Газета Спорт-Экспресс № 274 (3952) от 29 ноября 2005 года, интернет-версия - Полоса 14, Материал 1

29 ноября 2005

29 ноября 2005 | Олимпиада

ОЛИМПИЗМ

БАЗА В ПОДОЛЬСКЕ

ТРЕБУЕТСЯ ВТОРАЯ ЖИЗНЬ

ПРИЮТ ЦЫГАНОК И ШТАНГИСТОВ

Когда-то здесь ходил на лыжах Василий Алексеев. Факт сам по себе мало о чем говорящий (ну ходил и ходил, мало ли кто на чем ходит в свободное время), но зрелище, сдается, было завораживающее, учитывая вес и габариты знаменитого советского штангиста-супертяжа. Алексеев жил на особых условиях - в отдельном домике с женой и детьми, бегавшими на учебу в ближайшую сельскую школу в Курилове. Зато и его медальная отдача была потом на соревнованиях особой, алексеевской.

Для Давида Ригерта, нынешнего главного тренера сборной России по штанге, место, о котором ниже пойдет речь, тоже не чужое. Здесь он познакомился с будущей женой. Тогда она была юной саночницей, которой посчастливилось тренироваться бок о бок с личностями крупного калибра - Жаботинским, Ярыгиным, Медведем, Тер-Ованесяном.

Еще здесь есть особняк булочника Филиппова. Если быть точным - Дмитрия Филиппова, сына того самого булочника, который, не моргнув, съел таракана на глазах московского генерал-губернатора, назвав его изюмом в сайке. Иван Филиппов был выдающимся мастером своего дела. Умудрялся гужом в специальных липовых коробах довозить свою продукцию из Москвы в Питер горячей! Отправлял хлеб даже в Иркутск, замораживая его сразу после печи особым способом и отогревая затем в сырых полотенцах.

Дмитрий Филиппов дело отца развил и славу приумножил, сделав булочную на Тверской известной на всю страну. Но и погулять Филиппов-младший любил. Говорят, свой двухэтажный особняк в Подмосковье он выстроил в самом начале прошлого века для цыганки-любовницы. Навещал ее с шумными компаниями по поводу и без, кутил напропалую, но к оседлости вольную цыганку так и не приучил, и кончилось все в итоге плохо - зазноба булочника покончила с собой.

А особняк остался. Больше ста лет стоит он без единого ремонта километрах в тридцати от МКАД. Обветшал, но уникальная лепнина и фрески на стенах сохранились до сих пор. Недалеко течет речка Моча, смущающая тех, кто не подозревает, что ударный слог здесь первый. На равном удалении - пять церквей. Говорят, это положительно влияет на ауру этого места, которое раньше именовалось Перемышль-Московский. До сих пор, кстати, тут сохранились вал и ров, построенные защитниками Москвы от татаро-монголов. В особняке же нынче медицинский центр. Здесь проходят процедуры спортсмены, живущие рядом - в зданиях более свежей постройки. И называется все это хозяйство - Учебно-спортивный центр олимпийской подготовки "Подольск".

ХОЧЕТСЯ ЖИТЬ КРАСИВО

Эта база - самая старая из крупных спортивных баз в стране. И самая большая. 46 гектаров земли занято спортсооружениями, жилыми постройками, пищеблоком, коммунхозом и - самое главное - чистой подмосковной природой, воздух которой полезнее любых таблеток. Затевалось и строилось все еще при Сталине и по его распоряжению, которому идею централизованной подготовки спортсменов навеяла Олимпиада 1952 года в Хельсинки. Нечто сравнимое - по крайней мере по площади территории - есть лишь в белорусских Стайках.

Принадлежит центр Федерации независимых профсоюзов России. Это не значит, что профсоюзы неусыпно контролируют свою собственность, вкладывают в нее средства либо, наоборот, снимают навар. Просто принадлежит им база - и все тут. Руководство профсоюзов в лице председателя Михаила Шмакова помогает базе организационно и не препятствует самостоятельности в вопросе выживания. То есть в самом главном для базы вопросе.

