Газета Спорт-Экспресс № 190 (4169) от 21 августа 2006 года, интернет-версия - Полоса 13, Материал 2
ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА |
Валентин БАЛАХНИЧЕВ: "КОРОЛЕВЕ СПОРТА НУЖНА РЕВОЛЮЦИЯ"
Завершившийся неделю назад чемпионат Европы в Гетеборге стал рекордным по количеству как стран-участниц, так и приехавших в Швецию спортсменов. Да и трибуны, если помните, не пустовали. Но тем не менее президент Всероссийской федерации легкой атлетики Валентин Балахничев уже довольно давно говорит об острой необходимости реформ. А возможно, даже о революции. Суть его предложений такова: нужно вписать легкоатлетический стадион в размеры футбольного поля. О своих идеях Балахничев рассказал корреспонденту "СЭ".
ВОССТАНОВИТЬ СОЮЗ С ФУТБОЛОМ
- Маркетинговая комиссия Международной федерации легкой атлетики регулярно обсуждает перспективы развития нашего вида спорта, - начал Балахничев. - Год назад в таком обсуждении принял участие и я. И именно тогда впервые предложил внести радикальные изменения - не только в правила проведения соревнований, но даже в конструкцию легкоатлетических стадионов.
Одним из главных элементов развития легкой атлетики в свое время была практика совместного с футболом использования стадионов. Однако массовое строительство сугубо футбольных арен и использование искусственной травы привели к развалу союза двух популярных видов спорта. Встал вопрос о необходимости строительства новых сугубо легкоатлетических стадионов, но задача эта практически нерешаема.
Строить такие стадионы, как, к примеру, "Лужники", в центре города просто невыгодно, а значит, происходит вытеснение королевы спорта на окраины. Кроме того, для нужд собственно легкой атлетики эти крупнейшие стадионы частенько используются один раз в году. Так кто же себе такое может позволить во времена высочайшей коммерциализации всего городского хозяйства?
Выход один - надо восстанавливать союз с футболом. Как? Очень просто: принять те установки, которые сейчас существуют в этом виде спорта, а для этого пойти на кардинальные изменения правил проведения соревнований по легкой атлетике.
- Что же конкретно вы предлагаете?
- Уменьшить традиционный стадионный круг с четырехсот метров до трехсот. Новый легкоатлетический стадион должен вписываться в футбольное поле и представлять собой накладную дорожку.
Это сделает легкую атлетику более зрелищной: в связи с компактностью стадионов зрители будут максимально приближены к соревнованиям. Ведь сейчас, сидя на трибуне, люди подчас не в состоянии наблюдать за тем, что происходит в секторе на противоположной стороне арены. В таких условиях абсолютное большинство смотрит отнюдь не на поле, а на табло.
- Согласна. Сейчас куда удобнее смотреть трансляцию по телевизору и иметь под рукой компьютер для контроля за тем, что происходит в секторах.
- Да, но такая возможность есть лишь у журналистов в ложах прессы. Зрители всего этого лишены. И потому наша задача - приблизить зрителя к спортсмену.
Кстати, владельцы европейских футбольных полей поддерживают нашу идею. Летом ведь в Европе футбола мало, а легкой атлетикой можно заполнить возникающий пробел. Кроме того - и это, возможно, самое интересное для поклонников легкой атлетики, - введение нового стандарта полей позволит заново начать книгу рекордов.
-А как же великие имена?
- Они, как и сейчас, будут составлять историю легкой атлетики. Кстати, еще в 1999 году Хельмут Дигель, тогдашний президент Немецкой легкоатлетической федерации, предлагал в XXI веке начать отсчет рекордов заново. Дигель мотивировал это тем, что в этом веке многие рекорды были установлены с помощью допингов. Не прошло. Ведь таким образом в использовании допинга как бы обвинялись абсолютно все рекордсмены!
С введением нового стандарта стадионов есть возможность начать отсчет рекордов по новой, никого не обижая. Причем есть гарантия, что в течение пяти, а то и десяти лет эти рекорды будут постоянно расти. Это, без сомнения, благотворно скажется на интересе к нашему виду спорта.
Еще один нюанс: летние и зимние стандарты рекордов можно будет привести к общему знаменателю. С длиной дорожки все ясно - 300 метров. При соответствующей технической проработке вопроса появится возможность проводить и метания. Кстати, в разработке новых легкоатлетических снарядов очень заинтересованы производители спортивной экипировки.
И, наконец, интерес к легкой атлетике станут проявлять города, в которых нет полноценных легкоатлетических стадионов.
-Короче, сплошные плюсы!
- У компактных стадионов будет много преимуществ, о которых мы сейчас и не подозреваем. Но наверняка не обойдется и без недостатков. Основной - уменьшение радиуса виража. Но кто мешает на летнем стадионе сделать виражи по типу зимнего - с наклоном. При желании все вопросы решаемы.
ПРИБЛИЗИТЬ ЗРИТЕЛЕЙ К БОРЬБЕ
-А в связи с чем ИААФ вообще подняла тему обновления легкой атлетики? Тот же чемпионат Европы в Гетеборге собрал огромную аудиторию.
- Увы, но людей, которые любят легкую атлетику, ходят на нее, пишут о ней, становится все меньше. Зрители приходят только на крупнейшие соревнования ранга чемпионатов мира и Европы. При этом организаторам даже этих турниров приходится потрудиться, чтобы собрать народ. А ведь посещаемость важна и с точки зрения спонсорства. В какой вид спорта будут вкладываться деньги? В тот, на который идут зрители.
