Газета Спорт-Экспресс № 186 (4165) от 16 августа 2006 года, интернет-версия - Полоса 2, Материал 1
ФУТБОЛ |
ТОВАРИЩЕСКИЙ МАТЧ. Сегодня - РОССИЯ - ЛАТВИЯ |
IN GUUS WE TRUST
РОССИЯ - ЛАТВИЯ |
Сегодня. Москва. Стадион "Локомотив". 19.00
Судья: Гжегож ГИЛЕВСКИ(Польша).
Игорь РАБИНЕР
Днем 5 июля, за несколько часов до второго полуфинала ЧМ-2006 Франция - Португалия, автор этих строк заглянул в знаменитую мюнхенскую пивную "Хоффбройхаус". Там вовсю гуляли болельщики, в основном португальцы, и я пристроился за одним из огромных столов, чтобы выпить фирменного пива из литровой кружки и понаблюдать за болельщицким весельем.
Моим соседом оказался молодой австралиец. На его канареечного цвета футболке был изображен Гус Хиддинк, а пониже - надпись: In Guus we trust. To есть - "Мы верим в Гуса". "Фишка" заключалась в том, что на американском долларе (не знаю уж, как насчет австралийского) написано нечто очень похожее: In God we trust. "Мы верим в Бога".
Вот до каких высот поднялась на Зеленом континенте репутация голландского тренера! И, отметьте, мой новый приятель Кен даже не подумал списать футболку в утиль после того, как "соккеруз" на последней минуте матча 1/8 финала в результате спорного пенальти уступили будущим чемпионам мира итальянцам...
- Ты из России? Давай выпьем. Теперь мы будем за вас болеть! - провозгласил австралиец. Как я мог отказаться?
Эта история живо вспомнилась мне по дороге в Бор в понедельник - в день, когда новому главному тренеру сборной России предстояло в первый раз встретиться со своими футболистами, а заодно и с журналистами. И очень хотелось верить в то, что через два, а то и через четыре года наши болельщики тоже наденут майки со слоганом: "Мы верим в Гуса".
Правда, сам Гус на своей первой пресс-конференции в России подчеркнул: "Я не кудесник и не волшебник". Но ровно то же он говорил и на встрече с журналистами в крохотном немецком местечке Фридрихсруэ между Кайзерслаутерном и Штутгартом, на тренировочной базе австралийцев. А что было дальше?..
В июне мне довелось трижды побывать на стадиончике, где сборная Австралии готовилась к матчам, пообщаться с игроками и Хиддинком, последить за его работой на тренировках. И пусть мои наблюдения были достаточно поверхностными, захотелось сравнить поведение и настрой знаменитого специалиста тогда и теперь. Тем же самым будет Хиддинк в Бору, каким он был на стадионе "ФК "Йоринген", или все-таки несколько другим?
БЕЗ ВЫСОКОМЕРИЯ
Точно таким же! Первое, что бросилось в глаза и во время пресс-конференции Хиддинка, и по ходу первой его тренировки, - отсутствие какого бы то ни было высокомерия. Ни один вопрос репортеров не был проигнорирован или встречен пренебрежительно, а футболисты с каждой минутой занятия чувствовали себя все более раскрепощенно. Когда во время одного из упражнений проигравших наказывали ударами мячом чуть пониже спины, явно театральные крики боли братьев Березуцких наверняка можно было услышать на другом конце огромного пансионата.
Как тут не вспомнить реакцию Хиддинка на попадание в него мячом Марко Брешиано во время тренировки за день до старта ЧМ-2006? На глазах у изумленных журналистов Хиддинк дал бритому наголо полузащитнику "Пармы"... увесистого пинка под зад. Брешиано резко развернулся - но, увидев хохочущего главного тренера, расхохотался и сам.
