Газета Спорт-Экспресс № 95 (4074) от 28 апреля 2006 года, интернет-версия - Полоса 15, Материал 1
СПОРТ-ЭКСПРЕСС ФУТБОЛ |
НОУ-ХАУ |
VIVAT ACADEMIA!
Хенк ВАН СТЕЕ.К голландскому футбольному опыту обращаются не только в России. В донецком "Шахтере" недавно появился 44-летний специалист из Страны тюльпанов, возглавивший клубную футбольную академию. За три года он обещает сделать ее лучшей на Украине и говорит, что работать эта школа будет не хуже, чем в "Аяксе" или в "Фейеноорде", чью академию он возглавлял до приезда в Донецк.
НЕ НАДО БОЯТЬСЯ МЯЧА
-Хенк, прочел ваше досье, распространенное пресс-службой "Шахтера", и решил, что туда закралась опечатка: неужели вы действительно стали футбольным тренером уже в 20-летнем возрасте?
- Да, это неточность. На самом деле я начал тренировать детей на два или даже три года раньше.
-Совсем не задалась игровая карьера?
- Нет, дело в том, что я играл в клубе "Спарта" из Роттердама, который четверть века назад имел статус полупрофессионального. Это значит, что утром и днем являлся на тренировки как футболист, а вечером сам проводил занятие с детской командой. Мне это нравилось, хотя большинство одноклубников находило себе другие дела: ребята работали банковскими клерками, служащими различных компаний... Среди футболистов, не имевших профессионального статуса, а значит, и достойной зарплаты, это было обычное для Голландии явление.
-В чем принципиальная разница между тренером, который работает с детьми или юношами, и тем, кто опекает взрослых футболистов?
- В главной команде на первом месте - победа, в юношеской все внимание сосредоточено на футбольном воспитании игрока, а не на результате. Для каждого возраста существуют свои задачи и цели: научиться определенному набору футбольных навыков.
-Какой, на ваш взгляд, должна быть возрастная градация, и обретение каких навыков подразумевает каждый возраст?
- Все зависит от возможностей клуба. У "Шахтера" они велики, и я решил, что в донецкой академии должны обучаться футболисты 13 возрастов: начинающим - 8 лет, выпускникам - 21 год. Что касается навыков, то между тем, что наблюдается в Голландии, и тем, с чем я столкнулся на Украине, есть существенные расхождения. У меня на родине футболисты с 8 до 15 лет имеют дело только с мячом: учатся бить обеими ногами, играть головой, делать точную передачу партнеру. Из неигровых к этому можно добавить разве что упражнения на координацию движений. И это все. У вас же существует другая традиция - на мой взгляд, неправильная: игрок к 15 годам хорошо готов физически, зато собственно футбольные навыки находятся на низком уровне. Провожу здесь тренировки и вижу: ребята боятся мяча, пытаются быстрее от него избавиться, будто он обжигает ноги. Заниматься физподготовкой маленького футболиста раньше, чем он научится обращаться с мячом, или, если хотите, влюбится в этот мяч, - нонсенс. В академии "Фейеноорда", которую я возглавлял до приезда в Донецк, мы всерьез занимались физподготовкой только с 16 лет, а с 17 акцент делался еще и на тактику. Если в математике от перемены слагаемых сумма не меняется, то в футболе иначе: работа с мячом + "физика" + тактика - только в такой последовательности можно получить искомую сумму игровых достоинств.
АХМЕТОВ НАЦЕЛЕН НА ПЕРСПЕКТИВУ
-На постсоветском пространстве давно наслышаны о футбольной академии "Аякса". Она чем-то отличается от академии "Фейеноорда"?
- Принципиальной разницы не вижу, а о школе "Аякса" говорят больше только потому, что амстердамский клуб выигрывал Лигу чемпионов. Однако за последние лет десять академия "Фейеноорда", по моим наблюдениям, превзошла амстердамскую. Мы, например, первыми стали практиковать так называемые специальные тренировки, которые со временем взял на вооружение и "Аякс", убедившись в высокой эффективности новшества.
-В чем суть таких тренировок?
- В подчеркнутой целенаправленности, помноженной на высокую интенсивность. С двумя десятками футболистов занимаются восемь тренеров. Они разбивают команду на группы по два-три человека и на протяжении всего занятия отрабатывают очень конкретные игровые приемы, больше ни на что не отвлекаясь.
-Что привело вас в Донецк?
- Наверное, уместно говорить о совокупности причин. У меня были предложения поработать в Африке, на Ближнем Востоке, в Азии. Однако я не увидел там перспектив сделать что-то серьезное, поскольку не обнаружил необходимого уровня футбольной культуры. Если ты хочешь добиться высоких результатов, опираться нужно на местных специалистов. На втором месте были предпосылки, которые созданы клубом для воспитания юных талантов. На третьем - финансовые условия. Президенту "Шахтера" присуще стратегическое видение проблемы. Он стремится к тому чтобы построить одну из лучших футбольных академий в Европе. В отличие от многих состоятельных людей, которые думают только о краткосрочных целях и вкладывают деньги исключительно в свои главные команды, Ринат Ахметов нацелен на перспективу Он хочет, чтобы через несколько лет в "Шахтере" стало больше украинских игроков. Все это плюс некоторые другие моменты привели меня к решению в пользу "Шахтера". У меня была отличная работа в "Фейеноорде", однако чего-то не хватало... Наверное, вызова судьбе, который захотелось сделать.
