Газета Спорт-Экспресс № 262 (4241) от 14 ноября 2006 года, интернет-версия - Полоса 9, Материал 4
ХОККЕЙ |
ЕВРОТУР УМРЕТ ЧЕРЕЗ ПОЛТОРА ГОДА
Павел СТРИЖЕВСКИЙ
149 МАТЧЕЙ ЗА СЕЗОН
У меня для вас есть две новости: хорошая и плохая. Хорошая заключается в том, что сборная России впервые в истории проведения Евротуров выиграла в рамках этого турнира шесть матчей подряд, и теперь, пожалуй, разве что ядерная катастрофа способна помешать нашей команде в третий раз подряд выйти в финал. Плохая - в том, что само соревнование, в котором мы после стольких мучений наконец реально преуспеваем, похоже, доживает свои последние деньки.
Впрочем, плохая это новость или все-таки тоже хорошая - еще большой вопрос, но к нему мы вернемся чуть ниже. Поскольку сейчас вам наверняка хочется понять, с чего ваш корреспондент вообще это взял. Извольте: к такому выводу я пришел после того, как на минувшей неделе побеседовал "не для печати" с несколькими людьми, близкими к руководству ИИХФ, и, переварив услышанное, уже вполне официально пообщался с самим президентом международной федерации Рене Фазелем.
В общем, вердикт прост и почти наверняка не подлежит обжалованию: Евротуру осталось жить всего полтора года. Если Фазелю удастся воплотить в жизнь давнюю мечту о конкурентоспособной европейской лиге (а пока к этому все идет), то последний матч Евротура будет сыгран в мае 2008 года.
Почему о сосуществовании Евротура с Евролигой (за неимением другого термина назовем ее пока так) не может быть и речи, понять несложно. Во-первых, детище Фазеля предусматривает полную загруженность календаря с ноября по февраль, что по срокам перекроет кислород этапам в Финляндии, России и Швеции. Во-вторых, даже если вы очень напряжете воображение и представите, что, скажем, финский этап можно перенести на октябрь, а наш со шведским - на март и апрель, то сами же и ужаснетесь этой затее, подсчитав, сколько матчей за сезон при таком графике придется провести игрокам сборных.
Если мерилом предела человеческих возможностей считать чемпионат НХЛ, то там игроки проводят от 90 до 118 матчей. Причем последнее число реально лишь теоретически: именно столько встреч, включая предсезонные, сыграет финалист Кубка Стэнли, если растянет все четыре серии плей-офф на семь игр. А вот как выглядят мои подсчеты относительно возможного количества матчей для хоккеистов суперлиги. Вместе с предсезонной, регуляркой, плей-офф, Евротуром, Евролигой, чемпионатом мира и иногда Олимпиадой, но без учета всевозможных Континентальных кубков и прочих "шпенглеров", которые с появлением Евролиги тоже наверняка прикажут долго жить, получается от 113 до 149 матчей!
Сами понимаете: от подобных нагрузок если какой хоккеист и не застрелится, то профессию сменит наверняка. Вывод очевиден: прощай, Евротур! Скажу больше: похоже, что даже после вычеркивания из календаря 13 евротуровских матчей и освобождения по меньшей мере 40 дней в календарной сетке многим клубам Старого Света (нашим - в особенности) придется круто пересматривать планы предсезонной подготовки, а лигам - думать об усечении регулярных чемпионатов.
ПРАЗДНИК ДЛЯ КЛУБОВ - ГОРЕ ДЛЯ ФЕДЕРАЦИЙ
Так все-таки плохо будет без Евротура или хорошо? Смотря кого спросить. Любой из главных тренеров четырех сборных расплачется вам в жилетку, рассказывая о том, как важен этот турнир для просмотра и обкатки звеньев национальных команд в течение сезона. Президент любого клуба, если не побоится ответить честно, признается, что с избавлением от Евротура с его плеч свалится тяжеленная гора, поскольку ничего, кроме функциональных проблем и травм ведущих игроков, ему это соревнование никогда не приносило. Даже престижа - чай, не об Олимпиаде речь.