Популярность легкой атлетики, увы, падает. Считаю, что одна из главнейших причин этого - ее "одноразовость". Тогда как, напротив, необходима регулярность, что блестяще реализовано в теннисе. В свое время нечто подобное было и в легкой атлетике: существовала практика многочисленных матчей между сборными разных стран. Теперь это подзабыто. Разумеется, ни олимпийский турнир, ни чемпионаты мира и Европы не потеряли ни зрительского интереса, ни спонсоров, но все остальные турниры страдают.
Сейчас в легкоатлетической программе 47 видов, и, чтобы провести полноценные соревнования, требуется дней 10. Соревнования разрастаются и за счет отборочных стартов. С этим, уверен, тоже нужно что-то делать. В будущем, думаю, многие дисциплины на чемпионатах мира будут проходить только в виде финалов. Иначе зрителей на трибунах не удержать.
И это отнюдь не только мое личное мнение. Вопрос об отборочных раундах широко дискутируется в ИААФ - правда, пока далеко не все готовы идти на кардинальные изменения. Та же ситуация и с моим проектом проведения турниров на футбольных полях. Я говорю об идее, которая может изменить вид спорта, способствовать его развитию, а мне из технической комиссии ИААФ приходит ответ: это, мол, противоречит правилам. Так я и предлагаю их изменить!
-Революционные изменения в будущем могут окупиться сторицей, но изначально всегда вызывают опасения. Бегуны будут жаловаться на то, что дорожки узкие, метатели - что снаряды непривычные.
- Я понимаю, что ИААФ достаточно иметь несколько крупных турниров, за которые эта организация получает приличные деньги, но надо же помнить и о других состязаниях! А как результат - легкая атлетика теряет популярность. С одной стороны, это не тот вид спорта, которым занимаются богатые люди. А с другой - сейчас наш спорт, увы, обременен определенным количествам допинг-скандалов. Что лишает спонсоров возможности зарабатывать хорошие деньги и финансировать национальные федерации.
-И тем не менее в мире ныне проводится большое количество коммерческих турниров. 20 лет назад такого не было. Значит, не все так печально?
- Пока нет. Но учтите, что в последние годы коммерческих турниров становится все меньше, а спонсоров для них найти все сложнее. Да, по-прежнему проводятся крупные турниры в Осло, Лозанне, Цюрихе, Париже, Берлине, Лондоне. Но при этом ИААФ, например, потеряла всех американских спонсоров. Что будет дальше? Может быть, попробовать привлечь российских? Это было бы перспективно с точки зрения чемпионата мира 2011 года, на проведение которого претендует Россия.
Короче говоря, надо думать не о сегодняшнем, а о завтрашнем дне. Надо думать о развитии. Жизнь заставляет сделать выбор: либо изменяться, либо отойти на обочину. Нужна новизна.
-Новизна - это рекорды?
- Рекорды, безусловно, необходимы для поднятия зрительского интереса. Но считаю, что фиксироваться они должны лишь на определенных соревнованиях - на чемпионатах мира и Европы, где собираются все сильнейшие спортсмены, а не на каких-то локальных турнирах.
-И все-таки легкая атлетика интересна не только рекордами. Вспомним турнир высотников в Гетеборге: там быланастоящая интрига.
- И прекрасно, что у прыгунов присутствовала такая острая борьба. Единственное, что я предлагаю, - пододвинуть зрителей к ней поближе!
НАДО ПОПРОБОВАТЬ
-Можете вспомнить, что менялось в легкой атлетике за последние годы?
- Каких-то радикальных изменений у нас не было. В отличие от других международных федераций. Среди самых революционных - новые весовые категории в тяжелой атлетике, что, кстати, было сделано именно для обновления книги рекордов и освежения интереса к виду спорта. А в волейболе стало засчитываться каждое очко. Это ведь перевернуло вид спорта!
-Как могут повлиять нововведения на легкую атлетику в нашей стране?
- Порой мы сначала строим объект, а потом начинаем думать о том, как же его использовать. Огромный стадион возвести можно, но на какие деньги его потом содержать? Куда правильнее построить несколько плоскостных стадионов для подготовки атлетов, а на время соревнований сооружать вокруг дорожки мобильные сборные трибуны. Существует технология сборки такого стадиона на 15 тысяч зрителей. Цена подобного объекта и стационарной арены несопоставима. Для официальных же соревнований можно использовать футбольные стадионы. Поверьте, будет огромная экономия.
-Предпринимают ли ваши единомышленники какие-либо конкретные шаги для продвижения новых идей?
- Первым шагом должна стать попытка провести по новым правилам легкоатлетические турниры. Я разговаривал об этом с людьми, известными в мире маркетинга, они прониклись идеей и уже, к примеру, ведут переговоры с администрацией клуба "Челси". Компания "Нордик спорт" готова разработать спортивные снаряды, годные для новых стадионов. Некоторые члены совета ИААФ тоже прониклись этой темой.
В общем, начинается брожение умов. Если в будущем к делу подключится бизнес-сообщество и вложит деньги, это очень поможет легкой атлетике. Ведь, по расчетам западных коллег, накладная дорожка, совместимая с футбольным полем, будет стоить 500 тысяч долларов. То есть столько же, сколько стоят сейчас дорожки стационарные.
Лина ХОЛИНА