Газета Спорт-Экспресс № 114 (4093) от 24 мая 2006 года, интернет-версия - Полоса 6, Материал 2
ХРОНИКА |
Ярославский хоккейный клуб "Локомотив" во главе с патриархом тренерского цеха Владимиром Юрзиновым этой весной остался без медалей. Футбольный "Шинник" зимой пережил процедуру развода с многопрофильным холдингом НТМ. Именно он считался титульным спонсором команды в последние годы. Попутно футбольный клуб сменил форму собственности, президента и половину состава. Итогом этой "революции" стал крайне невнятный старт, поползли слухи об отставке главного тренера, начались кулуарные разговоры о крахе большого футбола в Ярославле. Говорили и о возможном отступлении с прежних позиций "Локомотива". О том, что же на самом деле происходит с большим спортом в Ярославле, за счет каких средств живут хоккейный, футбольный и другие клубы в одном из самых спортивных регионов России, в интервью "СЭ" рассказал губернатор Ярославской области Анатолий Лисицын. Который, напомним, с февраля является президентом "Шинника" на общественных началах.
Анатолий ЛИСИЦЫН: "ЮРЗИНОВ ДОЛЖЕН БЫТЬ ЧЕМПИОНОМ,
А ДОЛМАТОВ - НЕ ВЫЛЕТЕТЬ ИЗ ПРЕМЬЕР-ЛИГИ"
- Я в прошлом лыжник, мастер спорта. Поклонником футбола и хоккея прежде не был, но, став губернатором, быстро понял всю значимость этих видов спорта для населения, - начал разговор Анатолий Лисицын. - Поэтому всегда поддерживал команды своего региона, сознавая, что помимо спортивной составляющей это еще и важная часть жизни области, в которой я живу и работаю.
-И как же тогда милые вашему сердцу лыжи?
- В Рыбинске успешно работает спортивный клуб "Сатурн". Его главный тренер - Александр Грушин, которого любителям лыжного спорта представлять не нужно. С 2001 года мы планомерно создаем Центр лыжного спорта "Демино" - на берегу Волги, в живописном месте. Уже готовы лыжероллерная трасса, коттеджи для приема гостей. На месте старых трасс, по которым в 70-х еще Кулакова и Сметанина бегали, возникает современный лыжный стадион. Там будет гостиница на 180 мест, спорткомплекс для атлетической подготовки, здание спортивного интерната, трибуна на полторы - две тысячи зрителей. Еще три года назад мы провели в "Демине" чемпионат России, а в январе 2007 года планируем принять этап Кубка мира. Когда завершим стройку, этот лыжный стадион будет одним из лучших в мире.
"ЛОКОМОТИВУ" НЕ СТРАШНЫ НИКАКИЕ ПЕРЕМЕНЫ
-Рано или поздно вам придется покинуть свой пост. Не боитесь, что новый глава Ярославской области к спорту окажется равнодушным?
- Об этой опасности мне постоянно напоминают соратники по работе. Но я считаю, что "Локомотиву" сегодня не страшны любые перемены во властных структурах области, в руководстве РЖД. А вот остальные наши спортивные клубы такой стабильностью похвастать не могут. Впрочем, это не их вина.
К сожалению, пока вложения в большой спорт в нашей стране - это меценатство по-русски. Со всей присущей нам спецификой. Остро необходим федеральный закон о спонсорстве в спорте. В противном случае многое и в перспективе будет зависеть от личности руководителя. Это не только так называемой провинции касается. Валерий Шанцев из Москвы в Нижний Новгород уехал - и, посмотрите, какой сезон провело хоккейное "Динамо".
-Для кого-то из ваших коллег большой футбол или, к примеру, волейбол - это важная составляющая жизни региона. Но ведь многие считают иначе. Более того, порой вложения в спорт - это отличный повод для критики губернатора со стороны его оппонентов.
- Так это и есть. Я успел поседеть, пока "Арену-2000" строили. В законодательном собрании меня очень жестко критиковали - осуждали за то, что деньги из областного бюджета идут на новый ледовый дворец. Но я понимал, что без такого стадиона дальнейшее развитие хоккейного клуба в принципе невозможно.
-Теперь, надо думать, отношение к дворцу поменялось?
