Газета Спорт-Экспресс № 156 (4135) от 12 июля 2006 года, интернет-версия - Полоса 4, Материал 1

13 июля 2006

13 июля 2006 | Футбол - Чемпионат мира

ФУТБОЛ

НАДОЕЛО УЧИТЬСЯ У ТРИНИДАДА

Окончание. Начало - стр. 1

КУРСЫ АКТЕРСКОГО МАСТЕРСТВА

Организацию и инфраструктуру чемпионата мира трогать не стану, ибо это пример не столько для российского футбола, сколько для всей России, начиная с властных ее структур. А вот о влиянии организаторов на ход турнира упомянуть, пожалуй, стоит. Ибо оно - влияние - в Германии присутствовало. Существует нечто похожее и в России. Причем в обоих случаях речь идет о делах скорее авторитарных, чем законных.

Йозеф Блаттер, президент ФИФА, с каждым годом все больше оформляется в фигуру политико-коммерческого толка. Футболу без этого никуда, кто бы спорил, но спортивный результат в любом случае должен стоять во главе угла. Честный бокс не заменишь схваткой кетчистов, разыгрывающих на ринге театральную постановку. Точно так же никакая коммерческая выгода не может влиять на результат больше, чем мастерство и сила воли.

Но когда словак Михел судил встречу Германии и Аргентины, думалось почему-то совсем о другом. И когда Баллак оказался в десятке номинантов ФИФА на звание лучшего игрока турнира, это тоже выглядело как странный теневой бартер, непонятный большинству болельщиков мира. Вообще всякое слово г-на Блаттера все чаще воспринимается его подчиненными как немедленное руководство к действию. При этом существующие законы отходят на второй план, а слова из президента ФИФА вылетают порой такие...

В том, что судейство - один из важнейших рычагов воздействия в руках хозяев головного футбольного треста, сейчас уже мало кто сомневается. То же самое было и в Корее с Японией, где арбитры подчас решали на поле далекие от своих прямых обязанностей задачи. И не потому, что они негодяи либо взяточники. Судьям просто некуда деваться! Одну лишь фразу проронил Блаттер по поводу судейства нашего Валентина Иванова. После чего Иванов без суда и следствия был отправлен на родину. Блаттер потом извинился не моргнув глазом, чем еще больше себя дискредитировал. Где причины, в чем ошибки нашего судьи, товарищи из ФИФА? Его работа вышла неоднозначной, ее можно было трактовать по-разному и даже осуждать, но если заклеймили - обнародуйте вину. Нет вины? Ну вы даете!

Количество инструкций, которыми обложили рефери, давно перешло разумную черту. Теперь судьи не просто выполняют свою работу - они главным образом обходят острые углы: там бы не залететь, тут не попасться. С ними поступают так же, как и они с игроками, - по понятиям. "Вон тот зацеп я как бы не замечу, а вон тот покараю максимально жестко", - решает в игре судья. "Вон тот арбитр выглядел мило, а этот не уловил тонкости момента - ату его", - командуют люди из ФИФА.

Чего же тогда ждать от игроков, которым всякий раз приходится играть в разной системе координат? Блаттер ругает русского судью, но ни мановения не делает для того, чтобы были наказаны португальцы и голландцы, превратившие футбол в бойню. Как думаете, станут ли они после этого мягкими и пушистыми? А что, скажите, делать с симулянтами? Три четверти, если не больше, падений на поле - отработанные актерские трюки. Не удивлюсь, если скоро к тренировкам начнут привлекать преподавателей-каскадеров. Футболисты кувыркаются не потому, что теряют равновесие, а чтобы убедить судью. И даже в тех случаях, когда на них действительно фолят, смотреть на чрезмерные страдания противно. Потому что мнение целой планеты для кривляки в бутсах - ничто по сравнению с вердиктом человека со свистком. Пусть остальные видят обман - лишь бы этот поверил.

ДЕЛО НЕ В АЗИАТАХ

Здесь тема моих заметок начинает невольно пересекаться со скукой, которую все чаще навевает футбол топ-команд. Ибо гигантский перекос в сторону оборонительной игры в Германии - не есть, по-моему, следствие большого числа участников, слабости форвардов или трусости тренеров. Все дело - в огромных деньгах, превращающих футбол в войну, в которой все средства хороши. Некрасиво, лживо, не по-мужски - плевать, результат важнее. Наверх пробьются не только те, кто сильнее, но и те, кто нужнее, - это тоже ФИФА дает понять все чаще. Как следствие, страдает зритель, который в конце концов начинает понимать: чемпионат мира проводится не ради него. А ему лишь позволено наблюдать за этим важным коммерческим процессом.

Если дальше так пойдет (а деньги не отменишь - это аксиома), впору заводить речь об изменениях в правилах. Но не о сокращении числа участников ЧМ - азиаты с африканцами как раз хоть как-то его разнообразят в плане зрелищности и забитых-пропущенных мячей. А, например, об увеличении размеров ворот. Надо же будет как-то удерживать народ на стадионах, черт подери!

Впрочем, сама по себе скука в Германии - не слишком показательный урок для России. А вот наплевательское отношение к эстетике футбола, к зрителю у нас в большом ходу. Случай с Коштиньей, когда игрока наказали на основании видеозаписи, был и остается большой редкостью, хотя поводов для этого в каждом туре пруд пруди. В игре "Москвы" с "Шинником" 5 июля на полупустом торпедовском стадионе мат над полем и в телевизоре стоял такой, что никакие звукорежиссеры заглушить не могли - кому за это воздалось? Не так давно в первом дивизионе случилась серия странных наказаний и помилований вполне в духе г-на Блаттера - как ее трактовать? На чем уже который год зиждется иерархия и продвижение по службе в российском судействе, знают все подряд: когда мы увидим хотя бы слабые попытки что-то изменить?

С другой стороны, если плясать от печки, то главное, конечно, - интерес общества к футболу. А его без хорошей игры, которая начинается, как ни крути, с повсеместно внедренных футбольных полей и секций, не воспитаешь. Будут полными стадионы - подтянется и все остальное. И даже доблестная милиция, которая сейчас далека от футбола, как Марс от Земли, поймет, быть может, как это случилось в Италии, что футбол - давно уже отдельная, не чуждая криминалу отрасль с огромным оборотом средств. Живущая пока, однако, по своим законам.

Чемпионат же в Германии, судя по всему, слишком знаковым и чересчур поучительным для российского футбола не станет. И вот за этим кроется еще один вывод - самый главный, пожалуй, для нас. Чтобы быстрее учиться чему-либо, надо быть в центре событий. Наблюдать с умным видом за Того и Тринидадом из-за своего косогора нам уже доводилось. Муторное занятие. Пора самим там побывать. Пусть лучше нас потом кто-нибудь анализирует себе на здоровье. И делает выводы.

Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