Газета Спорт-Экспресс № 179 (3857) от 9 августа 2005 года, интернет-версия - Полоса 7, Материал 6

9 августа 2005

9 августа 2005 | Футбол - РПЛ

ФУТБОЛ

ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА. 19-й тур

"ИГРАЙ ЖЕ НА РАЗРЫВ АОРТЫ!"

Борис ЛЕВИН

Неудача "Локомотива" в Казани была если и не предсказуемой, то весьма вероятной. Два матча перед этим чемпионы России провели на запредельном кураже, который только и помог им одолеть ЦСКА с "Работничками". Ни "Рубин", при всем к нему уважении, ни турнирная значимость казанского матча таких эмоций вызвать не могли. Не могли сами по себе. Но в том-то и сила великих команд, что они умеют настраиваться на любую игру - даже на гораздо более проходную, нежели та, что случилась в субботу у "Локо".

Изменения в психологическом тонусе нашего лидера видны были невооруженным взглядом. В Казани "Локомотив", увы, местами напоминал самого себя скопьевского образца. Даже Овчинников, которому в настрое не откажешь никогда, не смог найти в себе тех страстей, которые подвигли его на неистовый пантомимический этюд a la Дудек перед исполнением македонского пенальти. Казанский одиннадцатиметровый Сергей встретил куда спокойнее - какие там страсти, когда и обычные эмоции на исходе.

Предъявлять по этому поводу какие-то глобальные претензии может только законченный идеалист, ведь поражение никаких серьезных последствий для "Локо" не имело, а силы - они не беспредельны. И перед взятием Вены, на которое мы все очень рассчитываем, поберечь их не грех. Но...

Так случилось, что после матча в Казани телевидение показало фильм о последних 24 часах из жизни моего любимого актера Андрея Миронова. Одной из причин его смерти стало то обстоятельство, что маэстро абсолютно не берег себя. Даже на проходных гастролях он в каждом спектакле выкладывался так, словно строка Мандельштама "Играй же на разрыв аорты!" была обращена лично к нему.

Да, такое отношение к творчеству закончилось трагически. Но если бы не было подобного самоотречения, если бы какие-то спектакли Андрей играл даже не спустя рукава, а просто вполнакала, он никогда не стал бы великим. И об этом напомнил фильм. Отнюдь не призывая механически проецировать его на футбол, предлагаю все же подумать над аналогиями. Тем более что по затратам душевных сил, о которых, собственно, и идет речь, профессия футболиста все же не сравнима с профессией актера.

Постановка вопроса, конечно, подразумевает высшие мерки (поэтому и пишу о лучшей команде страны). Но ведь если не ставить максимальных целей, не добьешься ничего. А вот на пути к тому, что само по себе кажется нереальным, можно как раз достичь многого из того, чего никогда не добьешься, если именно это и сделаешь целью. Наши футболисты настолько привыкли к решению приземленных задач, что выигрыш ЦСКА Кубка УЕФА до сих пор воспринимается многими как нечто сюрреалистическое. И для объяснения столь не укладывающегося в зашоренные мозги факта претензии предъявляются даже соперникам армейцев.

Между тем и в казанском матче был эпизод, который наглядно продемонстрировал: психология российских футболистов меняется. Эпизод, правда, закончился драматично, но это, видимо, тоже закон природы - без драм психологию не сломаешь. Речь, как вы уже, наверное, поняли, о травме Дмитрия Сычева. Точнее - об обстоятельствах ей сопутствовавших. Шла ведь последняя добавленная минута, и спасти игру было очевидно невозможно, когда молодой форвард без тени сомнения пошел в жесточайший стык в чужой штрафной...

Вот это и есть настрой на игру. Тот, которого по большому счету не хватило "Локомотиву" в субботней встрече. И речь даже не о счете, а о том, что чемпион своего настоящего футбола в Казани не показал. Не заставил себя играть, забыв об экономии изрядно потрепанных душевных сил. А ведь подобное "насилие" над собой входит потом в привычку, и заставлять себя со временем уже не надо будет.

Будучи реалистом, понимаю, что травма Сычева на последней минуте если и научила чему-то большинство наших футболистов, то тому лишь, что безрассудство наказуемо. Но это осторожное большинство никогда не станет мастерами, оставившими яркий след в истории игры. Я же надеюсь на тех, кто увидел в стремлении форварда бороться до конца образец отношения к делу. Именно они и могут когда-нибудь сделать наш футбол великим.