- Люди поняли, что "Арена-2000" это коммерческий проект, который не приносит области убытков. Концерты, дискотеки на льду, рестораны, выставки - сегодня все это во дворце в порядке вещей. Таким был изначальный замысел, но поверить в его серьезную перспективу было действительно трудно. А я верил - и рад, что смог в свое время найти поддержку в Москве у руководителей страны - президента, главы правительства, тогдашнего руководства РЖД. В областном бюджете средств на завершение стройки не хватало, нужны были инвестиции. Деньги в итоге дали под мое имя и личные гарантии, оценив систему, которая была к тому моменту создана в спорте в Ярославской области.
ХОД СО СМЕНОЙ НАЗВАНИЯ КЛУБА
-Как сегодня область поддерживает "Локомотив"?
- Схема поддержки профессиональных клубов в регионе едина. Отличаться могут только детали, которые возникают в силу специфики того или иного вида спорта и пожеланий инвесторов. Мы формируем 25 - 35 процентов бюджета клуба. Остальные деньги - спонсорские. К этому пришли не сразу: 12 лет назад начинали со стопроцентного финансирования клубов из бюджета области. Правда, тогда затраты были иными, но денег все равно не хватало.
-Как же вам удалось заручиться поддержкой столь серьезной структуры, как РЖД?
- Использовал благоприятный момент. В 1997-м "Торпедо" стало чемпионом, а после этого оказывалось в призерах. То есть постоянно было на слуху. А это идеальная ситуация для перемен. Бюджет клуба формировался тогда по такой схеме: 30 процентов выделяли спонсоры, остальную часть - область. И вот в 2000 году я решил сменить команде название, вспомнив, что в СССР была хоккейная команда мастеров "Локомотив".
-За смену исторического названия болельщики вас ругали?
- Не сильно, но ругали. Но мне важнее было добиться изменений при формировании бюджета клуба, сделав акцент на спонсорские вложения. Переговорил с тогдашним главой отрасли Николаем Аксененко. Он сказал, что принципиальных возражений по поводу поддержки хоккейного клуба у него лично нет, но сначала в этом нужно убедить не его, а всех начальников железных дорог России. Я выступил на коллегии, обрисовал перспективы, привел цифры. И меня поняли.
-Может ли так сложиться, что руководители РЖД откажут "Локомотиву" в финансировании, а вы в этот момент уйдете в отставку? Что произойдет? Клуб покатится под откос?
- Руководители отрасли уже менялись, а система продолжает работать. Со мной или без меня - уже непринципиально. Вот этим-то я горжусь.
ИДЕЯ С ВУЙТЕКОМ - МОЯ
-Именно в Ярославле впервые пригласили на пост главного тренера иностранца, чеха Вуйтека. Чья это была идея?
- Моя. Я побывал в Швейцарии, Австрии, Финляндии. Увидел, что сделали иностранцы с клубами, ничем прежде не примечательными. Тогда, собственно, и понял: разговоры о нашем особом пути в хоккее - от лукавого, нужно звать варягов, чтобы перенять у них опыт, понять чужую ментальность. Это поможет двигаться вперед.
-С Вуйтеком в Ярославле просто угадали или все было тщательно спланировано?
- Угадали, но при этом, приглашая человека, учитывали массу факторов. Переговоры вели с рядом кандидатов, а приехал к нам Владимир. У него все, к счастью, получилось. Память о нем в Ярославле осталась добрая.
ЮРЗИНОВ ОСТАЕТСЯ
-А почему после Вуйтека, Шуплера и Хейккиля вы пригласили Юрзинова-старшего, для которого работа в Ярославле стала дебютом в российском хоккее? Вы его, пятнадцать лет работавшего за границей, тоже за иностранца посчитали?
- Владимир Владимирович - лучший тренер в мире по работе с молодыми игроками. Никто не умеет так же тонко вводить вчерашних мальчишек в состав команды, помогать им встать на ноги. Юрзинов, может, и не самый сильный специалист из тех, кто сегодня работает в России, если брать за главный критерий победы и медали. Но на нынешнем этапе развития клуба нам других тренеров не нужно.
-Юрзинов останется в Ярославле?
- У Владимира Владимировича действующий контракт, и разрывать его никто не собирается.
-Без вашего участия тренера в каком-нибудь клубе Ярославской области могут уволить или назначить?
- Нет. В вопросах такого рода я принимаю самое деятельное участие.
-Довольны ли вы тем, как выступил "Локомотив" в минувшем сезоне?
