Газета Спорт-Экспресс № 5 (3984) от 12 января 2006 года, интернет-версия - Полоса 6, Материал 2

12 января 2006

12 января 2006 | Хоккей на траве

ХОККЕЙ С МЯЧОМ

ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ВЫСШАЯ ЛИГА

Юрий ФОКИН: "ЖАЛЕЮ ТОЛЬКО О ТОМ, ЧТО НЕ СДЕЛАЛ "СТАРТ" ЧЕМПИОНОМ"

О причинах отставки и положении дел в российском хоккее с мячом Фокин рассказал корреспонденту "СЭ".

ШАНЦЕВ ОБЕЩАЛ, ЧТО "СТАРТ" НЕ БРОСЯТ

-Для многих поклонников хоккея с мячом ваш уход из команды, в которой вы проработали почти половину жизни, стал неприятной неожиданностью. Что побудило вас принять такое решение?

- Рано или поздно это пришлось бы сделать. А сейчас все дело в семейных обстоятельствах. Моя жена очень давно болеет, в последние годы она постоянно твердила, что я не уделяю ей должного внимания и просила оставить работу. Потому и решил уйти из "Старта". Супруга у меня замечательная, все годы была верным другом и помощником, а для тренера с его постоянными переездами надежный тыл - самое главное. Настало время и мне оказать жене должное внимание.

-В нынешнем сезоне "Старт" переживает не лучшие времена - на команду обрушилась эпидемия травм, да и с финансированием возникли сложности. Не боязно оставлять свое детище в столь трудный период?

- Да, сейчас очень тяжело с финансированием. Но губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев обещал мне, что клуб не бросят на произвол судьбы. Да заместитель главы администрации Нижнего Новгорода Сергей Гладышев, присутствовавший на последнем домашнем матче "Старта", заявил команде, что все нормализуется. Это меня успокаивает. Верю, что именно так и будет.

В 65-м - КОМАНДА ПРОСТЫХ РАБОЧИХ

-До этого вы уже дважды уходили из "Старта"...

- Должен заметить, что каждый раз я принимал команду в тот момент, когда она находилась в бедственном положении, так что поначалу приходилось выполнять роль своеобразного пожарного. В 1965 году, когда впервые возглавил "Старт", это был достаточно слабый клуб, в котором играли простые рабочие. После первого сезона освободил восемь человек и стал набирать молодежь - в Свердловске нашел Юрия Поповцева и Леонида Воронина, в Обухове - 15-летнего Олега Грибова, братьев Бориса и Владимира Алексеевых. Последний, кстати, после "Старта" два сезона провел в алма-атинском "Динамо". И через два года эта молодая команда завоевала путевку в высшую лигу.

Причиной же первой отставки стало следующее. Мы в Горьком встречались со свердловским СКА, в составе которого были Дураков, Атаманычев, Измоденов, Тарасевич, Школьный, Шаклеин, Катин. После первого тайма уступали - 1:7. В перерыве в раздевалку зашли представители парткома и профкома завода и стали говорить, что мы играем неправильно. Тогда я открыл дверь и попросил всех освободить помещение и не мешать работать. В итоге мы потерпели поражение - 1:9, а мне на следующий день устроили разнос - как, мол, я мог сказать такое руководству предприятия. Недолго думая, написал заявление об уходе. Клуб в том сезоне вылетел из высшей лиги, хотя в год дебюта вполне мог оказаться в десятке.

РЬЯНОВ И ШАПОШНИКОВ - МОИ ВОСПИТАННИКИ

После "Старта" работал старшим тренером по футболу и хоккею с шайбой в горьковском "Динамо", а когда команду расформировали - в спортшколе "Торпедо". Дела шли успешно, среди моих воспитанников были ставшие позже известными хоккеистами Вячеслав Рьянов, Валерий Шапошников, который сейчас работает с Петром Воробьевым в "Ладе", Александр Кокурин. И тут ко мне пришли представители завода и уговорили вернуться в "Старт".

Все это произошло за две недели до старта чемпионата, и поначалу я не знал, за что хвататься. Тем не менее в первый же год стали вторыми в первой лиге. А в следующем сезоне завоевали путевку в высшую лигу. Тогда-то я вновь стал искать молодых невостребованных хоккеистов - в Ульяновске нашел Юрия Гаврилова, в Новокуйбышевске - Владимира Куликова и Вячеслава Крыгина. Мне подсказали, что в "Волге" есть хороший полузащитник из Куйбышева Виктор Пугачев, но он в основном сидит на лавке. Пригласил его в "Старт", и парень за год дорос до сборной СССР, а ведь тогда там в полузащите играли Маслов, Лизавин, Соловьев.

И вот с этими ребятами в 1980 году мы выиграли серебряные медали чемпионата СССР. Никто не ожидал от нас такой прыти, но мы очень удачно провели концовку турнира - дома взяли верх над "Енисеем", на выезде одолели "Кузбасс", "Уральский трубник" и "Сибсельмаш". Через три года в Москве в "Олимпийском" мы завоевали Кубок страны.

ГЛАВНАЯ ОШИБКА МАКСИМЕНКО

Что же касается моей второй отставки, то не хотел бы вспоминать ту историю - о ней многие знают. Замечу лишь, что нашелся подстрекатель, подговоривший ребят проголосовать против меня. Как позже узнал, мои противники перевесили всего лишь одним голосом. А прошлой осенью, когда был в Крылатском на финале Кубка России, встретился со старым приятелем, и он мне рассказал, что приезжавший в Россию на матчи ветеранов давно живущий в Финляндии Сергей Максименко признался ему, что, выступив на том памятном собрании против меня, совершил главную ошибку в своей жизни, которую никогда себе не простит.