"Мои поздравления - у вашей сборной будет прекрасный тренер, - сказал мне после той тренировки лидер австралийцев Харри Кьюэлл. - Хиддинк умеет потрясающе сплачивать команду и заряжать ее победным духом. Он чрезвычайно профессионален во всем - и в тактических приготовлениях к конкретным матчам, и в физподготовке, и в организации работы, и в настрое. Поверьте, это великолепный тренер. Как вы знаете, мне есть с кем сравнивать", - заключил полузащитник "Ливерпуля", уже несколько лет работающий не с кем иным, как с победителем Лиги чемпионов-2005 Рафаэлем Бенитесом. И ведь это было сказано еще до начала чемпионата. А после выхода из группы капитан "соккеруз" Марк Видука высказался еще более ясно: "Этот человек - гений!"
Что же касается репортеров, то во время обстоятельных ответов Хиддинка на каждый вопрос мне вспомнились слова коллеги из австралийской газеты The Sunday Times Давида Давутовича: "Он всегда спокоен. Никто и никогда не видел, чтобы Хиддинк вышел из себя, потерял самоконтроль. Даже когда на пресс-конференциях ему задают глупые вопросы, он всегда находит в них рациональное зерно и старается максимально подробно и вежливо ответить. В Австралии его уважают все без исключения. Не знаю людей, которые относились бы к нему плохо".
Интересно, можно ли будет через годок-другой сказать то же самое о России? Или мы, как всегда, пойдем своим путем?
Хиддинк контактен и доброжелателен. Пример тому - инициированная им встреча с Валерием Газзаевым в Санкт-Петербурге после матча "Зенит" - ЦСКА. И это при том, что голландец отлично знал о негативном отношении главного тренера армейцев к назначению в сборную России иностранного тренера. Кстати, на пресс-конференции в Бору Хиддинк заговорил об этом сам - и подчеркнул, что такую позицию, тем более высказанную открыто, он воспринимает с уважением. При этом с Газзаевым они пообщались весьма тепло, и тот обещал ему со своей стороны поддержку. Что ж, когда тренер с таким именем сам идет на контакт и первым предлагает общаться, растопить можно самый крепкий лед.
И ведь Хиддинк поступил таким образом не только с Газзаевым. Это при желании (у нас ведь любят везде искать конъюнктуру) еще можно было бы объяснить практичным стремлением наладить отношения с тренером ведущего клуба страны. А как объяснить то, что в VIP-ложе стадиона в Петровском парке во время воскресного матча "Динамо" - ЦСКА голландец увидел ушедшего недавно в отставку из динамовского клуба Юрия Семина и опять же сам проявил инициативу - поговорил со своим предшественником на посту главного тренера сборной России и подбодрил его? По-моему, этот шаг кое-что говорит и о человеческих качествах Хиддинка.
А еще в тот же день, только в VIP-ложе "Лужников", Хиддинк подошел к травмированному капитану "Спартака" Егору Титову и запросто спросил его: "Как здоровье? Когда увидим тебя на поле?" Трудно не расположить к себе игрока таким интересом к нему. Есть, кстати, данные, что Хиддинк весьма заинтересован в услугах Титова, тем более что сам голландец когда-то был игроком такого же типа.
Все эти поступки не стали для меня удивительными, поскольку два месяца назад корреспондент "СЭ" прочувствовал человеческий подход Хиддинка на себе. За день до отъезда австралийцев из Фридрихсруэ в Мюнхен, на матч с Бразилией, голландец встречаться с журналистами не планировал. Но когда после приезда на тренировку я на всякий случай спросил у пресс-атташе Стюарта Ходжа о возможности интервью, тот дал понять, что шанс есть. И вот после двухчасового занятия под палящим солнцем, последовательно дав интервью четырем (!) телекомпаниям, измотанный Хиддинк подошел к небольшой группе пишущих репортеров - трем голландцам, бразильцу и вашему корреспонденту. И нашел возможность в числе прочих ответить на семь вопросов от "СЭ", касающихся России. За такое перед тренером невозможно было не снять шляпу.
Думаю, те же чувства испытали и Виталий Мутко с Сергеем Капковым и Александром Бородюком, приехавшие на базу сборной Австралии за день до старта мирового первенства. Хиддинк сам пригласил их встретиться и уделил им в отеле после тренировки два часа. При его-то занятости с "соккеруз"!
СИМУЛЯЦИЙ ХИДДИНК НЕ ПОТЕРПИТ
При всем демократизме Хиддинка в Бору теперь все будет происходить согласно тем законам, которые установит голландский тренер.
