Газета Спорт-Экспресс № 286 (3964) от 13 декабря 2005 года, интернет-версия - Полоса 5, Материал 1

13 декабря 2005

13 декабря 2005 | Футбол - РПЛ

ФУТБОЛ

ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА. Межсезонье

Александр ГУСЕВ:
"НИ РЕВОЛЮЦИЙ, НИ ГЛУПЫХ ПЕРЕМЕН В "РУБИНЕ" НЕ БУДЕТ"

В Казани - перемены: новый мэр города, новый президент футбольного клуба, новый юридический статус "Рубина". О том, как будет жить дальше один из ведущих клубов страны, какие задачи будет решать, на какие деньги сможет рассчитывать и каких игроков пригласит зимой, корреспонденту "СЭ" рассказал новый президент волжан.

НАКАЗУЕМАЯ ИНИЦИАТИВА

Сегодня 59-летний Александр Гусев - заместитель председателя Госсовета Республики Татарстан, а до избрания депутатом республиканского парламента был главой управления Федеральной службы безопасности по Татарии. А еще он заядлый болельщик и о спорте готов говорить часами.

-Президентом клуба вы де-юре стали десять дней назад. Фактически же - чуть раньше, и для Казани этот выбор руководства республики стал сюрпризом. А для вас?

- Это тот случай, когда инициатива наказуема. Именно я стал инициатором скорейшего разрешения ситуации с "Рубином", когда стало ясно, что мэр города и глава клуба Камиль Исхаков покидает Татарстан. Было понятно: если затянем с назначением нового президента, пострадает команда. В итоге выбор пал на меня. Я не возражал - "Рубин" мне не чужой. Именно я, скажем, приехал в клубный офис, чтобы успокоить сотрудников, когда пришло сообщение о назначении Камиля Шамильевича полпредом на Дальнем Востоке. Для них эта новость была шоковой. Уходил человек, который фактически создал современный "Рубин", платил людям деньги, устраивал их жизнь.

-Это правда, что вы не пропускали ни одной домашней игры "Рубина"?

- Я не только в Казани всегда в ложе сидел, но нередко и на выездных матчах. Был в курсе стратегических решений клуба, благо с Исхаковым мы дружны еще с комсомольских времен. Принимая важные решения, Камиль порой советовался со мною. Скажем, прежде чем сделать Бердыева еще и вице-президентом, вернуть к управлению клубом Голова. Да и безопасностью на футболе порой приходилось заниматься.

-Например?

- Случаи разные бывают. Приведу один пример. В 2002 году когда "Рубин" играл в первом дивизионе, мы занимались обеспечением безопасности питерского "Динамо" в Казани. Тогда по линии сразу двух ведомств - моего родного и МВД - поступила просьба: оградить питерцев и сам матч от любых посягательств на чистоту игры. В итоге мы слегка перестарались. "Рубин", будучи лидером, проиграл дома. Но иногда и свою команду если требуется, можем защитить. Возможности позволяют.

-Вы были в курсе и финансовых дел клуба?

- Нет. Не считал это возможным. Кадровые решения - одно, а деньги - другое.

ДВА ПРЕЗИДЕНТА

-Юридически "Рубин" считался муниципальным предприятием, хотя на деле таковым не был. Теперь ситуация, надо понимать, изменится?

- Будет создано некоммерческое партнерство. Мы сочли, что это более удобная форма для работы. На сотрудниках "Рубина" перемены не отразятся. Никого увольнять пока не буду, хотя пачка таких представлений прежним президентом мне была оставлена, так сказать, в наследство. Но я убедил его: торопиться с резкими и суровыми решениями не стоит. Будем разбираться, кто что собой представляет.

-Вы продолжаете общаться с Исхаковым?

- Да. Например, в воскресенье он был в Казани, мы встречались, говорили о многом, в том числе о футболе.

-Исхаков теперь почетный президент "Рубина". Что это за статус, к чему он обязывает клуб и самого полпреда?

- Это дань благодарности человеку, который поднял клуб из второй лиги до еврокубков, сделав его узнаваемым и уважаемым в России. Нельзя было просто взять и расстаться, словно и не было этих десяти лет. Попутно мы и самому Камилю Шамильевичу помогли. Его на Дальнем Востоке уже спрашивали: за кого теперь болеть будете: за "Луч" или за "Рубин"? Теперь он больше не окажется в неудобном положении. Он наш почетный президент. Этим все сказано. В Москве на играх, смею надеяться, мы его увидим. В рубиновом, как обычно.

