Газета Спорт-Экспресс № 41 (4020) от 23 февраля 2006 года, интернет-версия - Полоса 6, Материал 1

23 февраля 2006

23 февраля 2006 | Олимпиада

ОЛИМПИЗМ

TORINO-2006

ФИГУРНОЕ КАТАНИЕ

После исполнения короткой программы двукратная чемпионка мира Ирина Слуцкая идет на втором месте, проигрывая американке Саше Коэн 0,03. Третье место занимает японка Шизука Аракава, которая уступает россиянке 0,68. Такой плотной конкуренции не было ни в одном виде программы!

ТРОЕВЛАСТИЕ

Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ

из Турина

"Очи чорние - лалалалала - очи чорние, американские..." - пел во весь голос на улице перед катком "Палавела" один из американских телевизионщиков. Его можно было понять. Впервые за все время турнира по фигурному катанию представительница его страны захватила лидерство и имела все шансы сохранить его до конца.

После того как Ирина Слуцкая исполнила свою программу и вышла на первое место, у меня в ложе прессы зазвонил мобильный. Звонивший - человек из "внутренних" кругов и весьма близкий к судьям - сказал: "Ирину будут убирать. Жестко. Сейчас начнется".

Что имелось в виду, было понятно. Японка Шизука Аракава, итальянка Каролина Костнер и Саша Коэн, которым выпало выступать после россиянки, имели все шансы на то, чтобы обойти Слуцкую. Ирина справилась со всеми элементами. Могла бы, наверное, сделать больше, если бы прыгнула каскад 3+3. В этом случае получила бы за технику еще два с лишним балла. Соединить в каскаде два тройных прыжка к этому моменту удалось лишь двум спортсменкам - американке Кимми Майсснер и грузинке Элене Гедеванишвили. Но что теперь обсуждать? Второго тройного не получилось. А может быть, он и не планировался. До сих пор Ирина никогда не включала этот каскад в короткую программу - считала ненужным, неоправданным риском. Но кто знает, может, как раз в Турине и стоило?

Сказанные по телефону слова "сейчас начнется" подразумевали, что и Аракава, и Костнер способны пойти на 3+3 - каскад, который обе успешно выполняли на тренировках. А значит, готовы обойти двукратную чемпионку мира как минимум по сложности своих программ.

На трибуне рядом со мной за соревнованиями наблюдал чемпион США ДжонниВейр.

- Мой фаворит - Ирина, - сказал он. - Она не маленькая девочка, как большинство других. Сильная, взрослая спортсменка, которая уже выиграла множество соревнований и продолжает их выигрывать. Умная. Не теряет контроля над собой ни при каких обстоятельствах.

-Знаю, многие американские болельщики не испытывают восторга от того, как катается Слуцкая. Считают ее стиль недостаточно изысканным для женского катания. Чересчур атлетичным.

- Она, безусловно, спортсменка до мозга костей. Посмотрите: есть Саша Коэн, которая катается, как танцует. Очень красиво. Но красивых фигуристок много. И ни одна из них не способна кататься, как Ирина. У нее свой собственный стиль, не сравнимый ни с каким другим. Поэтому я за нее и болею.

-А как же Саша?

- Я уже сказал. Саша на льду - как красивая, нежная фарфоровая куколка. Очень хрупкая, очень талантливая. Но иногда она делает ошибки.

-Катание Каролины Костнер вам импонирует?

- Равнодушен. Ее стиль не воспринимаю. Мне он кажется слегка "размазанным". У Костнер замечательные прыжки - когда она их делает без ошибок, хорошие вращения. Никакая другая спортсменка не катается так быстро, как она. Плюс - Каролина очень молода. И, наверное, может многого добиться. Но - потом. Ничего другого сказать о ней не могу. Теперь вы, наверное, спросите об Аракаве?

-Естественно.

