Газета Спорт-Экспресс № 243 (3920) от 22 октября 2005 года, интернет-версия - Полоса 6, Материал 1

22 октября 2005

22 октября 2005 | Хоккей - НХЛ

ХОККЕЙ

ЛЕМЬЕ ПРЕДУПРЕЖДАЕТ

А В НХЛ НЕ ТАК...

Павел СТРИЖЕВСКИЙ

Умный учится на чужих ошибках, а дурак, как известно, на своих собственных. Эту фразу, с вашего позволения, оставлю ненадолго висеть в воздухе, ибо собственного мнения о том, к какому разряду следует причислить клубы суперлиги и ее хозяев, автор рубрики постарается вам не навязывать. Пусть каждый из уважаемых читателей делает выводы сам. Давайте просто поговорим о насущном, а заодно вспомним две-три поучительные истории.

18 БАНКРОТОВ

Итак, насущное: один из флагманов российского хоккея трепыхается в последних конвульсиях. Наблюдать за ними, безусловно, грустно, однако причины тольяттинских бедствий, полагаю, понятны всем. Поглядев на абсурдную платежную ведомость "Лады" (во всяком случае, если говорить о соотношении "цена/возврат капитала"), хозяева клуба - руководство завода АвтоВАЗ - решили, что всему есть предел и что для кровных десятков миллионов долларов в год можно найти и более полезное применение. Ежегодное вливание сумасшедших денег ради того, чтобы завсегдатаи единственной трибуны замшелого 2900-местного "Волгаря" могли и дальше безмятежно наслаждаться оборонительным хоккеем Петра Воробьева, АвтоВАЗ счел непозволительной роскошью. "Говорите, "Лада" каждый год медали берет? Да будь они хоть платиновые, ваши медали - мериться ради них запасами на банковских счетах с королями природных ресурсов нам неинтересно", - по сути, заявил своим поступком главный российский автопроизводитель. На что, заметим, имел полное моральное право. Тем более что с тольяттинских конвейеров сходят отнюдь не "мерседесы", а месторождения природного газа на территории автозавода пока не обнаружены.

В самом клубе, лаконично обозначив приближающиеся "кранты", пока замолчали. Главный тренер волжан Петр Воробьев, по его собственным словам, давать интервью "стесняется".

Формально банкротом "Ладу" не назовешь - ей, бедняжке, скорее пришлось по новой пережить "дефолт". Пока, впрочем, в частных беседах работники клуба уверяют, что долгов по зарплате и премиальным перед игроками и тренерами нет. Но тогда что вообще можно называть банкротством в российском хоккее, если убыточность самого преуспевающего клуба суперлиги составляет более 90 (!) процентов от вложенных средств? По меркам Запада, где даже 30-процентные убытки эквивалентны финансовому краху, беспросветным банкротом может считаться любой из 18 российских клубов суперлиги. Следовательно, за рабочее определение "банкротства по-русски" предлагаю принять отказ спонсоров перечислять клубу оговоренное количество безвозмездной финансовой помощи.

БАНКРОТСТВО ПО-БАФФАЛОВСКИ: ВОРОВСТВО ПРЕЗИДЕНТА

Ну а теперь - обещанные истории. Для давних регулярных читателей "СЭ" они, возможно, окажутся освежением еще не совсем забытого прошлого. Тем не менее каждая из них, несмотря на свое заокеанское происхождение, случилась словно в назидание России: смотри и запоминай, уважаемая суперлига...

Человек, по вине которого небольшой городок на окраине штата Нью-Йорк около трех лет назад едва не лишился своего главного достояния - обожаемой команды НХЛ, - в наши дни размышляет о жизни в колонии строгого режима. Тогдашний владелец "Баффало Сэйбрз" Джон Ригас, будучи также хозяином крупной кабельной компании Адельфия, прокололся на том, что по бухгалтерским книгам корпорации переводил из нее деньги на счет клуба, прикарманивая их часть для собственных нужд. "Подумаешь! - скажете вы. - Делов-то! Среди тех, у кого по нескольку фирм, подобное творится сплошь и рядом". Проблем бы, вероятно, и не возникло, не обанкроться в один прекрасный день сама Адельфия. Здесь-то и обнаружилось, что несчастные "Клинки" формально задолжали денег чуть ли не всему населению континента на общую сумму в 206 (!) миллионов долларов, из которой 130 - этой самой Адельфии. Таких космических сумм, естественно, "Сэйбрз" не только не имел, но никогда в жизни и не видел. А значит, у него попросту не было иного выбора, кроме как последовать примеру "родительской" компании и объявить банкротство, позволяющее списать долги. Что он и сделал 13 января 2003 года.