Спортсмены по-прежнему едут сюда косяками. Легкая атлетика, самбо, дзюдо, вольная и греко-римская борьба, штанга, фехтование - подготовку по этим видах спорта подольский центр вполне может обеспечить материально-технически. Одновременно база выдерживает до 360 человек. А в трудные, предолимпийские, недели может принять и 400 - пусть и с кормежками в две смены или с уплотненным размещением. В такие дни условия для спортсменов далеки от пятизвездных, но желающих все равно полно. Секрет простой: проживание с тренировками и качественным, калорийным трехразовым питанием стоит 920 рублей на человека в сутки. 32 доллара. Смешные деньги.

Директор центра Андрей Слушаев признателен Вячеславу Фетисову и Леониду Тягачеву, которые принимают участие в судьбе его предприятия. Когда матрасы, когда телевизоры подкинут. Когда с мясокомбината пара-тройка тонн продукции перепадет. Самое же главное, разумеется, - спортсмены. Конкуренция среди центров спортивной подготовки в России невелика, но все-таки имеется, а к мнению высших должностных лиц в российской спортивной иерархии принято прислушиваться. Тягачев с Фетисовым Подольск не забывают, рекомендуют учебно-спортивный центр федерациям. Как следствие, базе есть на что жить.

Одна беда - "Подольску" хочется жить красиво. А с нынешними деньгами это невозможно. Слушаев водил меня от здания к зданию, хвалился семью своими банями, площадками для теннисных кортов, двумя бассейнами, новой тартановой дорожкой вокруг футбольного поля и трассой для бега длиною 1200 метров, проложенной в звенящем осеннем лесу. Говорил о значительных переменах в интерьере номеров для спортсменов, о новых холодильниках и других атрибутах радикальной кухонной перестройки, с которой он начал в свое время и которую успешно довел до логического завершения. Показывал залы для борьбы, фехтования и тяжелой атлетики, рассказывал о сборной Кореи по стрельбе из лука, вселившейся на базу чуть ли не на два месяца и получившей массу положительных эмоций, включая знакомство с великолепием русского меню олимпийской столовой.

Но Слушаев не мог скрыть от постороннего взора и другое. Залатанные стены, полы и потолки, откровенную убогость или запущенность нескольких площадок, обшарпанность древнего инвентаря. Возраст абсолютно всех построек сложно определить на глаз. Да этого и не требуется: современными их точно не назовешь. То же самое касается интерьера и оборудования зданий.

Справедливости ради надо отметить: благодаря персоналу базы все функционирует. И года два, по словам Слушаева, точно еще продержится. А затем ни ров, ни вал, видимо, уже не смогут помешать татаро-монголам, если у них сохранилось такое желание, завладеть остатками былой роскоши. Монголы, возможно, согласятся. Татары вряд ли: они побогаче будут, им хлам ни к чему.

ВОЗДУШНЫЕ ЗАМКИ ВАЖНЕЕ ЗЕМНЫХ?

Недавно правительство поддержало идею провести в Сочи Белую Олимпиаду 2014 года. Одна заявка, говорят, обойдется в 160 миллионов рублей. С трудом представляю себе, сколько еще потребуется денег, если МОК все-таки отдаст Игры российскому претенденту, учитывая тот факт, что в Сочи пока нет ни единого спортивного объекта олимпийского статуса.

Ясно, что тут весьма велика имиджевая составляющая и что развивать инфраструктуру южного курорта все равно надо. Однако вот вопрос: что важнее - финансировать собственные, но уж, простите, маловероятные, с моей точки зрения, Игры или как следует готовиться к реальным зарубежным? Для того же Подольска, уверен, 160 миллионов оказались бы очень кстати. Их там есть куда вложить. А для страны это обязательно обернется пополнением медального багажа.

К расположенной в лесу базе ведут несколько километров изношенных теплотрасс. В котельных давно исчерпали ресурс котлы. Рядом с залами и площадками - поселок с соответствующим названием "Спортбаза": несколько старых многоэтажек, мужики в ватниках, мамы с колясками. Когда-то поселение было построено специально для персонала, обслуживающего спортивный центр. Сегодня одно связано с другим лишь трубами и силовыми кабелями. Значит, с поселком тоже нужно что-то решать.