Как отнесется к исчезновению Евротура телевидение - думаю, можно не объяснять. Наш Первый канал был так счастлив обзавестись трансляционными правами этого турнира, что запрятал матчи первых двух этапов в глубокой ночи. По крайней мере теперь у руководства телеканала есть уникальная возможность сравнить хоккейные рейтинги с рейтингом пищащей профилактической таблицы. Кстати, лично я совсем не уверен, что в неравном соперничестве неподвижных таблиц с "Ческе Пойиштовны" победа осталась за последним.
Интереснее всего, как отреагируют на гибель Евротура болельщики. Отчасти на этот вопрос ответили те, кто принял участие в опросе на сайте "СЭ". Оказалось, что и приевшиеся бодания экспериментальных сборных, и уничтоженный бездарным регламентом чемпионат России интересуют нашего любителя хоккея меньше, чем еще не существующая и даже до конца не придуманная Евролига. Удивлены? В таком случае проанализируйте-ка собственные ощущения от того, что сборная России уверенно шествует по Евротуру к своей третьей подряд победе. Почему-то я почти не сомневаюсь, что любой из вас с удовольствием обменял бы все наши триумфы в этих междусобойчиках, вместе взятые, на одну-единственную переигровку олимпийского полуфинала в Турине. Если я ошибаюсь, а вы, уважаемый читатель, только что вернулись со стихийных народных гуляний, посвященных нашей исторической победе на Кубке "Карьяла", - беру свои слова назад и срочно выезжаю туда, где эти гулянья имели место.
Впрочем, есть у Евротура и более могущественные сторонники. Грудью на защиту искусственного и изжившего себя турнира наверняка встанут национальные федерации. Не секрет, что для них домашние этапы - это возможность заработать живые деньги, причем в случае с ФХР деньги, не подлежащие какому-либо публичному учету. Цифры о прибыльности московского этапа Евротура нам неизвестны, однако, по сведениям из моих источников, для остальных эти турниры доход приносят. Подтверждает такую гипотезу и Фазель, резонно предположивший, что проводить Евротур себе в убыток федерации уже давно перестали бы.
Сам президент ИИХФ, к слову, поклонником Евротура никогда не являлся и если даже облагораживал матчи турнира своим присутствием, то исключительно на московских этапах. На остальные три, включая финалы, Фазель не ступал ни ногой. Публично свое отношение к Евротуру глава мирового хоккея, конечно же, никогда не выскажет, но охарактеризовать его можно примерно так: ваше, дескать, изобретение - вам, федерациям, его и расхлебывать.
Между тем Фазель отдает себе полный отчет в том, что даже при единогласном одобрении европейских лиг, но без поддержки национальных федераций развернуть полномасштабный проект Евролиги будет крайне сложно. В нашем разговоре президент ИИХФ подтвердил, что строить ее намерен в партнерстве и с теми, и с другими. И что ради поддержки членов сообщества готов без устали колесить по Европе, объясняя всем преимущества своего плана.
ЕВРОЛИГЕ НУЖНА НХЛ
Однако свою пропаганду Фазель начнет все-таки не с европейских клубов и даже не с федераций, а с НХЛ. Едва вернувшись в конце прошлой недели из Ванкувера, вчера глава ИИХФ вновь отправился за океан - на сей раз в Торонто. Формальным поводом стала состоявшаяся минувшей ночью церемония введения новых членов в Зал славы, но подлинная мотивация швейцарца - сегодняшняя встреча с руководством НХЛ по поводу очередного международного трансферного договора. На этой встрече Фазель и планирует обсудить с комиссаром Гэри Бэттменом предполагаемый формат Евролиги, в том числе - возможность ежегодных встреч ее победителя с обладателем Кубка Стэнли. Не думаю, что Фазелю удастся заручиться гарантиями подобных матчей с первого же наскока, но насколько такие поединки будущей Евролиге необходимы, президент ИИХФ прекрасно понимает. Окажись в рукаве Фазеля такой козырный туз - и переговоры с субъектами подшефной ему федерации о вступлении в Евролигу превратятся в клокочущую очередь клубов, рвущихся в ней участвовать.
