Газета Спорт-Экспресс № 155 (4134) от 11 июля 2006 года, интернет-версия - Полоса 3, Материал 2

11 июля 2006

11 июля 2006 | Футбол - Чемпионат мира

ФУТБОЛ

ЧМ-2006

Матч № 64. Финал. ИТАЛИЯ - ФРАНЦИЯ - 1:1 (пенальти - 5:3)

ПЕТУХ НА УДОЧКЕ, или ИТАЛЬЯНСКАЯ НОЧЬ В БЕРЛИНЕ

Ефим ШАИНСКИЙ

из Берлина

Для начала поговорим о пении. Повод появился еще неделю назад: после полуфинальной победы над Германией вся итальянская команда в раздевалке затянула "О соле мио!". Как раз в этот момент поздравить своих героев пришел премьер-министр Италии Романо Проди - и тут же включился в общий (и, надо сказать, весьма стройный) хор.

А как пели итальянцы в воскресенье на "Олимпиаштадионе"! Может быть, финальная игра и была равной, но по части вокала наследники Карузо победили за явным преимуществом. А в перерыве громче всех аплодировали великому Пласидо Доминго.

Ну а уж после окончания решающей встречи счастливые тифози "оторвались" на все сто. Репертуар был такой: "Итальянец" Тото Кутуньо, неаполитанские песни в ассортименте, марш из "Аиды" Верди и, конечно же, бесчисленное и воодушевленное исполнение государственного гимна (он же гимн Maмели).

Кстати, итальянские голоса были явно слышнее еще до воскресного матча. Сидя за столиками кафе под липами или акациями, люди с красно-бело-зелеными флагами перекрикивались с земляками, шагавшими. .. по другой стороне улицы. А на Фридрихштрассе всеобщее внимание привлекли сразу три двухэтажных автобуса, на "палубах" которых пожилые итальянцы под романтическую музыку медленно двигались в знойном танце. Ну прямо-таки сюжет для Феллини.

Вообще, казалось, итальянцев в воскресенье было куда больше, чем французов. Хотя, может быть, просто последние вели себя тише. А может, к итальянцам хотелось причислить всех, кто заказывал в берлинских кафе и ресторанах пиццу - их было действительно бесчисленное множество. Трудно объяснить, но народ в воскресенье днем почему-то потянуло именно на пиццу.

ДАЖЕ ДАНТЕ СТАЛ БОЛЕЛЬЩИКОМ

Разумеется, в день финала Берлин, как положено, превратился в город фанов. Они были повсюду причем не только в итальянских, французских или немецких футболках, но и в мексиканских, португальских, бразильских, швейцарских, эквадорских, украинских. Большинство болельщиков направлялись на знаменитую фан-милю у Бранденбургских ворот, где полно огромных экранов - там мест для просмотра футбола куда больше, чем на "Олимпиаштадионе".

Неподалеку от главной футбольной тусовки Берлина ваш корреспондент увидел девушку сидевшую за столиком с красками и разрисовывавшую всех желающих.

- За один флаг на лице беру два евро, - сообщила мне художница, к которой выстроилась длинная очередь. - За два - уже восемь.

- А сколько стоит разрисовать все тело? - поинтересовался я.

- У меня не хватит краски, а у вас денег...

Впрочем, у итальянцев денег для того, чтобы привести себя в соответствующий финалу вид, было, похоже, достаточно. А отсутствием вкуса и изобретательности при "сооружении" нарядов они никогда не страдали. Уже после того как Каннаваро и его партнеры получили золотые медали, в толпах ликующих итальянцев я увидел парня, невероятно ловко завернутого в полотно с изображением микеланджеловского Давида. При этом все детали великой скульптуры были у фана на соответствующих местах. Красавец!

Другой итальянец, самозабвенно распевая песни из репертуара Челентано, держал в поднятой руке удочку - на леске болтался заглотнувший крючок галльский петух. А еще один парень декламировал Данте. При этом был в алом плаще до пят, а на голову напялил лавровый венок.

Почти вся эта "выставка мод" располагалась в ходе матча в одном секторе. Именно к нему потом с Кубком мира, как с самым драгоценным ребенком, множество раз подбегали Буффон, Каннаваро и их друзья, делясь свалившимся на них счастьем. После чествования чемпионов заглянул в сектор и я. Народу там оставалось уже немного. А вот следов переживаний - сколько угодно.

Под скамейками - разбитые бокалы, подносы с остатками пиццы, пролитое вино, окурки и даже... один женский туфель на высоком каблуке. Группа болельщиков, размахивая флагами и, разумеется, распевая, фотографировалась на фоне чаши пустеющего стадиона. А на скамейке неподалеку от выхода из сектора в одиночку тихо плакала девушка. Но утешать ее нужды не было - это явно были слезы радости.

