Газета Спорт-Экспресс № 176 (4155) от 4 августа 2006 года, интернет-версия - Полоса 1, Материал 1

4 августа 2006

4 августа 2006 | Хоккей

ХОККЕЙ

ОТКАЗ-2006

Федерация хоккея России отказалась подписывать европейский договор с НХЛ на условиях, предложенных заокеанской стороной. Об этом заявил Владислав Третьяк, который находится сейчас в Америке. Какие последствия может иметь этот шаг?

Павел СТРИЖЕВСКИЙ

200 тысяч долларов за Евгения Малкина? Жалкие крохи, унизительная подачка, обглоданная кость с барского стола. Называйте как хотите - и будете правы. С одной лишь оговоркой: в сегодняшнем жестоком и монополистическом хоккейном мире это было лучшее, на что мы могли рассчитывать.

Отказавшись от договора с НХЛ год назад, Россия принесла в жертву лишь "Динамо" и тот миллион долларов, который "Вашингтон" заплатил бы бело-голубым за Александра Овечкина. Теперь, отмахнувшись вторично от алчной руки, протянутой нам из-за океана, мы можем потерпеть разгром на всех фронтах. Почему? Да потому, что с немалой вероятностью рискуем задаром потерять и лучших игроков, и сборную, и ее еще даже не назначенного тренера.

Впрочем, сначала давайте разберемся, почему мы вопреки всем предпосылкам снова остались без договора с НХЛ. Разве не говорил Владислав Третьяк, что мир с североамериканцами нам необходим и что заключение этого мира - одна из приоритетных задач нынешнего лета? Говорил. Разве не обладал новый глава ФХР достаточными полномочиями, чтобы подписать договор собственным волевым решением? Обладал. Так откуда же взялся диаметрально противоположный итог?

А взялся он из следующего. Реальность доказала, что неограниченной властью в принятии решений Третьяк наделен лишь опосредованно и что без поддержки российских клубов договор с НХЛ рассыпался бы в прах раньше, чем на нем успели бы высохнуть чернила. Клубы же оказались настроены против нынешнего соглашения еще более люто, чем год назад. Тогда НХЛ по крайней мере предлагала пусть и заниженную, но все же какую-то шкалу компенсаций за уезжающую молодежь, а сейчас, с легкой руки чехов, сдавшихся на милость победителей, - 200 тысяч за голову, и баста. Гендиректор "Магнитки" Геннадий Величкин скорее собственными руками отпилит Малкину ноги, чем согласится принять от "Питтсбурга" такие гроши.

Хорошо, скажете вы, с Величкиным все понятно. Но почему Третьяк, понимая необходимость мира с НХЛ, не мог подписать договор вопреки клубам? Да потому, что если такое соглашение подписывать - его пришлось бы жестко придерживаться. По этому документу североамериканцы исправно платили бы нам по 200 тысяч за каждого игрока, а мы беспрекословно бы их туда отпускали. Именно этих гарантий ФХР попросила у клубов, разослав им собственный вариант внутреннего договора, без которого федерация не имеет права проводить чемпионат России. Пункт о договоре с НХЛ клубы категорически отвергли, причем "Ак Барс", по нашей информации, уже донес до сведения Третьяка, что намерен получить компенсацию за собравшегося в "Финикс" 20-летнего нападающего Энвера Лисина. От кого именно казанцы собираются требовать денег - от "Койотов", от самого игрока или от его агентов, - пока не ясно, но зато ясно, что в случае неполучения отступных чемпионы России готовы подать в суд. В то же время руководство ИИХФ четко дало Третьяку понять, что если Россия присоединится к договору с НХЛ, то никаких судебных исков с нашей стороны быть не должно. Следовательно, Третьяку попросту не оставалось ничего иного, кроме как объявить об очередном российском демарше.