ПРИДУТ ЧЕСТОЛЮБИВЫЕ ДУБЛЕРЫ
-Как будет выглядеть - в самых общих чертах - организационная структура академии "Шахтера"?
- Директор - ваш покорный слуга. У меня есть ассистент, он тоже из Голландии. Все другие специалисты - украинцы. Два тренера-координатора, которые сосредоточены на работе разновозрастных тренировочных групп: с 8 до 13 лет и с 14 до 21. Есть департамент селекции, координатор образования, который должен связывать общеобразовательную школу, где учатся большинство наших питомцев, и тренеров. Я против того, чтобы серьезные занятия футболом мешали мальчишкам нормально учиться.
-Каков ареал поиска талантов для академии?
- В первую очередь это донецкий регион - из местных ребят проще воспитывать патриотов клуба. Однако поиск будет вестись и по всей Украине.
-Это правда, что вы собираетесь упразднить команду "Шахтер"-2, выступающую в первой украинской лиге?
- Да. Федерация футбола Украины обязала все клубы высшей лиги участвовать в турнире дублеров, поэтому мы решили выйти из первой лиги и сосредоточиться на соревновании резервистов. Нужно бороться за качество игры, а не за количество команд, выступающих в разных турнирах. Отдельные футболисты для меня важнее, чем команда. Если разобраться, "Шахтер"-2 несправедливо занимает чье-то место в первой лиге, поскольку фактически играет вне конкурса: в высшую-то лигу он выйти не может. Так пусть там играет кто-то другой, для кого турнир имеет соревновательный смысл.
-Что будет с "Шахтером"-3, выступающим во второй лиге чемпионата Украины?
- Пока этот вопрос остается дискуссионным. Многое зависит от ФФУ. Надеюсь, федерация примет-таки витающее в воздухе решение об организации турнира U-19, не зависимого от существующих в украинском футболе лиг.
-Сколько тренеров будет работать в академии "Шахтера" и сколько футболистов заниматься?
- Считайте: 18 футболистов в каждой из 13 групп. У маленьких игроков - по одному тренеру на группу, у старших - еще и ассистент.
"СУМАСШЕДШИЕ ГОЛЛАНДСКИЕ ПАРНИ"
-Вы знакомы с Гусом Хиддинком?
- Отлично знаком! Когда я работал в AЗ, мы оба заседали в тренерском совете федерации футбола Голландии, который возглавлял вал Гал, да и в неформальной обстановке нередко встречались. Хиддинк - очень сильная личность. Даже смею нескромно думать, что мы в чем-то похожи. Оба подчас делаем то, чего никто не ожидает. В Голландии никто не думал, что я поеду на Украину. И Хиддинк тоже сделал вызов судьбе, отправившись в Россию. У нас дома есть такая песня - "Сумасшедшие голландские парни". Она в какой-то мере касается нас обоих.
-Решение Хиддинка принять сборную России для ваших соотечественников стало сенсацией?
- В общем-то да. В западном обществе, к сожалению, достаточно живучи стереотипы, оставшиеся в сознании людей со времен "железного занавеса", который так долго нас разделял. О странах Восточной Европы знают еще маловато. Конечно, если говорить о футболе, все помнят звездные времена киевского "Динамо". Однако в целом эта часть континента все еще представляется спящим монстром, которого, по мнению многих обывателей, нужно бояться. Получается, что мы с Хиддинком относимся к числу людей, пытающихся развеять эти предубеждения. В каком-то смысле ощущаем себя первопроходцами.
-Каковы, на ваш взгляд, тренерские перспективы Хиддинка в России?
- Думаю, у него получится не хуже, чем в Корее. Но для этого Российский футбольный союз должен проявить терпение. Надо дать время, чтобы поставить поезд на рельсы, а потом он пойдет быстро.
-Как далеко может уехать сборная России с "машинистом" Хиддинком?
- Не хочу говорить конкретно о сборной России - даже с учетом того, что Хиддинк способен сравнительно быстро привести ее к результату. Гораздо заманчивее и актуальнее, на мой взгляд, толковать о долгосрочных целях, достижение которых позволило бы России и Украине выйти на футбольный уровень Бразилии, Аргентины, Голландии. А чтобы этого достичь, надо, возвращаясь к главной теме нашего разговора, развивать детско-юношеский футбол. Только он может стать основой долгосрочных успехов.