ШЕСТЬ ИНВЕСТОРОВ

-При Исхакове клуб получал значительную внебюджетную поддержку, хотя афишировать это не считалось нужным. Почему? И как будет теперь?

- У каждого свои методы работы. Камиль Шамильевич источники финансирования называть не любил. Я знаю, что бюджет "Рубина" формировался из разных источников. Это и кредиты банковские, и поступления от крупных предприятий республики, да и сама мэрия в стороне не стояла. Почему было так, а не иначе? Возможно, афишировать себя не желали сами спонсоры. В конце концов, право любого клуба - выбирать, как строить отношения с людьми, которые ему помогают. В УНИКСе, скажем, все сразу становится ясно, едва программку к баскетбольному матчу в Казани берешь или в игровой зал заходишь. Но в любом случае так, как при Исхакове, уже не будет. Без него уникальную работу, которая велась мэром, провести невозможно. Это был грандиозный и не имеющий аналогов труд.

-Мэрия останется среди тех, кто будет помогать команде деньгами?

- Конечно. Новый мэр - человек футбольный, а сотрудники городской администрации - люди, к игре неравнодушные, что крайне важно. Кстати, звонят, интересуются: не отодвинем ли мы их в сторону не устроим ли революцию? Нет, отвечаю, ни революций, ни глупых перемен ради перемен в "Рубине" не будет.

-Кто еще войдет в состав партнерства?

- Я бы назвал вам предприятия, на которые мы рассчитываем, причем охотно. Однако пока переговоры о сотрудничестве не завершены, хотя круг потенциальных партнеров "Рубина" нами определен совместно с президентом республики. Надеюсь, что в итоге в партнерство войдут пять или шесть структур, имеющих возможность помогать клубу без ущерба для своего бизнеса.

-Их представители смогут принимать участие в жизни "Рубина", влиять на его стратегические решения? Или все останется как прежде: клубная администрация будет подконтрольна президенту, а уж он сам будет выстраивать отношения с теми, кто помогает футболу?

- Возможно, будет создан наблюдательный совет. Все-таки деньги в футболе сегодня вращаются большие, а потому контроль и отчетность должны быть строгими. Кстати, в "Рубине" сегодня есть совет клуба, в который входят 13 человек - главы республиканского и городского спортивных ведомств, главный тренер, директор клуба, президент, вице-президент, уважаемые в Казани и Татарии люди, в той или иной степени помогавшие клубу. Есть даже ваш коллега - Александр Медведев, руководитель ассоциации спортивной прессы Татарии. Другое дело, что совет, видимо, работал не столь эффективно, раз о нем люди мало знают. Однако ситуацию можно изменить.

ПЯТЬ НОВОБРАНЦЕВ

-Отразятся ли перемены в управлении на бюджете клуба? Каким он будет?

- Конкретных сумм, увольте, не назову. В Татарии это не принято. Хотя и так всем ясно, что большой футбол сегодня - удовольствие не из дешевых. К богачам мы себя не относим, но и не бедствуем. Могу ответственно заявить: хуже, чем прежде, не будет. Будет ли лучше - покажут время и переговоры. В любом случае карт-бланш на комплектование Бердыев уже получил. Это самый важный итог того, что произошло с "Рубином" за последние дни.

-Кадровую политику "Рубина" по-прежнему будет определять Бердыев?

- Да. За результат же ему отвечать! И потом, наш тренер доказал свою состоятельность в этом вопросе. Считаю, что по эффективности вложений в новичков мы впереди многих российских клубов. Хотя творческий спор вполне допустим и даже полезен. Пример - Домингес. У Бердыева к этому игроку есть отдельные претензии. Точнее, тренер хочет увидеть больше отдачи. Между тем на парня есть стабильный спрос - можем продать, выручив деньги. Я же считаю, что Домингеса надо бы в команде оставить. Интересный, неординарный игрок.

-Прежде "Рубин", подбирая новичков, в большей степени ориентировался на легионеров. Как будет теперь?