- Трехкратных чемпионов России может интересовать только золото, а в качестве утешения принимаются медали. Мы в призеры не попали, но на работу тренеров в клубе смотрят шире. Юрзинов за сезон, что называется, "разыграл" сразу несколько молодых хоккеистов, смело ввел в состав совсем юных воспитанников клубной школы. Так что плоды его работы видны и очевидны. Однако молодежь - молодежью, а для результата нам не хватило ярких мастеров. В плей-офф стало ясно: команде необходимы игроки, способные сделать результат в одиночку. Своего Морозова, как в "Ак Барсе", у нас не нашлось. С этим спорить бессмысленно. Мы этот факт учли, и свой подход скорректируем.
-Год назад "Локо" во время локаута в НХЛ заполучил Алексея Яшина. Для этого клубу нужно было решить вопрос с его страховкой на случай травмы, причем сумма считалась рекордной для нашего хоккея. Как вам удалось справиться с этой проблемой?
- Мы нашли компромисс. Некоторые договоренности были устными, давал я их лично, а сам игрок пошел, скажем так, на определенный риск. Это, кстати, тоже говорит о многом. Выбор Яшина в пользу "Локомотива", уверяю вас, был совсем не случайным. Тут тоже система сработала.
ТОРГ С ТОНКОВЫМ НАЧАЛСЯ С 230 МИЛЛИОНОВ РУБЛЕЙ
-А у футбольного "Шинника" есть система?
- Здесь нам пока хвалиться нечем. Я полагал, что мы систему медленно, но верно выстраиваем, но все едва не рухнуло минувшей зимой. Придется начинать заново, не с нуля даже, а с минуса. По крайней мере финансового. Именно поэтому я принял зимой решение стать президентом клуба, хотя никакой имиджевой пользы извлечь из этого нельзя. Скорее наоборот: пока я сознательно подставляю свою репутацию под удар.
-Имеете в виду результаты, которые показывает команда?
- Да все вместе. После всего, что произошло этой зимой, "Шинник" не может рассчитывать на какие-то значимые достижения. Задача у него пока одна - выжить в премьер-лиге. Если на финише чемпионата страны окажемся в середине таблицы, будет здорово.
-Обычно руководители вашего ранга ставят большие задачи, а потом жестко спрашивают.
- Спросить я умею, не беспокойтесь. Но прежде чем спрашивать, нужно разобраться с тем, что имеем. А имеем собранную наспех команду, которой только предстоит стать настоящим коллективом. Еще - долг в два с половиной миллиона долларов. Бюджет верстался по ходу подготовки к сезону. Проблем явно больше, чем позитива. Но именно поэтому я стал президентом клуба. Когда станет полегче, можно будет найти другого руководителя.
-Прежний президент, Николай Тонков, расстался с "Шинником" не без скандала. Даже ставил вам, губернатору, условия, фактически продав при этом клуб. Как такое вообще могло произойти?
- К моменту начала истории с продажей "Шинника" Тонков вывел из области весь свой бизнес. Экономических интересов в Ярославской области у него не осталось. Поэтому он мог смело ставить мне условия по осуществлению сделки. Начали мы торг с 230 миллионов рублей, которые якобы были потрачены структурами Тонкова на нужды "Шинника" за пять лет.
-А на чем сошлись в итоге?
- Аудит подтвердил наличие долговых бумаг на сумму 53 миллиона рублей. Еще почти 14 миллионов - это банковский кредит, который Тонков взял на нужды "Шинника". Кредит переписали на клуб, а 53 миллиона выплатили одним траншем, как и требовал Тонков. Он категорически не соглашался идти на рассрочку платежа сроком в год. Для этого тоже пришлось брать кредит.
-А как же остальная сумма претензий?
- Если нет документов, нет и повода для торгов. Таковы правила ведения бизнеса. Тонков с этим доводом согласился. Кроме того, он смог распорядиться трансферными листами ряда игроков клуба.
ПРЕМЬЕР-ЛИГА ИЛИ ВТОРАЯ?!
-Насколько были справедливы подобные финансовые претензии?
- Тут есть несколько аспектов. В свое время, когда нас с Тонковым познакомили, я поверил этому молодому человеку. Помог ему стать директором на Ярославском шинном заводе, затем сенатором от области, руководителем отделения "Единой России". Помог поднять свой бизнес, продвигал его в Союзе промышленников России. Губернатор Лисицын во многом Тонкова "вылепил", а спустя 8 лет получил то, что получил.
-Это моральная сторона дела, а что с деньгами?