"ШАХТЕР" ПОДЕЛИТСЯ КАДРАМИ
-В "Шахтере" уже привыкли к тому, что на протяжении последних лет главную команду клуба возглавляет тренер-иностранец: сначала был Скала, потом - Шустер, теперь - Луческу. Однако с детьми и юношами до сих пор работали только местные специалисты. Вы не ощущаете какой-то ревности с их стороны?
- Нет. Это не моя личная академия, и каждый, кто в ней работает, должен ощущать себя частью клуба. Корпоративное братство, товарищество, в данном случае, - не пустые слова. Мой рабочий день начинается в восемь утра и заканчивается в девять вечера. Пытаюсь заразить своим ощущением футбола всех, кто меня окружает, разбудить в людях энтузиазм, желание работать. Чувствую, что местные тренеры открыты, они хотят учиться. Было бы, наверное, проще привезти команду ассистентов из Голландии, однако это было бы неправильно, несправедливо и действительно могло привести к той ревности, о которой вы спрашиваете. Не устаю повторять: я приехал сюда не для того, чтобы менять культуру или обычаи. Просто хочу привести отношение к нашей работе к какому-то общему знаменателю.
-Языковой барьер - серьезная проблема?
- Конечно, это мешает. Я прилагаю все усилия, чтобы как можно скорее выучить русский. (Улыбается.) Впрочем, в положении "глухонемого", как теперь выясняется, тоже есть определенные преимущества: в Голландии мой мобильник звонил 24 часа в сутки, а электронная почта приносила в день по две сотни писем, которые я не успевал читать. Сейчас ничего подобного нет, и можно целиком сосредоточиться - пусть пока с переводчиком - на общении с людьми.
-Что должно измениться в детско-юношеском футболе "Шахтера" за три года, в течение которых вы будете связаны с донецким клубом?
- Наша академия должна стать лучшей на Украине и сравняться по уровню подготовки резервов с аналогичными клубными подразделениями в Западной Европе. Каждый год мы собираемся готовить для главной команды клуба одного-двух игроков. Лучшие юные игроки Украины должны попадать в "Шахтер".
-Киевское "Динамо" не будет возражать?
- Оно просто обязано это делать! Мне страшно нравятся такие непримиримые противостояния. В Испании это "Барселона" - "Реал", в Португалии "Бенфика" - "Порту", на Украине "Динамо" - Шахтер"... Оба украинских гранда плюс национальная федерация должны взять на себя ответственность за повышение уровня футбола в стране.
-А что делать остальным клубам, не таким богатым и знаменитым?
- Брать пример с "Шахтера" и "Динамо". На мой взгляд, федерация должна обязать все клубы тратить как минимум десять процентов их бюджетов на детско-юношеский футбол.
-Беда в том, что бюджеты лидеров украинского футбола и других клубов различаются в десятки раз...
- Тоже не повод для уныния, а лишь вопрос времени, которое необходимо, чтобы выйти на серьезные спонсорские контракты. Плюс к этому мы будем ежегодно выпускать 18 футболистов, но у себя оставлять, как я уже говорил, только одного - двоих. Куда денутся остальные? Правильно: пополнят другие клубы.
ПОБЕДНАЯ СХЕМА
-Ваши впечатления об украинском чемпионате после голландского?
- Клубы должны понимать: играют они для болельщиков, а тем вряд ли по душе оборонительный футбол, который здесь преобладает. Футболисты довольны, если всей командой закрываются на своей половине поля и проигрывают на выезде "Шахтеру" или "Динамо" со счетом 0:1. По мне, лучше проиграть - 0:5, но попытаться атаковать, бросить вызов фаворитам.
-Видно, их не вовремя обучали тактике...
- Если иронизируете, то напрасно. Вот вам живой пример. Еще месяц назад "Шахтер"-3 почти не выигрывал в чемпионате второй лиги. Но после того, как мы перевели все команды, входящие в орбиту академии, на атакующую схему 4-3-3, начались победы - 4:1, 3:1, 7:1...
-Разве команды академии не должны играть по тем же тактическим схемам, что и главный "Шахтер"?
- Вовсе нет! В главной команде каждые два сезона может меняться тренер, а игровые принципы академии закладываются всерьез и надолго. Юноши должны научиться играть в нормальный футбол. Система 4-3-3 делает футболистов тактически гибкими. Только она позволяет, например, прессинговать на чужой половине поля. Иначе говоря, демонстрировать футбол, который нравится зрителям. Так играют сегодня "Барселона", "Порту", сборная Голландии... Украинский футбол слишком рационален, и в этом смысле он ближе к итальянскому
-А может, более ответствен? Любое поражение воспринимается человеком, сидящим на тренерской скамейке, как трагедия...
- Это я заметил даже по матчам наших команд, ставших теперь "академическими". Тренеры "Шахтера"-2 или "Шахтера"-3 после поражений готовы чуть ли не руки на себя наложить... Но это же академия, а не премьер-лига! Наша главная задача, повторяю, не результат, а зрелищность, красота игры. И чем скорее это все поймут, тем быстрее станет прогрессировать украинский футбол.
Юрий ЮРИС
Донецк