Газета Спорт-Экспресс № 266 (3944) от 19 ноября 2005 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 2

19 ноября 2005

19 ноября 2005 | Фигурное катание

ФИГУРНОЕ КАТАНИЕ

"ГРАН-ПРИ"

В ПАРИЖ АРАКАВА ПРИЛЕТЕЛА ИЗ МОСКВЫ

Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ

из Парижа

Парижский этап "Гран-при" существовал задолго до того, как был придуман розыгрыш чемпионской серии. Просто тогда он назывался Trophee Lalique, поскольку имел в спонсорах одноименную ювелирную фирму и был горячо любим фигуристами за призы удивительной красоты. Став составной частью розыгрыша "Гран-при" и сменив главного спонсора (им стала компания Eric Bompard, производящая одежду), турнир остался все таким же любимым.

ПАРИЖ - ВСЕГДА ПАРИЖ

Несмотря на то что турнир традиционно проводится в ноябре, никто из фигуристов и тренеров не смог припомнить ни одних соревнований, когда погода оставляла бы желать лучшего. Огромная, заросшая по самую крышу вертикальными зелеными газонами громада дворца спорта "Берси", яркий солнечный свет, заливающий внутреннее пространство через окна в крыше, уже во время тренировок невольно рождают ощущение праздника. Отель - в двух шагах. Центр города - в десяти минутах езды. Прекрасная еда и преданные болельщики. Что еще нужно спортсмену для полного счастья?

К тому же к ноябрю фигуристы, как правило, набирают неплохую форму. И это делает парижский турнир куда более интересным, чем предыдущие Skate America и Skate Canada.

Любовь французской публики к фигурному катанию существовала всегда. Расцветом популярности этого вида спорта стали 90-е годы. Как вспоминал известный в прошлом фигурист, а затем тренер Станислав Леонович, уехавший работать во Францию почти 15 лет назад, порой складывалось впечатление, что никаких других видов спорта здесь не существует в принципе - настолько часто состязания фигуристов транслировались по каналам французского телевидения.

Львиная заслуга этого принадлежит прежде всего одиночникам - пятикратной чемпионке Европы Сюрие Бонали и бронзовому призеру двух Олимпиад Филиппу Канделоро. Чуть позже Франция начала болеть за своих танцоров Марину Анисину и Гвендаля Пейзера и парников Сару Абитболь - Стефана Бернади. Двух последних тренировал как раз Леонович. Он взял спортсменов, когда те переживали непростой для себя период и размышляли, не оставить ли любительский спорт навсегда. Но, сменив французского тренера на русского, вдруг стали прогрессировать год от года.

ПОЛИТИКА НЕВМЕШАТЕЛЬСТВА

Успехи французских фигуристов во многом объяснялись личностью, стоявшей во главе федерации. Дидье Гайаге сам тренировал и Бонали, и Канделоро, его жена Анник работала в спортивном центре, который базировался в районе аэропорта Орли. Именно Гайаге в свое время придумал и реализовал идею множества турниров, регулярно проводившихся во Франции. Не только по катанию (Trophee Lalique), но и по прыжкам. Не только любительских, но и профессиональных. С подачи Дидье к работе с французскими спортсменами вовсю привлекались лучшие (то есть российские) специалисты. Тот же Леонович перебрался в Париж из Гренобля и стал работать с ведущими парами страны по его инициативе.

Но после Игр в Солт-Лейк-Сити-2002 ситуация изменилась. Судейский скандал, имевший место в танцах на льду, закончился наказанием главной виновницы - арбитра Мари Легунь, но в результате последующего "внутреннего" расследования сам Гайаге был признан сильно замешанным в олимпийских судейских махинациях и был вынужден оставить свой пост.

Нельзя сказать, что эта история сильно ударила по популярности фигурного катания (Филипп Канделоро до сих пор является наиболее востребованным персонажем на телевидении, причем принимает активное участие во множестве передач самой разной тематики - от секса до футбола), но финансирование резко упало. Министерство спорта Франции, которое полностью оплачивало труд своих тренеров, сократило количество государственных зарплат, посадив федерацию фигурного катания на голодный паек.

