Газета Спорт-Экспресс № 100 (4079) от 5 мая 2006 года, интернет-версия - Полоса 1, Материал 2

5 мая 2006

5 мая 2006 | Футбол - РПЛ

ФУТБОЛ

Неделю спустя после отставки бывший главный тренер "Спартака" дал интервью корреспонденту "СЭ" Георгию КУДИНОВУ.

Александр СТАРКОВ: "МНЕ НЕ СТЫДНО ЗА РАБОТУ В "СПАРТАКЕ"

Ответ на звонок прозвучал бодро. Никаких намеков на подавленность или, того хуже, депрессию, все так же вежлив и доброжелателен. Рассказал, что после возвращения в Ригу общался с родными и друзьями, которым безмерно благодарен за поддержку и душевное тепло. Московский номер отключил, а на латвийский поступает очень много звонков со словами поддержки. "Мне это приятно, хотя и считаю себя достаточно сильным человеком для того, чтобы не нуждаться в сострадании или сожалении".

От предложений о новой работе Старков пока уклоняется: "Дайте немного перестроиться с того бешеного ритма, в котором я жил в Москве!" Собирается посетить финал Лиги чемпионов и матчи чемпионата мира в Германии. Симпатизирует "Барселоне", которая очень нравится ему своей игрой. "А еще тем, что там игроки, тренеры и руководство выглядят единым коллективом, который умеет переживать любые спады и находить выход из любого положения".

На этом вступительная часть беседы и закончилась. На предложение перейти к вопросам, которые вряд ли покажутся ему приятными, Старков откликнулся спокойно:

- А почему нет?

ТРЕНЕРСКИЙ УРОВЕНЬ

-Как вы реагировали и реагируете на то, что о вас твердят одну и ту же фразу: "Старков не подходит "Спартаку", Старков не тренер уровня "Спартака"?

- На подобные разговоры старался не обращать внимания. Если отвечать на ваш вопрос в шутливой форме, я посоветовал бы критикам обратиться непосредственно к главе РФС Виталию Мутко, который лично выдавал мне лицензию на право работы во всех клубах премьер-лиги, в том числе и в "Спартаке". Если же отвечать серьезно, то вспомнил бы Валерия Лобановского. Мне давно врезались в память его слова: за тренера говорят результаты и ничто другое. Пусть мои критики утверждают все, что хотят, - каждый из нас имеет право на собственное мнение. Могу только вспомнить, что руководство "Спартака" приглашало меня на работу для того, чтобы вместе попытаться вернуть клубу былые позиции в российском футболе. Когда я пришел в команду, она была на десятом месте в турнирной таблице. А прошлый сезон мы закончили на втором и получили право играть в предварительном раунде Лиги чемпионов. Это считаю успехом и плодом нашей совместной работы, а отнюдь не стечением обстоятельств или случайностью.

-Следующий пункт публичного обвинения состоит в том, что у "Спартака" при Старкове не было "спартаковской игры", "спартаковского стиля". Как быть с этим?

- По части демагогических выступлений на эту тему были, наверное, побиты многие рекорды. Полностью согласен с тем, что без прошлого нет будущего, а значит, клубные традиции и клубных героев надо чтить всегда, будь то "Спартак" или иной коллектив. Но и впадать в спячку или жить только прошлым сегодня уже нельзя. В наше время в любой сфере деятельности все так быстро меняется, что одни вздохи о прошлом делу не помогают. Чтобы идти в футболе в ногу со временем, надо закладывать серьезный функциональный фундамент, увеличивать интенсивность командных действий, отрабатывать сыгранность разных линий, скоростную технику, тактический универсализм игроков и многое другое.

Понятие "стиль" у каждого может быть своим. У меня это слово ассоциируется со словом "современный". Вот "Барселона" как раз хороша современным стилем, который включает в себя не только яркие и красочные атакующие действия, но и умение надежно сыграть в защите, не гнушаясь при необходимости прибегать к оборонительным действиям в ущерб яркой атаке. Именно так был обыгран на "Сан-Сиро" "Милан", и "Барса" получила за ту победу комплименты во всем футбольном мире. Когда меня приглашали в "Спартак", передо мной, как я уже говорил, ставили в первую очередь задачу вернуть клуб на лидирующие позиции в России, что мы с помощниками и старались сделать согласно своим общим представлениям об игре и о действиях футболистов в той или иной конкретной ситуации.

-Вы хотите сказать, что не допускали ошибок?

- Конечно, допускал. И не боюсь в этом признаться. Не ошибается тот, кто ничего не делает, а я работал. Если руководство "Спартака" выбрало меня на роль тренера команды, то именно мне оно доверило принятие решений по тем или иным вопросам руководства командой, выбора тактики, состава на игру. Я работал исходя из своих представлении о команде и на основании собственного видения игры, а не ставил судьбу "Спартака" в зависимость от мнения тех или иных скептиков, той или иной группы болельщиков. Недаром часто говорят о том, что на создание команды уходит до трех лет. Я проработал в "Спартаке" менее двух лет и смею думать, что кое-чего добился. В подобных случаях люблю говорить так: я сделал все, что мог, пусть другие попробуют сделать лучше.

-В этих словах звучит ирония в адрес вашего преемника?

- Не ищите черную кошку в темной комнате, тем более если ее там нет. Говорю только о том, что делал свое дело так, как считал нужным на основании собственного опыта. И прекрасно отдаю себе отчет в том, что моя работа не могла нравиться всем. Когда у тебя в команде 25 игроков, неизбежно не будешь всем мил и приятен. Тем более когда речь идет о тренировочном процессе. Ведь сколько людей, столько и мнений. Один игрок может считать, что полезнее бегать кроссы, другой - что больше пользы принесет плавание, а третий и вовсе будет уверен в том, что самый эффектный способ тренироваться - лежать на диване или играть в карты. Если тренер будет выслушивать каждое пожелание, у него не останется времени на работу. Это вовсе не означает, разумеется, что между тренером и игроком не должно быть рабочего контакта. Однако решения о том, как строить тренировочный процесс или игру, нужно принимать именно тренеру, потому как за результат головой отвечает именно он.

Окончание - стр. 3