- Я бы не сказал, что мы делали ставку исключительно на иностранцев. Свои, казанские, футболисты тоже стали появляться. Гильмуллин, например. И россияне к нам приходили - Васильев, Хузин. На Симутенкова мы очень рассчитывали, но не получилось у парня, жаль. В этом году планируем приобрести пятерых футболистов высокого класса, способных усилить команду. Это известные в России люди, но пока их фамилии - большая тайна. По-другому нельзя - все просто сорвется. Будет у нас в селекции и ноу-хау.

-Какое, если не секрет?

- Хотим арендовать пару футболистов у серьезных европейских клубов. Это известные всей Европе люди. Если смогут адаптироваться в России - выкупим их трансферы. Прежде этого не было. Клуб предпочитал покупать не самых известных игроков или приглашать свободных агентов. С целью найти нужных ему людей на определенные позиции Бердыев уехал в Европу: в начале той недели побывал во Франции, а сейчас находится в Италии. Общается с агентами, с самими ребятами, на которых мы рассчитываем. Приедет к выходным и подробно доложит, что удалось, на кого можно рассчитывать. Хотя основной вектор нашей селекции будет прежним - Латинская Америка. Там всегда найдешь стоящего игрока за разумные деньги. Хотя работать там непросто, порой сделки срываются. Например, последняя летняя - с Байано. Мы уже все вроде бы решили, а заявить этого защитника нам не удалось. Но бразилец по-прежнему в сфере наших интересов, хотя это не значит, что зимой он обязательного появится в команде.

В ЕВРОПУ!

-"Рубин" был третьим, десятым, четвертым. Репутация заработана, имя есть. А что дальше? К чему будет стремиться команда в ближайшее время? Куда расти?

- Один из главных наших ориентиров на сезон и вообще, и в отдаленной перспективе - еврокубки. Одну большую шишку мы себе там уже набили, но теперь попытаемся сделать что-то полезное для России и для себя. Ближайшая задача - сделать клуб узнаваемым в Европе. Если не попадем по итогам Кубка России в Кубок УЕФА - сыграем в Интертото. Надеюсь, в будущем квота России будет расти, и мы сможем достаточно стабильно играть в клубных турнирах УЕФА.

-Для этого в российском чемпионате нужно занимать места в пятерке лучших, не так ли?

- Мы анализировали свои выступления. Среди новичков мы добились наибольшего успеха. Теперь, правда, спрос с команды изменится. На неопытность и адаптацию уже все не спишешь - статус иной. Пока играем удачно, хотя начинали с того, что команда жила в детском садике, переделанном под базу. Сегодня многое изменилось к лучшему и уже есть конкретная отдача. Надеюсь, появится стабильность, и ниже определенного уровня мы опускаться не будем.

-А каков он, этот уровень?

- Новый мэр Казани, Ильсур Метшин, уже заявил, что хотел бы видеть команду в пятерке лучших. Я таких пожеланий не высказывал, но в целом направление верное.

-Прежде "Рубин" отличался тем, что конкретных задач на сезон не называл. Теперь будет иначе?

- На самом деле задачи ставились, и предельно конкретные. Исхаков - прагматик. Он даже набор очков на месяц планировал. Другое дело - получалось это или нет. Если нет, трагедией это не считали. Но афишировать свои цели, делать рекламу новым игрокам - не в традициях "Рубина". И правильно. Будет результат - будет и реклама клубу.

-Бердыев на одной из пресс-конференций признался: мечтает, чтобы ему однажды поставили цель - сделать "Рубин" первым в стране. Это реально, пусть в отдаленной перспективе?

- Татарстан - республика, где люди, стоящие у власти, привыкли все делать основательно. Если уж строить дом, то на прочном фундаменте, красивый и современный. Когда на это нет средств, стройку никто не затеет. Футбол, конечно, самый сложный вид спорта. Не как игра, а в плане конкуренции. За лучшими российскими клубами сегодня стоят общенациональные корпорации, богатые или очень богатые люди. Все с амбициями, не говоря уже о возможностях. Однако наш президент, Минтимер Шаймиев, после празднования 1000-летия Казани заявил: "Я понял - сегодня мы можем все". Вот, собственно, такая у нас перспектива. Соответствовать республике, нашему прекрасному городу Будем работать. Точнее - уже работаем. Надеюсь, все получится.

Андрей АНФИНОГЕНТОВ

Казань