Газета Спорт-Экспресс № 212 (3890) от 16 сентября 2005 года, интернет-версия - Полоса 2, Материал 3
ФУТБОЛ |
КУБОК УЕФА. 1-й раунд. Первый матч |
ТАКОЙ ФУТБОЛ НАМ НЕ НУЖЕН
Борис ЛЕВИН |
из Петровского парка |
Весь день не мог избавиться от навязчивой картинки: рейсовый поезд европейского класса летит по путям. Совсем пустой. Нет, проводницы на месте, штабной вагон тоже заполнен по штату, даже в "СВ" пара пассажиров присутствует. Но во всех остальных купе - ни души. Состав стучит по рельсам, провода искрят, энергия расходуется, а ради чего? Нет ответа... И все из-за того, что в предыдущем рейсе какой-то отмороженный пассажир плеснул в проводника кипятком. Плеснул и трусливо скрылся в тамбуре. А расплатилась в итоге ни в чем не повинная поездная бригада...
Бывают ситуации, когда тишины просто хочется. Но случается и так, что она гнетет. Вчера на стадионе "Динамо" была клиническая разновидность этого самого второго случая. Могу заявить абсолютно уверенно - при пустых трибунах профессиональный футбол теряет смысл! Только ложа прессы, органы правопорядка да несколько десятков человек из "клубного лимита" не давали назвать происходящее на поле в Петровском парке театром абсурда. Этот камень - не в огород УЕФА, он - в адрес тех горе-болельщиков, которых интересует вовсе не футбол, а сомнительные способы самовыражения при его помощи.
Накуролесил один, а расхлебывали тысяч десять - пятнадцать - те, кто наверняка пришел бы вчера в Петровский парк. Но вместо этого им оставалось выплескивать свою желчь на интернет-гостевых, вывешивая объявления типа: "ФК ЦСКА организует бесплатный проход мимо трибун стадиона "Динамо" для болельщиков клуба, желающих поддержать команду в матче Кубка УЕФА". При всем сочувствии к настоящим ценителям футбола нельзя не сказать им: никто не искоренит из ваших рядов паршивых овец, кроме вас самих.
Соблюдение мер, предписанных УЕФА, вчера осуществлялось строго. Органов правопорядка в окрестностях и на стадионе было больше, чем тех, кто стремился увидеть футбол (хотя и меньше, чем в обычные игровые дни). Документы проверяли максимально тщательно. На моих глазах охрана, например, категорически отказывалась пропускать на стадион тренера сборной России Александра Бородюка, требуя от него бумагу только установленного образца и не признавая никакие иные.
Начался матч, и очень захотелось перефразировать незабвенного Савелия Крамарова: "Боковые с флажками стоят. И тишина..." Объявление составов было встречено одинокими хлопками в районе ложи прессы. Никто их не поддержал - то ли не знали и боялись нарушить оказавшееся липовым правило о невозможности бурного выражения эмоций для присутствующих на стадионе, то ли привыкали к необычной ситуации.
Сюрреалистическая обстановка повлияла и на футболистов. Так, артистичная натура Вагнера Лав явно противилась игре без поклонников. Бразилец откровенно отбывал номер (напомнит ли ему кто-нибудь эти семнадцать минут при получении зарплаты за сентябрь?), и был вполне логично заменен. Почти сразу же случился, наконец, и выплеск эмоций - ЦСКА забил. Но аплодисменты всех присутствовавших на трибунах оказались в итоге на порядок слабее тех победных воплей, которые издала одна датская скамейка три минуты спустя. Человек по фамилии Пимпонг явно решил действовать по принципу: "мячик сюда - мячик туда". Чем окончательно расстроил и без того не очень оживленных зрителей.
Конец первого и начало второго тайма прошли в состоянии, близком к летаргическому сну - что на поле, что на трибунах. И только когда над стадионом нависла пресловутая тень "Вардара", зрители собрались и огласили окрестности мощным "ЦСКА, ЦСКА!" Увы, помогло мало - армейцы никак не могли войти в привычные игровые кондиции.
Датчанам, видимо, при пустых трибунах играть гораздо сподручнее. Они-то как раз чувствовали себя в тарелке, весьма напоминающей свою, а когда поняли, что в тишине ЦСКА не так грозен, как можно было предположить по прошлогодним европейским трансляциям, смело пошли вперед. А Ола Тидман и вовсе словно не уезжал из родного Хернинга - так по-хозяйски звучал его командный голос. Правда, почему-то по-английски и не всегда цензурно, зато властно и уверенно. И эта уверенность датского голкипера чувствовалась в общении не только со своими защитниками, но и с чужими нападающими.
Время улетучивалось, а счет не менялся. Пустые трибуны окончательно загрустили, и только светлая (я не о цвете) голова Даниэла Карвалью вывела всех из уже наметившегося ступора. К счастью, человек по фамилии Пимпонг был перед этим неосмотрительно заменен.
После первого гола бразильца вся российская часть стадиона начала болеть по-настоящему. Никогда не видел, чтобы люди, пришедшие на стадион работать, так явно и без затей выражали свои эмоции. Футбол стал, наконец, походить на футбол. И Карвалью тут же отплатил болельщикам сторицей. Его второй гол снял, слава богу, ту тревогу, которая полтора тайма окутывала пустынное "Динамо". Она, правда, вспыхнула еще в добавленное время, но там уже отличился Акинфеев.
Что ж, поблагодарим армейских лидеров и еще раз задумаемся - нужен ли нам футбол без зрителей. Задумаемся, чтобы больше его никогда не допускать.