В понедельник игроки еще общались с журналистами по старинке - кто и когда захочет. Хотели, как обычно, очень немногие. Но уже, видимо, начиная со следующего сбора, все будет происходить практически так же, как у австралийцев на чемпионате мира. Там каждый день в смешанной зоне перед журналистами представали по пять футболистов - строго согласно их номерам на футболках. Сегодня - с первого по пятый, завтра - с шестого по десятый и так далее. "Откосить", сослаться на лень или "обет молчания", было невозможно.
Наверное, присутствовало тут и определенное неудобство для репортеров (а вдруг им в этот день нужно было пообщаться с кем-то другим?), но по крайней мере журналисты четко знали, кто в какой день будет с ними разговаривать, и газеты могли строить планы исходя из порядка, а не из хаоса. Неужели и мы доживем до такого?
Правил и принципов у Хиддинка вообще предостаточно. О некоторых из них мне в том же Бору любезно рассказал Франс ван ден Ньювенхоф - журналист из Эйндховена, приехавший в Россию собирать материал для последней главы книги о голландском тренере, которая должна выйти в свет в ноябре, к 60-летию Хиддинка.
Так, игроки должны знать, что он не потерпит симуляций на поле. Этот "несовременный" для нынешних футбольных времен подход Хиддинк жестко применял в ПСВ по отношению к Арьену Роббену, еще не перешедшему тогда в "Челси". В первом сезоне их сотрудничества Роббен нередко совершал картинные падения, за что однажды удостоился публичной критики от собственного тренера - что, кстати, дорожащий отношениями с футболистами Хиддинк делает крайне редко. Но здесь, видимо, он счел внутрикомандные педагогические ресурсы исчерпанными и вынес свое недовольство на публику.
Хиддинк не боится признавать своих ошибок. Так, в Бору он упомянул о том, что во времена работы со сборной Голландии напрасно заставлял игроков работать с полной выкладкой на следующий же день после тура национального чемпионата.
А вот еще одна колоритная история. На Euro-96 с дисциплиной у "Оранжевых" было худо. Бунтовали молодые звезды "Аякса" Давидс и Зеедорф, из-за чего первого из них Хиддинк был даже вынужден выгнать с чемпионата (игрок публично заявил, что у тренера есть любимчики-ветераны вроде Данни Блинда). Ни к чему хорошему все это не привело, и когда команда в том же августе собралась перед товарищеским матчем с Бразилией, Хиддинк предложил игрокам ознакомиться с 12 пунктами правил поведения, которые отныне станут катехизисом футболиста сборной Голландии. Причем эти пункты не были поставлены на обсуждение, они преподносились как нечто окончательное. Согласны - продолжим работу, нет - свободны.
Футболисты согласились, и с тех пор все у сборной Голландии, дошедшей на ЧМ-98 до полуфинала, пошло как по маслу. Тот же Давидс, долго не игравший в сборной после Euro-96 из-за травмы, ближе к концу 97-го встретился с Хиддинком в Амстердаме и получил от него тот же свод правил. Прочитав его, футболист воскликнул: "Так у нас в "Ювентусе" то же самое!", тут же согласился с требованиями Хиддинка и стал одним из ключевых игроков сборной.
Не факт, что в сборной России Хиддинк сразу достанет из шкафа тот свой голландский катехизис. Скорее он будет ждать, как футболисты воспримут его требования. И только если что-то не будет клеиться, воспользуется испытанным на Давидсе и К° средством.
Кстати, по рассказу Франса ван ден Ньювенхофа, когда-то Хиддинк стал первым игроком в Голландии, который осмелился играть в белых бутсах (он привез их из Америки, где выступал в лиге NASL). Естественно, удостоился от тренеров и журналистов немалой порции насмешек, но от своего "я" не отступил. И в своих игроках нынче видит личностей.