- Она красивая. В ней есть потрясающее внутреннее спокойствие, которое, как мне кажется, вообще свойственно восточным людям. Внешне она очень элегантная, мягкая, но изнутри идут сила и мощь, которые невозможно скрыть никакими платьями. Ее прыжки - стопроцентная реализация этой мощи, невероятного внутреннего огня. Все это захватывает, завораживает. Невозможно не поддаться эмоциям, когда она на льду.

-Аракава решила вернуться к своим старым программам. Вы тоже катали в Турине прошлогоднюю произвольную композицию. Считаете, это более правильно?

- Что касается Шизуки, она незадолго до Игр рассталась с Татьяной Тарасовой, стала работать с Николаем Морозовым, и он поменял в ее программе (хотя сам ее когда-то и ставил) довольно много деталей.

Если вас интересует мое мнение, - конечно же, надо стараться делать новые постановки. В нашем виде спорта болельщикам гораздо интереснее видеть, как фигурист меняется. Причем это касается всего - костюмов, музыки, стиля катания. И с этим нельзя не считаться. А вернулся я к старой композиции, потому что новую не очень воспринимали судьи, да и сам я чувствовал себя не столь уверенно. Считайте, у меня просто не было другого выхода.

-На чемпионате мира в Калгари вы собираетесь исполнять ее же?

- Да. Но при этом хочу попробовать включить в программу четверной прыжок - сделать его и в квалификации, и потом - в произвольной. Если это получится, думаю, моя программа будет выглядеть по-другому. Лучше, чем в Турине...

Аракава тоже не стала делать в каскаде второй прыжок тройным. Со всеми элементами она справилась хорошо - получила ерундовое снятие за тройной флип и вышла на второе место, отставая от Слуцкой на 0,68.

А в следующей группе упала Костнер.

Эту фигуристку - хоть она и заняла в итоге одиннадцатое место - опасались не зря. В тренировках Каролина щелкала свои каскады как семечки. Если бы сделала, оценки за компоненты программы наверняка оказались бы намного выше. Ну а раз упала - к чему лишние реверансы?

Вот и получилось, что расклад перед выходом на лед Коэн сложился для России весьма неплохо. В том, что преимущество перед Аракавой не получилось более убедительным, Слуцкая была виновата сама. Могла ли она пойти ва-банк? Безусловно. Так поступал когда-то канадец Элвис Стойко, усиливая набор обязательных "коротких" элементов прыжком в четыре оборота. Понимал прекрасно, что чем-то другим затмить соперников ему не по силам, вот и прыгал по максимуму. Иногда это помогало, иногда нет. Но фигурист получал удовлетворение уже от того, что делал все что мог.

Вообще разговоры о том, что судьи будут во что бы то ни стало стараться "топить" россиянку и тащить наверх ее американскую соперницу, лично мне казались сильно притянутыми за уши. В конце концов, кто решил, что четыре золотые награды ни в коем случае не могут быть отданы одной стране? Был же пример Лиллехаммера, где вплоть до женского финала по трибунам и под ними курсировали все те же, аналогичные туринским, аргументы и слухи. Что у России уже есть три золота. Что Америке позарез нужна своя чемпионка и что ей, вне всякого сомнения, должна стать Нэнси Керриган. Что победа Оксаны Баюл состояться не может, потому что не может, и все! Украину в начале 90-х еще как-то не привыкли отделять от развалившегося СССР, так что в сознании подавляющего большинства задействованных в фигурном катании иностранцев Баюл по-прежнему оставалась неотделимой частью ненавистного "советского" блока. Но выиграла же тогда эта кроха!

Действительно ли Коэн оказалась в короткой программе лучшей? В прыжках - однозначно нет. Амплитуда вылета, резкость, приземления - все, что, собственно, и определяет класс прыжковых элементов и связок, было заметно лучше и у Слуцкой, и у Аракавы. Но это и получило отражение в оценках. Так же как и то, что вращения и дорожки, показанные тремя главными охотницами за золотом, были сопоставимы и по сложности, и по классу исполнения.