Вокруг базы, где тренируется спортивная гордость страны, нет даже забора. Когда услышал об этом - не поверил, честное слово. 46 гектаров территории с расположенными на ней обсыпающимися материальными ценностями доступны кому угодно. Можно на машине подъехать или присмотреть кусок медного провода на сдачу в контору драгметаллов. Утопия? Не знаю, не знаю... Конечно, база заботами Слушаева крепко охраняется. Местные жители предупреждены о последствиях своих опрометчивых шагов. Ничего существенного до сих пор не пропало.

И все же опасения присутствуют. Не за сохранность имущества - за олимпийцев. Руководство базы просило об этом вообще не писать - из суеверия. Однако не напишешь - не услышат. Вот вам ситуация. Представьте: подготовка к Олимпиаде в разгаре. Через день-два вылетать. Спортсмены близки к пику готовности, их биологические ритмы рассчитаны и поддерживаются вплоть до дня соревнований. Но одна упаковка, извините, слабительного, добавленного по-диверсантски в общий котел, не говоря уж о бромантане и, не побоюсь этого слова, тетрогидрогестриноне, автоматически лишит Россию кучи медалей разного достоинства.

Да, столовую в Подольске охраняют в такие дни с особой тщательностью. Но кто поручится, что лишенная забора база по-настоящему защищена не то что от провокаций - от случайностей? Никто. Так разве не в интересах страны оградить людей, что приносят ей славу, от всякого рода эксцессов, создав им нормальные условия для тренировок?

ЗДЕСЬ БУДЕТ ГОРОД-САД?

Слушаев носится со своими планами не первый день. Но их грандиозность меркнет перед необходимостью нововведений. Перемены нужны "Подольску" (расположенному, кстати, исключительно удобно с точки зрения транспортных терминалов: до аэропортов Внуково и Домодедово отсюда рукой подать) никак не меньше, чем сочинской инфраструктуре.

Во-первых, давным-давно назрела перемена форм собственности. В идеале подольская база - это ЗАО, учредителями в которое могли бы войти все заинтересованные стороны: Федеральное агентство по физической культуре и спорту, Олимпийский комитет (если это разрешено юридически), Московская область, Подольский район, возможно, какие-то частные лица. И те же профсоюзы, кстати, которые, по имеющейся информации, не станут возражать.

Во-вторых, автоматически должно измениться финансирование проекта. 46 гектаров территории позволяют не сдерживать фантазию рамками условностей. В Подольске можно построить ВСЕ! Теннисные корты? Пожалуйста. Ледовый дворец, как в Одинцове? Ради бога. Залы для любого вида спорта? Сколько угодно! Дополнительные футбольные поля? Нет проблем. Да хоть санно-бобслейную трассу, хоть лыжную, хоть биатлонную со стрельбищем! Плюс нормальную гостиницу мест на семьсот. Плюс 50-метровый бассейн, о котором мечтает Слушаев. Плюс медицинский центр европейского уровня.

Денег потребуется немало. Но ведь есть же такая вещь, как кредиты! У Слушаева уже имеется проект долгосрочного соглашения с конкретным банком на конкретные срок и сумму. Если все сложится, народ потянется в Подольск со всего света. Вплоть до сильных зарубежных сборных или балетных трупп из Мариинки и Большого. Ведь даже сейчас, когда вместо роскоши - голая функциональная простота, на подмосковной базе часто гостят корпоративщики различных мастей, группы из солидных организаций, просто любители спорта. Существует и благотворительность: детские группы руководство олимпийского центра иной раз принимает бесплатно.

А под идею строительства новых объектов можно будет и дом булочника Филиппова реконструировать, наконец. Ибо до сих пор учреждение, заведующее памятниками старины, отфутболивало соответствующие запросы с комментарием: "А кто такой этот булочник, чтоб нам его домом заниматься?"

Так и обсыпалось красивое здание год за годом. Если бы не добросовестность дореволюционных строителей, может, и до наших дней не дожило бы. Хотя разве в Филиппове дело? Ему-то уже все равно, а вот учебно-спортивному центру жить дальше. И олимпийцев готовить, и медали их считать, как свои собственные.

Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