Газета Спорт-Экспресс № 168 (4147) от 26 июля 2006 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 3
ХРОНИКА |
15 ЛЕТ ВМЕСТЕ |
63 РУБЛЯ - И В КАРМАНЕ ПОДПИСКА!
Год был 1991-й, а лет мне было 16.
К тому времени я уже начал трудовую карьеру. Вместе с товарищем по Медико-философскому лицею Сашей по прозвищу Студент - будущим собкором РИА "Новости" в Вашингтоне Александром Братерским - мыл автомобили у серьезного института неподалеку от метро "Профсоюзная". Отдраить машину вместе с салоном стоило червонец (тот, советский - помните?), навести лоск только снаружи - пятерку. На ужин в "Пицца хат" хватало.
Однажды дедуля на желтой "копейке" предложил нам трояк - "только липу, ребятки, отдерите". Работа показалась несерьезной, и мы согласились.
Напрасно. Провозились целый день, все так до конца и не отодрали, трешку правда, вырвали, а самого дедушку прозвали, конечно, Липой. Больше к нему не подходили, но именно тогда я впервые задумал сменить род деятельности. Решил писать стихи. (Тем более - попытки уже были: в 10-м классе, например, сочинил стишок о неразделенной любви, напичкав его необычайно удачными, как мне казалось, рифмами типа "Лена - измена").
Через несколько дней стал выходить "Спорт-экспресс".
Нулевой, а точнее - пилотный, номер у меня хранится до сих пор. На последней его полосе (которую я тогда еще именовал страницей) был опубликован коллаж: добрый десяток людей улетает на большом воздушном шаре вместе с клюшками, мячами и прочим инвентарем.
Эти лица мне очень понравились, особенно женские. И приятно удивили молодостью. Я почему-то полагал, что всем журналистам - далеко за пятьдесят.
В общем, сознаюсь, решил написать стихи про "Спорт-Экспресс". Причем не просто написать, а непременно их опубликовать - разумеется, в той же газете. Поэтому стихи получились рекламными. Они талантливо, как я был уверен, призывали подписаться на любимую газету. Пара строк даже осталась в памяти:
Зачем подвергаться ненужному риску?
63 рубля - и в кармане подписка!
63 произносилось - "шесят три". Иначе страдал размер стиха.
Когда я пришел в старое спорт-экспрессовское здание на Пушечной улице и сказал, что могу быть кое-чем полезен, надо мной, конечно, посмеялись. Я обиделся и предъявил вырванный из общей тетради клетчатый листок со стихами. И тут произошло то, что, как я понимаю теперь, не могло произойти больше нигде и никогда.
Мой листок не выбросили в урну, скомкав. Его понесли к... главному редактору Владимиру Кучмию. Вместе со мной. Хотя нет - я шел сам, но ноги были настолько ватно-непослушными, что лучше бы, честное слово, меня тоже несли.
У Кучмия шла планерка. Почему-то ее прервали и предложили мне прочитать стихи про "Спорт-экспресс". По легенде, которую активно поддерживают и Лев Россошик, и Владимир Гескин, отбивший у меня желание злоупотреблять кавычками, меня поставили на стул. Не буду спорить с чрезвычайно уважаемыми мною людьми и напишу, что стул (в хорошем смысле) подо мной был. Так ведь правда - красивее...
Напечатали ли стишок? Да какая, собственно, разница? Ну конечно - не напечатали. Сказали: саморекламой мы не занимаемся. Но ведь и не прогнали же. Разрешили приходить еще. А потом даже позволили писать заметки. Точнее - учиться складывать слова в предложения.
...Прошло 15 лет. С тех пор я кое-что переосмыслил. И уж одно-то точно понял: риску подвергаться стоит. Даже, как кому-то, возможно, кажется, и ненужному.
А иначе разве ушел бы тогда добрый десяток красивых людей из очень советской газеты в очень свободный полет?
Иначе заявился бы я тогда в "СЭ" с вырванным из тетради листочком?..
Алексей ЛЕБЕДЕВ
редактор отдела спорта "МК"
ЗАМЕТКИ НА ПОЛЯХ Владимира КУЧМИЯ |
Подтверждаю, что стул таки под Лебедевым был. Именно он, обшарпанный, колченогий стул, который принес Россошик, привлек мое внимание. Может, потому, что в редакции инвентаря не хватало? Самого Лебедева, хоть и взгромоздился он на этот стул, заметил лишь через месяц, когда юный поэт принес первую и очень талантливую заметку (пишет такие и сейчас). И еще помню, чем кончались его стихи. Очень приблизительно: "Спорт-Экспресс" - это молодость жизни. "Спорт-Экспресс" - это счастье мое". Во всяком случае, своим друзьям рассказываю именно такую версию. Возможно, мне просто хотелось тогда слышать именно эти слова, и я их теперь выдумал. Возможно. Но выдумать, согласитесь, можно было бы и что-то получше.