ОН РАЗЛИЧАЕТ ДАЖЕ БЕРЕЗУЦКИХ
"Василий!" - воскликнул Хиддинк в самом начале тренировки, обращаясь к одному из братьев Березуцких. И, говорят, угадал. Что не вызвало у ван ден Ньювенхофа ни малейшего удивления: по словам биографа, тренер досконально изучил данные на каждого из 35 кандидатов в нашу сборную и даже братьев Березуцких способен различить. В самолетах у него всегда с собой DVD-плеер, а в кабинете под рукой - лист с расстановкой, где на каждую позицию в сборной есть по три-четыре кандидата. Более того, Хиддинк должен стать одним из самых заинтересованных зрителей матчей молодежной сборной России, поскольку он всерьез планирует черпать оттуда резервы для национальной команды. Да и матчи национального чемпионата он смотрит в большом количестве - даже за поединком "Луча-Энергии" и "Спартака" из Нальчика наблюдал по ТВ внимательнейшим образом!
Интересно, появятся ли у него среди российских тренеров оппоненты. Как говорил мне на базе сборной Австралии репортер голландской De Telegraaf Джерон Каптейнс, "Хиддинк - чуть ли не единственный из сильнейших тренеров мира, у которого нет - ну или почти нет - врагов. Если опросить футбольных людей в Голландии и других странах, где он работал, 99 процентов скажут о нем только хорошее. Хиддинк умеет настоять на своем, ни с кем не оказавшись в ссоре".
Знаете, почему еще этот факт не должен удивлять? Оказывается, на протяжении десяти лет, во времена своих выступлений за полупрофессиональный в ту пору "Де Графсхап", Хиддинк был одновременно... учителем физкультуры в школе для умственно отсталых детей. Терпению и выдержке какой степени научился в те годы голландский тренер - можно себе представить.
А единственный процент недругов, составляющий исключение, - это, по имеющимся у меня сведениям, Луи ван Гал. Их конфликт берет истоки еще в 1996-м. В ту пору в Голландии была очень сложная система получения тренерских лицензий - для того чтобы работать в высшем дивизионе, надо было пройти чуть ли не пять ступеней и потратить на это столько же лет. Хиддинк, будучи главным тренером сборной, настоял тогда на том, что золотое поколение 1988 года, выигравшее Euro, должно получить возможность пройти ускоренный, годичный курс обучения, поскольку их уникальный победный опыт не должен быть погребен. Ван Гал был главным противником такого подхода, считал, что за это время невозможно чему-либо научиться, резко осуждал в печати идеи Хиддинка, но тот настоял на своем. Через год новые тренерские лицензии получила почти вся сборная-88. И одним из первых слушателей курсов, создание которых инициировал Хиддинк, был нынешний главный тренер "Барселоны" Франк Райкард...
В прошлом году в полуфинале Кубка Голландии встретились ПСВ Хиддинка и AЗ ван Гала. С минимальным счетом победил ПСВ. На послематчевую пресс-конференцию тренеры пришли одновременно. А дальше, рассказывают, произошло вот что. Ван Гал заявил что-то вроде: "Мы играли прекрасно и имели большое преимущество. У нас было больше голевых моментов, и мы безоговорочно заслуживали победы. Нам только не хватило немного удачи". Затем слово предоставили Хиддинку. Он с той же интонацией, что ван Гал, произнес: "Мы играли прекрасно и имели большое преимущество. У нас было больше голевых моментов, и мы безоговорочно заслуживали победы. И нам удачи хватило". Зал содрогнулся от хохота, а лицо ван Гала, по словам очевидцев, перекосилось от злости...
Так что к нам приехал еще и человек с отличным чувством юмора. Но когда надо, он становится серьезным. Кстати, когда Хиддинк на пресс-конференции в Бору говорил о возрождении больших футбольных традиций России, он все время произносил местоимения "мы" и "наших", а не "вы" и "ваших".
- Как мне кажется, один из главных побудительных мотивов для Гуса - стремление оставить свое имя в памяти стран и континентов, где люди не избалованы успехами в футболе, - сказал мне ван ден Ньювенхоф. - После работы в Корее его любят в Азии, после ЧМ-2006 - в Австралии. Россия - огромная страна с великой историей, и Гус испытывает гордость оттого, что у него появилась возможность помочь этой стране. Хиддинк очень хочет, чтобы после работы с вашей сборной о нем с благодарностью вспоминали и в России.
Дай-то бог!
Бор