Покупкой "Клинков" и перевозом их в Портленд всерьез заинтересовался миллиардер из Орегона по имени Джордж Аллен (в спортивном мире известный тем, что владеет также баскетбольным "Трэйл Блэйзерз"). Сам же Баффало, львиную долю населения которого составляет небогатый рабочий класс (чем не американский Тольятти?) приуныл. Реакция болельщиков - что баффаловских, что тольяттинских была идентичной: они перестали ходить на хоккей. Нервотрепка не могла не сказаться и на результатах: зарплат, как и в нынешней "Ладе", игрокам не задерживали, но той зимой "Сэйбрз" пережили позор 11-матчевой серии поражений.

Самым, пожалуй, ярким контрастом той истории с ситуацией в Тольятти было поведение лиги. НХЛ, в которой корпоративная солидарность работает не на словах, а на деле, не стала сочувственно интересоваться, чем бы помочь и как пожалеть загибающийся клуб, в реальности такой возможности не имея. Заокеанская лига моментально взяла бедствующих "Клинков" под свою опеку и оперировала ими в роли хозяев до тех самых пор, пока не заключила сделку о покупке команды новым владельцем. Не постучись тогда в дверь Гэри Бэттмена с чемоданом денег в руках местный бизнесмен Томас Голисано, комиссар НХЛ, возможно, и продал бы "Сэйбрз" в Портленд. Однако покуда шли переговоры, Бэттмен не скрывал, что предпочел бы оставить команду там, где ее любят. Свою любовь баффаловские фаны подтверждают и по сей день: на матчах нынешней предсезонки (!) HSBC Arena собирала под 20 тысяч человек.

Голисано же, в свою очередь, не пытается прыгнуть выше головы и разумно позиционирует клуб в качестве регионального достояния. Примером служит хотя бы то, что по крайней мере один матч регулярного чемпионата "Баффало" ежегодно проводят в соседнем Рочестере. Причем для такого поединка всегда выбирается соперник, в составе которого есть по крайней мере один местный воспитанник.

БАНКРОТСТВО ПО-ОТТАВСКИ: КАНАДСКИЕ ДОЛЛАРЫ ПРОТИВ АМЕРИКАНСКИХ

Разорение "Сенаторз" заслуживает упоминания хотя бы потому, что обрушилось на НХЛ в те же самые дни, что и финансовый крах "Баффало". Можете представить, что стало бы с суперлигой, если бы одновременно с "Ладой" дефолт случился, скажем, еще и в "Локомотиве"? Лучше и не думать...

В канадской столице "левых" денег никто не отмывал: ситуация в "Сенаторз" была аховой с самого начала. При всем фанатизме к хоккею местных обитателей, их девальвированных канадских долларов попросту не хватало на расходы клуба в долларах американских, невзирая ни на какие аншлаги. Увы, для фаворита Восточной конференции Оттава слишком мала. Недопустимо низкими оказались доходы и от телевидения, и от продажи символики, и от рекламы. И потому в первый день нового, 2003 года, когда хоккеисты явились на работу - готовиться к очередному матчу с "Атлантой", им объявили, что их клуб - банкрот. Тот праздничный для всего мира день стал единственным в истории НХЛ, когда хоккеистам не выдали зарплату вовремя. Свои денежные чеки ровно неделю спустя (вы только представьте - целую неделю впроголодь!) хоккеисты получили от лиги. Не напрасно же, в конце концов, НХЛ брала с новых клубов вступительные взносы (последний созыв пяти - семилетней давности в лице "Нэшвилла", "Атланты", "Коламбуса" и "Миннесоты" скинулся по 80 миллионов долларов на брата) - отсюда и сберегательный "пожарный" фонд. С ним как-то спокойнее.

БАНКРОТСТВО ПО-ПИТТСБУРГСКИ: ДОЛГИ СУПЕРБОМБАРДИРУ ЛЕМЬЕ

Напоследок предлагаю пройтись по следам самой, на мой взгляд, назидательной для нас истории.

Многие считают, что "Пингвины" появились на свет мертворожденными с самого начала. Клиническая смерть несчастных полярных птиц в городе сталеваров фиксировалась уже трижды, и выживет ли незадачливая детина, унаследованная благороднейшим Марио Лемье, - непонятно по сей день. Главная проблема заключается в том, что Питтсбург всегда был помешан исключительно на американских видах спорта - бейсболе и американском футболе (привет Москве с ее черкизовскими аншлагами и полупустыми хоккейными аренами). Им - "Пиратам" и "Сталеварам", соответственно, везде дорога и почет. На фоне которых "Пингвины" всегда были и остаются бедными родственниками: тратить деньги еще и на дорогущий хоккей горожанам не позволяют средства.

