Газета Спорт-Экспресс № 254 (3932) от 4 ноября 2005 года, интернет-версия - Полоса 6, Материал 1
ХОККЕЙ |
СЕГОДНЯ В "ВОЛГАРЕ" ЗАТЯНУТ "ВАРЯГА"
Владимир МОЗГОВОЙ
Срочно зовите голливудских сценаристов. Прямо в Тольятти. Сегодня же. Ничего придумывать не надо - смотри и пиши. Сюжет, прямо скажем, не новый, но зато подлинный, да еще на фоне грядущих социальных катаклизмов. Американизировать его - раз плюнуть. "Парни, вы больше не нужны, - говорит босс команде. - Спасайтесь как можете". Парни (вице-чемпионы страны, между прочим) угрюмо молчат - да и чего тут говорить, все давно ясно. "Мы уйдем, - поднимает голову капитан. - Но у нас еще должок перед ребятами с завода. За тот финал. Правильно, коуч?" Скупая мужская слеза. Зал рыдает. Конец первой серии.
Реальная история нынешней "Лады", которая завершается сегодня историческим противостоянием с "Динамо", будет посложнее любого сценария. Но оттенок высокой трагедии, несомненно, в ней наличествует, как наличествуют и уроки - пять как минимум.
Урок первый. На глазах разрушается миф о прочном базисе российского хоккея (одно дело - предполагать, что все это хрупко и непрочно, другое - видеть воочию). С дурацким вопросом: "А что будет после вас?" - я обращался ко многим влиятельным лицам, на которых, как мне казалось, держится хоккей. Ни один не сказал (может, из скромности?), что все рухнет с его уходом. Наоборот - "дело налажено, продолжатели найдутся". Ну вот - не нашлись. Приходит новая команда прагматиков, быстро считает убытки и также быстро принимает решение: хоккейную и прочую романтику - за борт, как будто ее и не было.
Урок второй. Корпоративная солидарность не существует даже в виде мифа. Магнитогорский призыв Геннадия Величкина помочь "Ладе" или по крайней мере не рвать ее на части вроде был услышан, но к сплочению рядов и каким-то позитивным результатам не привел. Покуда над всеми не каплет, консолидироваться не готовы, вся надежда на "авось, пронесет". Над "Ладой", между прочим, тоже не капало.
Урок третий. Коллега неожиданно резко упрекнул меня за излишне эмоциональное отношение к тольяттинской проблеме: "Что же вы все так за "Молот-Прикамье" не переживали и не переживаете? Пермяки-то чем хуже?" Крыть по большому счету было нечем, ибо слова о перманентно кризисной пермской ситуации или больших заслугах "Лады" перед российским хоккеем в данном случае не аргумент. Переживать - так за всех, а не только за "самых достойных". В конце концов, все под этим молохом новых времен ходим.
Урок четвертый, и главный. Его дают Петр Ильич Воробьев и его ребята. "Ладу" уже давно похоронили и даже венок положили, а они играют, и как! После "объявленной смерти" тольяттинцы провели едва ли не лучший отрезок чемпионата, ни на йоту не отступив от игровой концепции и не позволив себе махнуть на все рукой. Вот вам и патриотизм, и выучка, и собственная гордость во всей красе. Снимаю шляпу перед Петром Воробьевым - как готов ее снять перед футбольными "Крыльями Советов" Гаджи Гаджиева, начавшими проходить похожие испытания полугодом раньше. Не область, а прямо какой-то полигон под названием "Приказано выжить", только, увы, это вовсе не игра и даже не реалити-шоу.
Урок пятый, и противоположный, преподал "Химик", во всем своем благополучии уступивший напоследок в родном Воскресенске - 0:8, преспокойно переселяясь в чертог златой. И именно "Химик" проявил наибольшую активность в раздербанивании севшего на мель корабля.
Плачь не плачь, а дело сделано. Одна немаловажная деталь. Финалы "Динамо" - "Лада" в начале 90-х открывали новую эру в истории отечественного хоккея. Их повторение весной нынешнего года закольцевало сюжет почти символически. Так что сегодня можно со спокойной душой на полную мощность врубать в стареньком "Волгаре" прощальную песню "Варяга".
Есть, правда, голливудский вариант продолжения - абсолютно стандартный. Тренер, оставшись с одной пятеркой, набирает юнцов и никому не нужных аутсайдеров. Ни денег, ни опыта, все над ними смеются, но они ребята упорные, "ничего, коуч, мы еще всем покажем!". Преодолев мыслимые и немыслимые препятствия, команда выходит в финал, а дальше дело за малым. Все плачут от счастья.
Зовите сценаристов в Тольятти. Шекспиру и не снилось.