Теперь самое время поговорить о том, какими последствиями может обернуться для нас Отказ-2006. Во-первых, если наши клубы окажутся последовательными в намерении отстаивать свои права в международных судах, то в этих судах - по крайней мере в течение ближайшего времени - нас неминуемо ждет череда сокрушительных разгромов. Закона о профессиональном спорте в России как не было, так и нет, и сегодня игрокам, чтобы аннулировать текущие контракты, достаточно написать заявление об уходе по собственному желанию, и через две недели это желание, согласно нашему же законодательству, обязано быть исполнено. Малкин с Лисиным, по данным "СЭ", такие заявления уже написали. Таратухин и Михнов - ярославские форварды, заявившие о намерении отправиться соответственно в "Калгари" и "Эдмонтон", - намерены сделать то же самое со дня на день. И если в 2003 году после побега в "Коламбус" якобы военнослужащего Жердева у российской стороны были хотя бы аргументы для судебной борьбы, то теперь Величкин, Шавалеев и прочие клубные руководители могут разве что приобрести у родных Никиты Сергеича запатентованный башмак и колотить им по трибунам международных судов. Игроков нам все равно не вернут, и денег в любом случае не заплатят - так хоть замаявшуюся душу отведем.

Во-вторых, Третьяк, объявляя об отказе России вступить в договор, намекнул, что во время летних переговоров с боссами НХЛ наладил с последними настолько доверительные и конструктивные отношения, что они, дескать, позволят ему усадить североамериканцев за стол сепаратных переговоров с Россией. Боюсь, однако, что в этом глава российского хоккея тешит себя напрасными иллюзиями. Точно так же, как тешат себя иллюзиями наши клубные руководители, полагая, что НХЛ из чистого человеколюбия самоустранится от трансферных дел и позволит своим клубам вести прямые переговоры с российскими. Не сомневаюсь, что непререкаемого авторитета легендарного вратаря сборной СССР предостаточно, чтобы пропустить с комиссаром НХЛ Гэри Бэттменом с глазу на глаз не одну бутылку пива, но только при чем же здесь трансферный договор? Бэттмен при каждом удобном случае напоминал, что договор будет единым для всех и что НХЛ готова вести переговоры исключительно с международной федерацией. Которая, в свою очередь, должна сперва прийти к общему знаменателю с федерациями национальными. Поэтому, приглашая североамериканцев на прямые переговоры, Третьяк не только призывает Бэттмена к непоследовательным действиям, в которых железного комиссара не может упрекнуть никто, но и, подрывая тем самым главенство ИИХФ, идет с международной федерацией на прямой конфликт.

Наконец, в-третьих, и несомненно, в-главных: отказавшись вступить в договор, Россия фактически обрекла себя на обескровленную сборную в канун домашнего чемпионата мира. Теперь только чудо (вроде прямого сепаратного договора нашей страны с НХЛ) заставит Бэттмена отпустить российских легионеров в Москву следующей весной. Более того, едва ли президент ИИХФ Рене Фазель, благодаря личным стараниям которого мы заполучили в Риге-2006 хотя бы одного Овечкина, захочет снова печься о наших интересах после такого плевка в его сторону.

Что ж, даже если руководствоваться примером ЧМ-2002, на котором наша серебряная сборная вроде бы развеяла миф о неконкурентоспособности игроков суперлиги, то позволю себе напомнить, что тот чемпионат проводился в Швеции и ни один здравомыслящий человек не требовал у команды Михайлова непременно его выигрывать. Сейчас, как вы понимаете, ситуация в корне иная. И не только потому, что турнир состоится в Москве, где сборная России не уступала золота ни разу. Главное отличие в том, что на сегодняшний день у национальной команды нет тренера. И если, судя по беседам с основными кандидатами, ситуация с назначением наставника сборной зашла в тупик еще до нынешнего демарша, то теперь и вовсе выглядит безвыходной. Ну скажите на милость, какой человек, находящийся в здравом уме, согласится за умеренные деньги (а больших тренерам хоккейной сборной пока никто ни разу не платил) взвалить на себя беззвездную команду в паре с задачей во что бы то ни стало выиграть медали мирового первенства?

Мнения заинтересованных лиц по поводу отъезда в НХЛ игроков сборной России - Малкина, Лисина, Таратухина, Михнова, Шкотова, имеющих контракты с российскими клубами, - стр. 6