- Когда команда два года играла в первом дивизионе, Тонков сделал для нее немало. Он, несомненно, вкладывал в футбол деньги своего холдинга, хотя серьезными возможностями не обладал. Но именно он был проводником политики и даже передаточным звеном в схеме нашей работы с "Сибуром". Эта компания была главным инвестором ярославского футбольного клуба на протяжении последних лет. Именно ее претензии прошлым летом вызвали взрыв в наших отношениях с Тонковым.
-Чем же именно был недоволен "Сибур"?
- Задержкой платежей по контрактам, с помощью которых финансировался "Шинник". Гарантом этих сделок выступал я лично, а платежи за предоставленную холдингом продукцию шли через фирмы Тонкова. Примерно в это же время, но чуть раньше, я высказал ему претензии по финансированию "Шинника". Мне показалось, что президент сильно охладел к футбольному проекту, что могло обернуться серьезными проблемами для команды. Меня это категорически не устраивало. В итоге разгорелся конфликт. Тогда, летом 2005-го, собственно, и начался процесс нашего "развода".
-Зимой он вылился в смену собственника. Но почему область не контролировала "Шинник", что и позволило Тонкову начать процедуру торгов?
- Клуб был зарегистрирован как общественная организация. В ней мы контролировали только свои 30 процентов вложений, как было оговорено договором. Остальные средства были привлеченными, и я не считал возможным вмешиваться в работу Тонкова. Долгое время наши отношения были вполне рабочими. А учредили общественную организацию ФК "Шинник" физические лица.
-Это правда, что "Шинник" мог играть сегодня во втором дивизионе, откажись вы от предложенной сделки?
- Да. У Тонкова нет таких личных средств, чтобы безболезненно содержать клуб премьер-лиги. Это слишком дорого. Но терять команду он как бизнесмен не желал. Я, в свою очередь, не хотел, чтобы "Шинник" повторил путь клубов из Элисты, Саратова или Волгограда. Меня не устраивала перспектива клонировать команды или начинать все с чистого листа, в ЛФЛ или второй лиге. Принятое решение было не из легких. Наверное, меня есть за что критиковать, но уверен: выбранный путь был единственно верным.
ДИЛЕММА ДЛЯ ДОЛМАТОВА
-Главный тренер "Шинника" Олег Долматов был в курсе всего происходящего? С ним ведь в декабре выходил на контакт московский "Локомотив", но тренер остался в Ярославле.
- Да, Долматов знал всю эту историю до мельчайших деталей. Я не обманывал его и честно сказал, что весь сезон ему будет тяжело, а временами даже невыносимо. Более того, заметил в разговоре, что он рискует временами терять лицо как сильный тренер. Я Долматову честно сказал: если вы не готовы работать в столь сложных условиях, пойму вас. Он предпочел остаться.
-А уволить Долматова в сложившейся ситуации можете?
- Могу, конечно, но пока для этого нет повода. Я не жду мгновенных результатов и прекрасно помню, с каким трудом мы собирали команду.
-Застрахован ли "Шинник" от подобного рода потрясений в будущем?
- Мы создаем сегодня некоммерческое партнерство. По такому принципу устроен хоккейный "Локомотив". Эту схему в нынешних условиях рынка я считаю наиболее приемлемой. Особенно, когда ты ищешь внешних инвесторов.
-Инвесторы находятся?
- Да. В регион, в котором существуют ясные и понятные правила игры, охотно идут бизнесмены. Я как губернатор, для которого спорт - это социально значимое явление, оговариваю какие-то преференции тем, кто готов помогать "Шиннику", "Нефтянику", "Локомотиву". С РАО ЕЭС мы уже плотно сотрудничаем. Более того, мною получено согласие Анатолия Чубайса на долгосрочное партнерство. Давно и очень плодотворно работаем со "Славнефтью", есть предметный интерес у "ЛУКОЙЛа", ведем мы переговоры и с "Газпромом". Так что, думаю, не пропадем.
-В 2010 году у Ярославля юбилей - 1000-летие со дня основания города. В Казани к такой же дате "Ак Барс" должен был завоевать золото.
- Это нормальное желание. Ярославль тоже захочет какую-нибудь спортивную корону, но сначала нужно достроить в области спортивную систему. В Татарии, кстати, такая система есть и уже работает. Без нее ни больших побед, ни серьезных бюджетов не будет.
Спорт в стороне от перемен к лучшему, уверяю вас, не останется. По крайней мере для меня и моих помощников он находится среди приоритетов, без которых жизнь будет неполноценной.
Андрей АНФИНОГЕНТОВ |
Ярославль |