Ладно бы это касалось иностранцев, но без денег, по словам Леоновича, оказалась даже такой тренер, как Мюриель Зазуи, работавшая до Игр-2002 с Анисиной - Пейзера, а после - с первой французской танцевальной парой Изабель Делобель Оливье Шонфельдером. Хотя именно по настоянию федерации (под лозунгом, что со своими спортсменами должны работать свои тренеры) этим танцорам пришлось отказаться от весьма плодотворного длительного сотрудничества с Татьяной Тарасовой.

Леонович тоже остался не у дел. Спортивная пара Мэрилин Пла - Янник Боннер, которую тренер стал курировать после ухода из спорта Абитболь и Бернади, была передана другому специалисту. Продолжать работать на французскую сборную бесплатно не было никакого смысла, и Леонович переключился на занятия с фигуристами в клубе.

Главный же парадокс французского фигурного катания заключается в том, что, имея в составе команды призеров мирового первенства Делобель - Шонфельдера и чемпиона Европы Брайана Жубера, федерация не прилагает абсолютно никаких усилий, чтобы эти спортсмены максимально успешно выступили в Турине. Нет ни достойной финансовой поддержки, ни моральной. Тот же Жубер существует как бы сам по себе. Посреднические функции между спортсменом и компанией IMG, с которой экс-чемпион Европы связан контрактом, взял на себя Гайаге. Федерация, естественно, от этого не в восторге, но вынуждена мириться. И в этой ситуации более высокие французские спортивные чиновники предпочли политику полного невмешательства: как и все французы, они искренне верят, что страна имеет шанс на две олимпийские медали, а получится их выиграть или нет - как бог даст.

РЕПЕТИЦИИ ГЛАВНОГО БОЯ

О победе Жубера и французской танцевальной пары в Париже накануне соревнований говорили, как о решенном деле. Все-таки - дома, в родных стенах . Николай Морозов, тренер украинских танцоров Елены Грушиной и Руслана Гончарова, заметил по этому поводу:

- Моим ребятам будет очень тяжело выиграть. Делобель и Шонфельдер - сильная пара. К тому же выступают в родных стенах. Но сейчас само отношение к "Гран-при" изменилось. Если раньше главным было не проиграть соперникам, чей рейтинг ниже твоего, то сейчас куда важнее лишний раз обкатать программы в соревнованиях. Лена с Русланом не очень удачно начали выступления в этом сезоне - проиграли на этапе Skate Canada канадской паре, но это произошло по объективным причинам: Гончарова упала в обязательном танце, и еще одно падение случилось в произвольном. Сами знаете: в свете новых правил одна-единственная ошибка способна отбросить спортсменов на два-три места вниз.

Морозов категорически опроверг весьма распространенную версию, что многие фигуристы могут отказаться от участия в декабрьском финале "Гран-при".

- Не думаю, что такое произойдет в танцах, - сказал он. - Наверняка в Японию захотят поехать все сильнейшие, чтобы еще раз обкатать программы. Исключением станет разве что болгарский дуэт (Албена Денкова/Максим Ставийский. - Прим. Б.В.) и то лишь потому, что не сумеет набрать необходимого количества очков. Точно так же старты нужны и всем остальным. И не стоит на основании "Гран-при" делать какие-то прогнозы: в Турине, уверен, все разложится совсем не так, как можно предположить сейчас.

Разговор с Морозовым состоялся чуть раньше, чем стал известен шокирующий, хотя и не имеющий отношения к парижскому этапу факт: серебряные призеры чемпионата мира-2005 в танцах Танит Белбин и Бенджамин Агосто все-таки не смогут выступить на Играх в Турине - американские власти окончательно отказали фигуристке в досрочном получении гражданства. Это означает не только то, что Америка лишилась совершенно реальной олимпийской медали, но и чуть больший шанс сразу для нескольких равных по силам дуэтов на место на пьедестале.