Впрочем, в своих нынешних проблемах "Питтсбург" во многом виноват и сам. Только, разумеется, не Марио Лемье, а его предшественник. Именно предыдущий владелец "Пингвинов" Хауард Болдуин, принявшийся безрассудно сорить деньгами в середине 90-х, взвинтил суммы контрактов по всей НХЛ до нереальной по тем временам средней цифры - 1,6 миллиона долларов в год. Самый огромный куш срубили тогда Яромир Ягр (пламенный привет "Авангарду"!), получивший 48-миллионный контракт, и, собственно, сам Лемье, подписавший после сезона-91/92 шестилетний договор на сумму в 42 миллиона долларов. Как ни парадоксально, злую шутку с "Питтсбургом" сыграли и два подряд Кубка Стэнли, выигранные командой в начале 90-х. Возможно, не найди врачи у Марио болезни Ходжкина двумя годами позднее и не уйди Великолепный временно на "пенсию" спустя еще пару лет - его контракт и не назвали бы ошибочным. "Марио был, возможно, единственным игроком, из-за которого заполнялись наши трибуны, - оправдывался впоследствии Болдуин. - Можете себе представить, что бы случилось, если после завоевания Кубка Стэнли в 92-м я бы позволил ему уйти?"

Коли позволяют средства - почему бы и не отстегнуть двум суперзвездам 90 миллионов? Увы, до нынешнего размаха всевозможных российских "...нефтей", не говоря уже о чукотском губернаторе, Болдуину было как до Китая на четвереньках. Заплатить Лемье таких денег хозяин "Питтсбурга" попросту не мог. Не имея средств, клуб упрашивал Марио отложить долг в кубышку - с тем чтобы выплатить всю оставшуюся сумму по истечении последнего года контракта. Нетрудно догадаться, что сумма накапала - мало не покажется: больше 30 миллионов.

Хуже того, именно Болдуин был одним из немногих владельцев, кто голосовал против объявления локаута перед стартом сезона-94/95. А когда локаут тем не менее случился - стал главным инициатором подписания отвратительного для владельцев 10-летнего соглашения с профсоюзом. Терпеть во имя светлого будущего сиюминутные убытки, пусть и тяжелые (за 4 неполных месяца локаута они составили 25 миллионов долларов), Болдуин не пожелал. К чему привел всю лигу тот договор, можно, полагаю, не напоминать.

Еще одним безрассудством Болдуина стала попытка реконструировать старый дворец, вместо того чтобы отправиться протоптанной дорогой своих бейсбольных и футбольных земляков и построить новый. Без малого 15 миллионов долларов ушло на то, чтобы слегка улучшить планировку "Меллон Арены", однако долгосрочно желаемого эффекта эта мера не принесла.

Пытаясь спастись, Болдуин взял партнера - бостонского миллионера Роджера Марино. Бедолага Марино попросту не знал, во что ввязывается. Поварившись в питтсбургском котле, бизнесмен понял, что совершил ошибку и, недолго думая, решил объявить клуб банкротом. "Я был не согласен с тем решением, - вспоминал Болдуин годы спустя. - Увы, ситуация была такова, что один из нас попросту не мог вкладывать в клуб больше денег, а другой не хотел".

К величайшему счастью для болельщиков, главным кредитором "Пингвинз" был не кто иной, как Лемье, чье долготерпение переросло в вышеназванную восьмизначную сумму долга. Именно Марио и выдернул родной клуб из-под опускающейся гильотины - ровно за сутки до того, как судья по делу о банкротстве должен был пустить команду с молотка. Купив черно-желтых, "№ 66" первым делом, естественно, списал с бухучета 30-миллионную задолженность самому себе.

С точки зрения самоокупаемости наследство Болдуин оставил после себя чудовищное, и вскоре у нового хозяина не было иного выхода, кроме как поочередно распродать всех своих миллионеров, на кого нашлись покупатели: Ягра, Лалима, Фрэнсиса, Страку, Грдину, Ланга, Ковалева, Каспарайтиса. Думаете, кто-нибудь сказал за это Великолепному хоть слово в упрек? Если и есть на свете спортсмены, которых обожают сильнее, чем боготворят хоккейные фанаты в Питтсбурге Марио Лемье, лично мне о таких неизвестно.

...Куда уж всяким нищим "Питтсбургам" до олигархов нашей суперлиги? Им, бедолажкам, в отличие от нас приходится жить по средствам. Сколько клуб заработал - столько может и потратить, не больше. Не чужие же деньги Марио в топку швыряет - свои собственные. Какие уж там могут быть претензии - и так человек натерпелся...

* * *

Надеюсь, что большинство из вас, дочитавших до конца, согласятся: краткий экскурс в историю трех последних энхаэловских банкротств звучит сегодня как никогда поучительно. Ну а теперь самое время перечитать знаменитую пословицу в самом начале заметки и сделать свои выводы.