказали, что будет такая тройка: Морозов - Зиновьев - Зарипов?
- Это было весной, когда заканчивался сезон, в котором Россия увидела звезд НХЛ. Билялетдинов сообщил, что хочет поставить меня в звено к Сергею и Алексею.
-Какой была ваша первая реакция?
- Подумал, что это здорово, но нужно бы соответствовать статусу игрока первого звена. Меньше всего мне тогда хотелось подвести тренера и партнеров. Об этом думал, когда летом принялся за работу.
Зарипов - самый молодой из трех чудо-богатырей "Ак Барса" и единственный татарин в основном составе казанской команды. Потому-то встречают Даниса трибуны "Татнефть-Арены" особенно тепло. Самым настоящим ревом.
ТАМ, ГДЕ НЕТ ЛЬДА
У Морозова и Зиновьева ситуация точно такая же. Пусть они казанцы только на время действия контрактов, но эти двое уже навсегда стали своими людьми для этого удивительного города.
-Вы можете поехать в отпуск после сезона со своими партнерами?
Зарипов: - Нет, это точно лишнее. Мы и так почти целый год вместе, все время рядом. Естественно, что надоедаем друг другу.
-А в ресторан вы способны пойти всей тройкой?
- Безусловно. Порой подобное случается. Там мы общаемся, что-то обсуждаем в неформальной обстановке. В принципе это обычная практика в командах.
-А в гости?
- Можем.
-Жены и дети первой тройки "Ак Барса" - они в каких-нибудь ситуациях пересекаются?
- Если мы где-то пересекаемся вне льда и дворца, то тогда встречаются и наши семьи.
-Кто из вас троих самый вспыльчивый?
Морозов: - Сергей. Он самый эмоциональный игрок "Ак Барса".
-А кто главный шутник?
- Нет такого. Юмор мы уважаем и порой можем подшутить друг над другом, но явного лидера тут нет.
ТРИ ТРОЙКИ МОРОЗОВА
Зато есть очевидный лидер на льду - москвич Морозов.
-В НХЛ нет стабильных троек, и ничего, а у нас - культ звеньев. Почему, как вы думаете, Алексей?
- Это такая российская традиция, и в ней нет ничего дурного. Наоборот, это здорово. У нас тренеры привыкли строить игру команд от наигранных связок, звеньев.
-Эта тройка - не первая в вашей карьере. Вы можете вспомнить, сколько их было? Больше десяти?
- Больше. Правда, я буду помнить только три свои тройки. Эту из "Ак Барса". С ней мы выиграли золото. Тройку в "Питтсбурге", где я какое-то время выходил на лед вместе с Лемье и Ковалевым. И звено из моей первой и родной команды - "Крыльев Советов".
-Вы в курсе, сколько шайб или очков на счету вашей тройки в текущем сезоне?
- Нет.
-А сколько очков набрал "Ак Барс"?
- Я слежу за отрывом, который мы создали от ближайшего преследователя. Пока у нас "плюс 4", и это единственная цифра, которая, на мой взгляд, заслуживает самого пристального внимания игрока. Все остальное подсчитают статистики, правда?!
-Почему в НХЛ о своей лиге придумывают красивые мифы, создавая вокруг Кубка Стэнли невероятную ауру, а в Европе у хоккея ничего подобного и близко нет?
- Все дело в популярности. В Канаде хоккей - игра всей страны, вокруг которой царит культ и ажиотаж. В Европе больше любят другие виды спорта. Хоккей по-настоящему популярен в России да Чехии. Этого мало для большой легенды.
-Если весной вашу тройку в полном составе не возьмут на чемпионат мира, удивитесь этому факту?
- (После долгой паузы.) Если говорить о сегодняшнем дне, то да. У нас ведь неплохо получается, правда? Но чемпионат состоится в мае, впереди целых полгода. Мне кажется, тренеры еще проверят многих ребят в матчах Евротура, а потом примут решение. Возможно, нам тоже придется пройти через эту проверку.
ВМЕСТО ЭПИЛОГА
Вот, собственно, и все. Можно было бы подытожить сказанное и написанное сентенцией о мушкетерах, которые и сами - парни ого-го, и друг за друга - горой. Можно, но это будет неправдой. Морозов, самый, наверное, искренний и открытый человек в тройке, на прямой вопрос дал такой же ответ.
-Вы совсем разные, так ведь?
- Абсолютно.
Только им этот факт не мешает быть единым целым. По крайней мере на льду. За пределами дворца они не друзья, но хорошие приятели. Им вместе комфортно, что уже неплохо. История спорта знала массу примеров, когда гениальные партнеры на площадке вели свои команды к победам, но с трудом переваривали друг друга как люди, сухо кивая коллеге в раздевалке. В России подобное едва ли возможно. Мы иные, здесь без минимальной человеческой совместимости любое сочетание гениальных игроков не становится связкой или тройкой. Настоящей, а не формальной.
Андрей АНФИНОГЕНТОВ |
Казань |