Газета Спорт-Экспресс № 260 (3938) от 12 ноября 2005 года, интернет-версия - Полоса 6, Материал 3

13 ноября 2005

13 ноября 2005 | Хоккей

ХОККЕЙ

Сергей ЧУЕВ

Заявление президента ИИХФ Рене Фазеля о том, что на предстоящем олимпийском турнире правила будут похожими на энхаэловские, стало настоящей бомбой.

Оно может вынудить тренеров пересмотреть принципы комплектования сборных и сделать ставку на техничных, пусть и негабаритных, игроков. Что такое новые правила НХЛ - подробно объяснять вряд ли надо. Но если вкратце, то они направлены на борьбу с грубостью, что резко понизило рейтинг хоккеистов силового стиля. В первую очередь тех из них, для кого жесткость на грани фола - основной аргумент на площадке. Еще вчера они были в числе ключевых фигур в своих командах и вдруг в одночасье превратились в тех, от кого, возможно, хозяева клубов будут стремиться избавиться.

До заявления президента ИИХФ казалось, что российского хоккея изменения правил в НХЛ никак не касаются: пусть, мол, играют как хотят, а мы посмотрим, что из этого эксперимента выйдет. Теперь ситуация изменилась.

Повод для паники есть прежде всего у шведов, во все времена отличавшихся вязкой манерой, не пренебрегавших зацепами, за которые судьи их наказывали далеко не всегда. И не случайно именно в Швеции первыми отреагировали на новость от Фазеля. Реакция была молниеносной и крайне негативной.

Кому новые правила должны по идее пойти на пользу, так это сборным Канады и России. Правда, канадцы испокон веков ассоциировались у нас с этакими верзилами, на протяжении всей игры выжидающими момента, как бы побольнее ударить соперника. Особенно устойчивым стало такое представление о представителях Страны кленового листа со времен эпохальной суперсерии 1972 года. В общем-то представление такое было верным, только никто не спорил с тем, что и технарей, скоростных игроков в Канаде с избытком. Со шведской манерой там в любом случае общего практически ничего не было.

Как же все поменялось за последние годы! В НХЛ, считавшейся у нас символом грубости, не просто ратуют за чистый хоккей, но и подстраивают под это правила. Впрочем, если точнее, сами-то правила никто не менял. От арбитров просто стали требовать их строгого соблюдения. Хотя и до этого те, кто наблюдал матчи и НХЛ, и российской суперлиги, не могли не заметить, что за океаном судят намного строже: такого количества зацепов, захватов, как у нас, там не пропускают.

Нашей олимпийской сборной энхаэловская трактовка правил должна сослужить добрую службу. Она развяжет руки мастеровитым форвардам - таким, как Афиногенов, Самсонов, которые в новых условиях способны стать главными героями Турина. Сложнее других из наших энхаэловцев, скорее всего, придется Дарюсу Каспарайтису: в 33 года полностью перестроиться невозможно, вопрос в том, удастся ли ему благодаря опыту максимально рационально использовать свои лучшие качества и не выпасть из общего ряда.

Представителям суперлиги в Турине будет еще труднее приспособиться к игровым условиям. Особенно в первых матчах, когда неизбежно скажутся приобретенные в российском чемпионате навыки - от них просто так сразу не избавишься.

Фазель сказал "А", и пока за этим ничего не последовало. Между тем было бы, наверное, логичным дать почувствовать на себе энхаэловскую трактовку судейства сборным, выступающим в эти дни на Кубке "Карьяла". В играх первого тура ничего подобного не было. Не будет, надо думать, и в двух оставшихся турах. Может, в декабре на Кубке РОСНО москвичи увидят все же судейство "по-энхаэловски" (считай - "по-олимпийски")? Тут ведь и выдумывать особо ничего не требуется, всего-то и надо проинструктировать арбитров: есть правила, строго по ним и действуйте. В противном случае игроки, выступающие за европейские клубы, заранее окажутся в Турине в проигрышном положении. Исправить ситуацию - хотя бы частично - ИИХФ пока в силах.