MADE IN СССР

Наиболее сильный состав участников сложился в Париже, пожалуй, в женском одиночном катании. Несмотря на блистательную победу в канадском этапе россиянки Елены Соколовой, для которой Trophee Eric Bompard - второй старт в "Гран-при", внимание зрителей на тренировках было приковано прежде всего к Саше Коэн, поскольку для американки появление на парижском льду - своего рода дебют. Первый серьезный выход в сезоне. Журналисты с большим любопытством следили за фантастическими прыжками юной японки Мао Асады, но при этом сходились во мнении, что бороться с Коэн или еще одной японкой, Шизукой Аракавой, в Париже ей окажется не под силу.

Аракава, кстати, провела последние две недели весьма экзотически: из Пекина, где фигуристка заняла третье место, пропустив вперед Ирину Слуцкую и Асаду, она вместе с Татьяной Тарасовой прилетела в Москву. Жить ей пришлось дома у тренера, в квартире, куда не так давно были доставлены все вещи из тарасовского американского дома. То есть расчистить хотя бы кусочек свободного от мебели и коробок места было определенной проблемой. Однако ради возможности продолжать тренировки японка мужественно перенесла спартанские условия. А в Париже заметно потрясла немногочисленную, собравшуюся на тренировке одиночниц публику: под тренировочным свитером тоненькую фигурку Аракавы обтягивала футболка с большими красными буквами СССР на груди.

- Я уже ничему не удивляюсь, - сказала мне представительница ИСУ, немецкая журналистка Таня Фладе. - На Skate Canada точно в таком же виде на протяжении всего турнира ходил Джонни Вейр. Не знаю уж, как это пережила американская федерация фигурного катания, но с иностранными спортсменами, как только они попадают к Тарасовой, явно что-то происходит. Вейр очень увлеченно учит русский язык и уже неплохо на нем разговаривает - сама слышала. Какая-то безумная любовь по отношению ко всему русскому.

В мировом масштабе русское влияние на фигурное катание в целом прослеживается в последние годы не только благодаря Тарасовой. Но и тому же Морозову, поставившему немало программ самым разным фигуристам. Возможно, это просто совпадение, но вот несколько примеров: Саша Коэн выбирает для короткой программы "Очи черные", а для произвольной - "Ромео и Джульетту" Сергея Прокофьева. Вейр решился на весьма революционный для Америки выбор: в качестве короткой программы взял "Умирающего лебедя" Сен-Санса. Музыка хоть и не русская, но приверженность классике пришла к фигуристу явно с российской подачи. То же самое можно сказать и об Аракаве. И этот выбор - вовсе не дань моде: для показа на главном выступлении четырехлетия берут то, что по-настоящему цепляет за душу.

- В олимпийском сезоне каждый спортсмен старается найти либо любимое, либо выдающееся произведение, - сказал на этот счет Морозов. - Многие, знаю, удивляются, что на каждой Олимпиаде кто-то снова катается под "Кармен", которую исполняли на льду многие поколения фигуристов, но ведь музыка - гениальна. И каждому кажется, что передать ее характер на льду он сумеет лучше предшественников. Грушина и Гончаров выбрали для произвольного танца Passion - композицию, которая безумно нравилась им с тех времен, когда под нее катались еще Грищук и Платов. Не удивил меня и выбор Коэн - она была без ума от "Ромео и Джульетты" еще три года назад, когда именно на эту музыку был сделан ее любимый показательный номер. Кстати, когда мне довелось работать с Евгением Плющенко, мы хоть и сделали основу новой произвольной программы под "Кармину Бурану", но сам я уже тогда был уверен, что Женя предпочтет для Игр прошлогоднего "Крестного отца". Это во всех отношениях "его" программа.

...Trophee Eric Bompard, начавшийся вчера днем, завершится уже сегодня. После чего с большой вероятностью уже можно будет предварительно предсказать, кто именно из фигуристов продолжит битву в финале "Гран-при".