БИЛЕТ ЗА 1200 ЕВРО

Уже поздно ночью автобус через весь город вез журналистов со стадиона на новый центральный вокзал. Берлин по-прежнему не спал. По улицам носились автомобили с итальянскими, французскими, немецкими и другими флагами, все рестораны и кафе были открыты. Разумеется, крайне оживленно было и на самом вокзале, где обстановка очень напоминала ту, которая бывает на наших железнодорожных станциях. Народ валялся вповалку укрытый, конечно же, флагами. При этом я видел, как девушка во французской футболке положила голову на плечо итальянца. Вообще все было очень мирно, по-домашнему.

Французов трогать с журналистскими расспросами, понятно, было неудобно, а итальянцев с победой поздравить хотелось. Когда возле меня проезжал на инвалидной коляске парень в футболке новых чемпионов мира, я ему показал поднятый вверх большой палец правой руки. "Данке", - сказал итальянец, который после того, как мы разговорились, оказался стопроцентным немцем по имени Мартин из города Саарбрюккен. "После того как вылетели наши, я болел за Буффона и его команду - объяснил Мартин. - Дело в том, что мои близкие друзья - итальянцы. Завтра с утра обязательно им позвоню. А при встрече обязательно покажу фильм, который снял на "Олимпиаштадионе".

Тут Мартин открыл сумку и вынул видеокамеру. "Здесь у меня все голы записаны, - гордо заявил "итальянец". - Я сидел в коляске на специальных местах, откуда все прекрасно видно. И стоил-то билет всего 60 евро. А между прочим, перед самым входом на стадион какие-то люди предлагали мне купить билет за тысячу двести... А вы сами откуда?"

Я ответил, что, мол, журналист из России. И тогда Мартин начал меня... снимать, приговаривая: "Как же вам, наверное, обидно, что ваша сборная не попала на чемпионат! Зато вы меньше волновались. Ничего страшного, впереди еще куча турниров".

НЕ ХОТИТЕ ЛИ ПРЫГНУТЬ С МОСТА?

От привокзальной площади, на которой, несмотря на третий час ночи, продолжался болельщицкий фестиваль, я направился к мосту через Шпрее. Вокруг в бесчисленных ресторанах гремела итальянская музыка, а на мосту выстроилась цепь из... полицейских. Среди них была и очень симпатичная светловолосая девушка, которой форма очень шла. "Что случилось? Почему так много полиции?" - поинтересовался я у блондинки. Ответ оказался неожиданным: "Люди на радостях прыгают с моста. Вот нас и вызвали".

Я подошел к перилам и обомлел - до воды было метров двадцать, а может, и больше. "Да тут глубоко, - увидев мое изумление, успокоила девушка-полицейский. - И вода теплая. Так что никаких жертв. Но все равно не положено. Даже итальянцам. Впрочем, прыгали и французы, и немцы, и другие. Многие хорошо выпили. Вы, кстати, не собираетесь нырнуть?"

После этого вопроса я вежливо попрощался и продолжил ночную прогулку по Берлину. И вскоре наткнулся на потасовку - Дель Пьеро схватился с Тотти. То есть на самом деле пытались выяснить отношения парни в синих футболках, на спинах которых были эти фамилии. Но особого веселья не получилось - подошли Буффон, Тони и Гроссо, которые быстро разняли коллег. У итальянского ресторана Stauder, что у самых Бранденбургских ворот, ваш корреспондент разговорился с его хозяином.

- Совсем голос потерял, - доверительно сказал он. - Два часа орал на французов в телевизоре во время финала. Но, слава богу все хорошо закончилось. И хорошо, что закончилось. Мне уже вся эта кутерьма порядком надоела.

-Но вы ведь в таком людном месте... Наверное, бизнес в порядке?

- Разные бывают посетители. И как бы в подтверждение его слов в ресторан вломился совершенно "никакой" парень в бразильской форме, со скандалом требуя включить телевизор и показать ему Роналдо. Хозяин с помощниками с трудом выставили посетителя за двери.

- Вот, пожалуйста, - продолжил он. - А перед самым финалом зашли русские и выпили у меня пятилитровую бутыль самого дорогого тосканского вина. Между прочим, стоит 1500 евро. Их было человек пять, то есть выдули где-то по литру. И что, думаете, опьянели? Нет - вид был словно выпили лимонад. А потом, вежливо поблагодарив, отправились на "Олимпиаштадион". Вот такие посетители мне нравятся... Между прочим, меня зовут Иван.

-Так вы русский?

- Борису Беккеру из-за имени тоже раньше часто задавали этот вопрос... Нет, чистый итальянец по фамилии Карино. Ну а откуда имя?.. Наверное, родителям нравились русские.

Неподалеку от ресторана итальянца Ивана - вход на фанмилю, откуда, конечно же, с песнями, уже выходил народ. Когда я попытался войти в болельщицкие владения, охранник преградил вход: "Все. За дело уже взялись уборочные машины. Праздник закончился".

На самом деле он ошибся. Берлин гулял до утра. Во всяком случае, я из-за барабанного боя и хорового пения за окнами заснул, уже когда окончательно рассвело.