Так чем же тогда взяла Коэн? Выразительностью. И хореографией. "Очи черные" - одна из лучших олимпийских работ (если вообще не самая лучшая) Николая Морозова, наиболее востребованного постановщика в мире. В танце совершенно не чувствовалось напряжение - и это хоть и немного, но отличало композицию американки от программы Слуцкой.

Впрочем, разговоры о возможном судейском раскладе в женском турнире, которые, вне всякого сомнения, велись как по одну, так и по другую сторону океана, сыграли свою роль. Коэн вышла на старт как королева, прекрасно осведомленная о силе своего войска. Слуцкая - как одинокий боец, оставшийся у последнего укрепления с автоматом в руках, понятия не имея, исправен тот или нет.

На трибуне рядом с Вейром и немногими американскими болельщиками (большинство в этот день отправились на хоккейный стадион на матч Россия - США) сидела олимпийская чемпионка Солт-Лейк-Сити Сара Хьюз. Она приехала в Турин поболеть за родную сестру. И сразу после того, как откаталась Эмили, Сара поднялась с ней и с ее тренером Бонни Ретцкин на трибуну участников.

Мне показалось, она болела за Слуцкую. Этот феномен трудно объяснить, но нередко случается, что олимпийский чемпион, закончивший выступать, внутренне испытывает гораздо больше симпатий к спортсменам своего поколения, особенно к тем, у кого выиграл сам, нежели к тому, кто пришел на его место.

На Коэн же чемпионка Солт-Лейк-Сити смотрела с некоторой ревностью и даже легким превосходством. Во взгляде угадывалось: "Я уже выиграла Олимпиаду. Сумеешь ли ты?"

А может быть, все это было только плодом фантазии. Сара, безусловно, была счастлива. Младшая сестра выступила замечательно. Откаталась без ошибок, на большом эмоциональном подъеме. На пару с еще одной дебютанткой американской команды - Майсснер она вполне могла бы стать одной из героинь вечера. Но обеих затмила Гедеванишвили.

Выступление самой юной участницы Игр (Элене родилась 7 января 1990 года) невольно заставило вспомнить: "Скажи мне, кто твой тренер". Подопечная Елены Водорезовой ворвалась в элиту точно так же, как когда-то - сама Елена. Налицо было все: суперсложность, превосходные вращения, а главное - то, как все это было преподнесено зрителям: уверенно, эмоционально, весело.

-В чем секрет? - пытала я Водорезову, когда та поднялась на трибуну. - Почему в российской сборной дебютантки катаются так, словно на чемпионатах Европы и мира им и в голову не приходит рассчитывать на что-то большее, нежели "просто участие"?

- Даже не знаю, что ответить, - пожала плечами Водорезова. - Возможно, на нас с Элене просто не давила ответственность. Не нужно было бороться за место в команде, думать о том, что надо во что бы то ни стало показать свой лучший результат на национальном чемпионате, и бояться любой ошибки, потому что из-за нее тебя могут вообще выкинуть из сборной. Мы просто тренировались. Делали то, что считаем нужным. Да и сейчас никто не ставит перед Гедеванишвили никаких невероятных целей. Я рада, что Элене удалось показать, как она умеет кататься, уже на чемпионате Европы. Там она, правда, не справилась с нервами в произвольной программе, не хватило опыта. Будем стараться здесь.

Турин. Palavela. 21 февраля. Женщины. Короткая программа. 1. Саша Коэн (США) - 66,73. 2. Ирина СЛУЦКАЯ (Россия) - 66,70. 3. Шизука Аракава - 66,02. 4. Фуми Сугури (обе - Япония) - 61,75. 5. Кимми Майсснер (США) - 59,40. 6. Элене Гедеванишвили (Грузия) - 57,90. 7. Эмили Хьюз (США) - 57,08. 8. Мики Андо (Япония) - 56,00... 18. Елена СОКОЛОВА (Россия) - 46,69.