Газета Спорт-Экспресс № 143 (4122) от 27 июня 2006 года, интернет-версия - Полоса 3, Материал 1
ФУТБОЛ |
ЧМ-2006 |
1/8 финала |
Матч № 53. ИТАЛИЯ - АВСТРАЛИЯ - 1:0 |
"В ЧЕМ ПРАВДА, БРАТ?"
Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ
Можно спорить о том, какую цель ставил Хиддинк перед сборной Австралии и самим собой накануне чемпионата мира. Но одного он добился совершенно точно: его команду успели полюбить. За простоту, за игровую внятность и внутренний стержень. И еще, пожалуй, за открытый футбольный нрав, если уместно такое определение.
Приплюсуйте к этому набору качеств отменное здоровье и впечатляющие физические данные, по которым сборная Зеленого континента лидирует среди участников Кубка мира, и "соккеруз", не исключено, покажутся вам этакими жизнерадостными дровосеками, которые на поле мало что умеют, но не унывают, бодаются и вечно всем довольны, как двое из ларца. Почти деревянные солдаты, ни дать ни взять!
Что ж, тогда не поленитесь, будьте любезны, сличить игровые схемы сборной Австралии, опубликованные "СЭ" в статистических подборках к каждому из четырех матчей этой команды в Германии. Вы не обнаружите ни одной одинаковой! И даже там, казалось бы, где люди выходили на поле одни и те же, расставлены они были всякий раз по-разному.
Вот свежий пример. Вчера Хиддинк оставил весь левый фланг на бывшего водителя автобуса Чипперфильда, игрока обороны, а справа в дополнение к штатному защитнику Муру выпустил хавбека Кьюлину. Да еще и Стерьовски работал там кем-то вроде инсайда. Зачем? А затем, что у итальянцев к этому флангу тяготел Дель Пьеро, и голландский тренер учел это заранее. Кроме того, австралийцы начали матч совсем не как рубаки с топорами, а значительно осторожнее. И осторожность эта была замешена не на страхе, а на аккуратности, без которой с итальянцами лучше вообще не связываться.
В этом месте начинаю слышать голоса, что вечно правы: "Не рановато ли Хиддинка нахваливать? Как бы не пришлось потом менять точку зрения!" Что ж, дело это, несомненно, житейское. И точку зрения на Хиддинка поменять никогда не поздно - был бы повод. А вот взгляд на то, что Хиддинк сделал со сборной Австралии, извините, уже не поменяю. Чтобы соорудить конструктор "лего" из кирпичей, мало пригодных к взаимозаменяемости, требуется определенное умение. И заменять эти кирпичи так, чтобы новые были полезнее старых (а по другому у Хиддинка пока что не было), - тоже что-то для России подзабытое. По крайней мере для сборной России.
Разумеется, итальянцы до несправедливого удаления Матерацци смотрелись острее. Да кто бы сомневался! Они и в меньшинстве в общем-то огрызались изящнее, в то время как австралийцы напоминали пресс со струбциной. Закручивали, закручивали винт потихоньку. .. Опять были самими собой, опять шли вперед и делали, что могут, не пытаясь выпрыгнуть из штанов. Как вдруг...
Они даже удивиться толком не успели. И болельщики австралийские тоже не сообразили, что к чему, когда на 93-й минуте весь их Зеленый континент поставили к стенке. Если Валентин Иванов, по мнению Йозефа Блаттера, не соответствовал высочайшему уровню матча Португалия - Голландия, то чему вчера соответствовал испанец Канталехо?! Наш рефери упустил настроение игры, тончайшую материю, не уловил дух, оставшись на позициях буквы закона. Испанец же без всяких сантиментов дважды вбил лом и в букву, и в дух, и в самую суть футбола, сначала выгнав Матерацци, а затем родив пенальти на ровном месте и без всяких угрызений совести.
Фаталисты, должно быть, теперь имеют шанс списать все на закон сохранения справедливости. Помните прошлый чемпионат мира и эквадорского судью Морено? Он тогда уничтожил Италию, причем сделал это в матче с Кореей, которую тренировал не кто иной, как Хиддинк. А пока Апеннины проклинали эквадорца и всех его родственников до седьмого колена, команда голландского тренера не без симпатии арбитров прошла в четвертьфинале Испанию. Родину Канталехо, на всякий случай. Так что, в конце концов, мы вчера видели - футбол или двойную месть?
Самое неприятное здесь - не в ответах на эти вопросы, а в том, что они вообще возникают в людских головах. Поллы и канталехи, призванные судить, начинают вершить. И тогда мир невольно задается риторическим вопросом "В чем правда, брат?" И выползают из сумерек наружу мысли о том, что мир футбола давно стал миром чистогана, где каждому сверчку отведен свой шесток, где все поделены на чистых и нечистых, выгодных и невыгодных.
Всего этого не объяснить австралийцам, отправлявшим свою команду на большой праздник, а увидевшим ее в западне. Что ж, по крайней мере им на память останется гордость за своих "соккеруз", которые никому из соперников не подарили удовольствие лицезреть их беспомощными или раздавленными. Гордость за них - и за Хиддинка.