- Что же заставило вас после всего случившегося в третий раз вернуться в "Старт"?

- Как вы знаете, после ухода я семь лет успешно отработал в навашинской "Оке". В 1994 году команда хоть и выступала в первой лиге, но по уровню была явно выше "Старта" и могла выйти в высшую лигу. На финальном турнире в Ленинске-Кузнецком после первого тайма матча с местным "Шахтером", который мы выиграли - 3:0, президент федерации Альберт Поморцев в разговоре со мной заметил, что, если "Ока" выйдет в элиту, "Старт" придется расформировывать, так как Нижегородская область не сможет содержать две команды высшей лиги.

А чуть позже ко мне пришли игроки "Старта" Вадим Морозов, Игорь Чиликин, другие ребята. Они рассказали, что клуб влачит жалкое существование - нет ни денег, ни формы, ни клюшек, ни транспорта, - и попросили вернуться. И тогдашний мэр Нижнего Новгорода Иван Скляров тоже просил меня принять "Старт". Те же слова произнес и работавший в то время главой администрации Московского района Нижнего Новгорода Гладышев. Естественно, я не мог отказать. И на следующий сезон этой же голодной командой мы завоевали серебряные медали! Причем вполне могли стать чемпионами, но к финалу на нашей родной арене растаял лед, и оба матча пришлось проводить в Новосибирске. В первой встрече с "Сибсельмашем" потерпели крупное поражение, во второй вели - 3:0, но в итоге уступили - 5:6.

МОЙ ГЛАВНЫЙ УЧИТЕЛЬ - АЙРИХ

-Какая из ваших команд для вас самая любимая?

- Наверное, та, с которой мы завоевали серебро первенства СССР и Кубок страны. В ней играли Горячев, Крыгин, Пугачев, Коровин, Наумов, Рычагов, Перфильев, Паршин, Гладких, Гаврилов, Домненков, Кадышев. Классная команда, но она должна была еще больше раскрыться, могла стать чемпионом.

-Кто из тренеров больше всего повлиял на ваше становление?

- Когда начал трудиться самостоятельно, внимательно следил за работой Василия Трофимова. Но больше всего симпатизировал Эдуарду Айриху, работавшему в алма-атинском "Динамо". Не без гордости замечу, что и он симпатизировал мне. Уважал Эдуарда Фердинандовича за деловитость и педантизм - у него все было расписано по минутам, и я полностью скопировал его методику. Помню, Айрих наставлял меня: "Юра, сейчас март, чемпионат только закончился, а у меня уже есть план подготовки к следующему сезону и могу сказать тебе, что будет в сентябре или октябре". Именно так я и работал всю жизнь.

Сейчас, к сожалению, таких отношений между тренерами нет. С середины 90-х что-то пошло не так, исчезли тренерская дружба, уважение друг к другу, появились непонятные высказывания в адрес коллег. Меня подобное всегда возмущало - ведь едим один хлеб, так зачем кого-то чернить! Вот в футболе подобного нет. Очень уважаю Юрия Семина, с которым знаком еще с тех пор, как он выступал за "Кайрат". Юрий Павлович всегда уважительно отзывается о коллегах. Как и Валерий Маслов - светлая голова и интереснейший собеседник. Побольше бы таких людей в нашем тренерском цехе.

НАДО СОКРАЩАТЬ ВЫСШУЮ ЛИГУ

-Не кажется ли вам, что российский хоккей с мячом стоит на месте?

- Не стал бы говорить столь категорично, но то, что он замедлился в росте, - факт неоспоримый. К сожалению, сейчас очень много посредственностей, не хватает ярких индивидуальностей. Часто вспоминаю легендарную и непобедимую сборную СССР. Маслов, Канарейкин, Лизавин, Соловьев, Измоденов, Дураков, Шорин, Данилов, Герасимов - что ни имя, то звезда! Сейчас, к сожалению, таких нет. Уже не раз говорил, что надо сокращать высшую лигу. Хоккей с мячом ничего от этого не потеряет, а наоборот - очистится, избавится от посредственностей.

Кроме того, у нас просто беда с молодежью. Да, по-прежнему исправно дают кадры школы в Краснотурьинске, Кирове, Новосибирске, наши юношеские сборные завоевывают золото на чемпионатах мира, но этого мало.

- Хорошую молодежь не подготовить, не имея искусственного льда...

- Согласен, стадионы с искусственным льдом необходимы. До тех пор, пока их не будет, рассчитывать на серьезные успехи не приходится. Взять, к примеру, Нижний Новгород. У нас вроде есть неплохая школа, а отдачи от нее нет. Почему? Да потому, что мальчишкам не хватает льда. Сожалею, что не сумел построить искусственный лед на родном стадионе "Старт". Причем дважды все срывалось в самый последний момент. Считаю, надо в обязательном порядке заставить все команды высшей лиги хотя бы в трехлетний срок обзавестись подобными сооружениями.

-Что еще вы не успели сделать в своей карьере?

- В свое время мечтал о звании мастера спорта и получил его в Алма-Ате. Долгие годы считал, что звание заслуженного тренера присваивают только таким корифеям, как Трофимов, Айрих, Папугин, и даже не надеялся когда-либо его получить. А в итоге мне повезло стать дважды заслуженным. Вот только завоевать со своим клубом золото чемпионата мне, к сожалению, не удалось, хотя дважды - в 1995 и 2002 годах - "Старт" был близок к этому.

Владимир ЮРИН