А пока Фазель ждет результатов заказанных им маркетинговых исследований о целесообразности своей идеи и готовится к декабрьскому совещанию с главами европейских федераций и чемпионатов. Прекрасно понимая, насколько непростая его ждет беседа. Ведь, как ни крути, Фазелю предстоит объяснить клубам, ради чего помимо 50 - 55 матчей регулярных внутренних чемпионатов им следует согласиться еще и на дополнительные 15 - 20 игр в рамках Евролиги. А следовательно - подписать большее количество игроков и увеличить бюджеты. К счастью, руководитель ИИХФ - человек цивилизованный и приученный руководствоваться не шириной растопыренной пятерни, а соображениями экономической целесообразности. Для общения с российскими клубами, вероятно, хватить могло бы и пятерни, но для убеждения шведов с финнами и швейцарцев с немцами потребуются еще и конкретные цифры потенциальных инвестиций. Без которых его идея не "проканает" даже с самым распрекрасным в мире форматом.
А КАК ЖЕ СБОРНАЯ? СПРОСИТЕ У КАНАДЦЕВ!
Так все-таки, как же мы, несчастные, будем жить-то дальше, без Евротура? Неожиданное мнение по этому поводу высказал бывший главный тренер сборной России Владимир Крикунов, с которым при подготовке этого материала мне также довелось пообщаться. Соглашаясь с тем, что смерть Евротура нанесет интересам сборной несомненный урон, Крикунов убежден, что новая европейская лига в том или ином формате хоккею необходима. Более того, по его мнению (совпадающему, кстати, с моим), запуск чисто коммерческой и сконцентрированной на извлечении прибыли лиги - это единственный способ избежать той медленной смерти, которой нынешний хоккей тихо умирает по всей Европе. Новая лига, по словам Крикунова, должна иметь полную независимость от диктата федерации и "ручных" клубов высшей лиги, голосующих исключительно по указке ФХР и не дающих провести в жизнь ни одно решение. Забавно то, что в это определение спасительной для хоккея формулы куда лучше вписывается фетисовская ЕАХЛ, нежели проект Фазеля, однако сути это не меняет: на коротком отрезке времени ни один из двух проектов с интересами сборной вроде бы никак не состыковывается.
Невозможно спорить с тем, что Евротур был и остается прекрасным полигоном для тренеров сборных. Но другой постулат, на мой взгляд, все же главнее: хоккей существует не ради тренеров сборных и не ради чиновников федераций, а ради болельщиков. А болельщики хотят наблюдать не за чьими-то экспериментами, а за матчами, в которых решается нечто важное. Их, как и телевидение, не обманешь даже победами в турнирах, куда тренеры привозят бог знает кого. Из любви к стране настоящие фанаты, наверное, придут поболеть за свою, даже третьесортную, сборную в ничего не значащем турнире, но год за годом подсовывать им эту микстуру под видом элитного коктейля, по-моему, просто бесчеловечно. И если финские болельщики, привыкшие к собственным победам на "Карьяла", на эту профанацию еще как-то клюют, то чешские - уже ни в какую. Достаточно вспомнить ту гробовую тишину в Либереце в минувшем сентябре, в которой прошли матчи Швеция - Финляндия (876 зрителей) и Финляндия - Россия (794 зрителя).
Так что же, начиная с 2008 года наша сборная, выходит, станет съезжаться в Новогорск по разу в год - в канун чемпионатов мира? Вот же трагедия-то, ей богу! Неужели вам самим, друзья, еще не надоело это вечное нытье про учебно-тренировочный процесс? Сборная Канады - вот вам живое доказательство того, что количество товарищеских матчей, которые национальная команда ухитрится втиснуть в календарь перед очередным чемпионатом мира, и успех на самом чемпионате мира не имеют друг с другом ничего общего. Ни в каких Евротурах канадцы не участвуют, и в конце апреля с грехом пополам наскребают по сусекам для поездки на ЧМ полуживых от усталости энхаэловцев. Да и к самим мировым первенствам относятся примерно с таким же трепетом, с каким наши мужики, с утра до ночи забивающие во дворе в "козла", рвутся на тещины именины.
Мы с вами можем до исступления восхищаться взаимодействиями Непряева, Волкова и Шишканова на Кубке "Карьяла", но итог от этого не меняется: за все годы существования Евротура сборная России, кроме самого Евротура, не выиграла ни черта. Канадцы, никогда не считавшие международные соревнования первостепенными, за тот же срок победили на одной Олимпиаде и трех чемпионатах мира. Интересно, знает ли хоть один из золотых игроков всех этих канадских сборных, что такое Евротур?