Газета Спорт-Экспресс № 179 (3857) от 9 августа 2005 года, интернет-версия - Полоса 16, Материал 2

10 августа 2005

10 августа 2005 | Хроника

ХРОНИКА

"СПОРТ-ЭКСПРЕСС" и INTERSPORT ПРЕДСТАВЛЯЮТ

ЛУЧШИЙ СПОРТСМЕН РОССИИ

Елена ИСИНБАЕВА - №1 В ИЮЛЕ

ПОЛЕТЫ ДЛЯ УРОКОВ ИСТОРИИ

Дело было на прошлой неделе. Наши корреспонденты, как обычно под конец месяца, проводили опрос знаменитостей - экспертов "СЭ", участвующих в определении лучшего спортсмена месяца. Набрали номер футбольной легенды Валентина Иванова. Начали перечислять июльских кандидатов. Но уже после второй фамилии Иванов прервал докладчика и со своей неповторимой хрипотцой требовательно вопросил: "А где Исинбаева?!"

Да куда она могла деться, Валентин Козьмич!

От 23-летней волгоградской шестовички без ума все - не только эксперты. Ее обожают вне зависимости от вида спорта (или отсутствия такового), возраста, регалий, рода деятельности. Божественный нектар из рекордов и обаяния способен обезоружить самого отпетого циника. Одной красоты, как мы увидели на примере Анны Курниковой, недостаточно. Одних рекордов - тоже. У Исинбаевой есть все. Например, бесстрашие - как на словах, так и на деле. Ну кто еще в Афинах, в начале Олимпийских игр, смог бы заявить на пресс-конференции: "Сначала выиграю золото, потом установлю мировой рекорд"?! А, главное, потом сделать и то и другое?

Есть и остроумие. Когда мы беседовали с ней в прошлом мае в Волгограде, я спросил, как бы она отнеслась к перспективе сфотографироваться для журнала вроде Playboy. Мгновенный ответ сразил наповал: "Раздеваться надо тогда, когда падает популярность".

Популярность тогда, до Олимпиады, была в зачаточном состоянии. Мы беседовали в обычном интернет-кафе около ее дома, сразу после тренировки. Елене нужно было дать отдых ногам, и она вытянула их на низкий, почти у пола, подоконник. Немедленно подошел секьюрити - четырехкратную на тот момент рекордсменку мира не узнал - и потребовал ноги немедленно снять. Воспитанная Исинбаева ни называть себя, ни спорить не стала.

Тогда она еще не привыкла к славе: когда возвращалась с очередной тренировки на трамвае, ее опознал болельщик "Ротора" и крикнул: "А вот и Елена Исинбаева!" С паническими выкриками: "Это не я!" она сбежала из трамвая на следующей же остановке. Господи, подумать только: где сейчас "Ротор" - и где Исинбаева?

22 июля 2005 года, прежде чем разбежаться и взмыть в воздух над лондонским стадионом "Кристал Пэлэс", чтобы первой в мире взять пятиметровую высоту, она шептала свою извечную предпрыжковую молитву. Шептала с улыбкой. Даже штурмуя такие высоты, Елена никогда не забывает, что она - женщина. Оттого и ее огромное притяжение.

Этот исторический прыжок свалился на легкоатлетический мир, как снег на голову. После него, кажется, голову Лены и вовсе окружил нимб. Все были уверены, что рекорды до пяти метров (да и после них) она будет прибавлять по сантиметру - ну кому ж в голову может прийти отказаться от 50 тысяч долларов, которые ИААФ платит за каждое мировое достижение! Да и сама Исинбаева 11 месяцев назад в Афинах без пафоса ответила мне в смешанной зоне на вопрос, почему не попробовала взять пять метров там, на Олимпиаде: "Конечно, можно было прыгнуть. Но, знаете, я еще не очень богата, хочется подзаработать. Так и буду - по сантиметрику. До пяти метров их еще осталось девять". Потом то же самое было сказано и иностранным репортерам...

И вот нате вам в Лондоне - 4,96 и сразу же 5.00! Почему же трезвый расчет, за который, кстати, Исинбаеву никто никогда не осуждал (наоборот, благодарили за откровенность) вдруг сменился таким вот порывом? Ведь личного рекламного контракта, который сделал бы ее независимой от премиальных за рекорды, у спортсменки до сих пор нет. Вот он, самый интригующий вопрос. Известно одно: Сергей Бубка в интервью "СЭ" обмолвился, что о планах своей коллеги знал и шанса почтить исторический момент своим личным присутствием упустить не мог.

Есть и объяснение технологическое, авторство которого принадлежит ее тренеру Евгению Трофимову. В Хельсинки, на чемпионате мира, прыгнуть на пять метров очень трудно: сложная роза ветров. Схожая ситуация и в Стокгольме, где Исинбаева выступала сразу же после Лондона. Англия в этом смысле куда удобнее. К тренерскому мнению стоит добавить статистику: в Скандинавии Елена не установила ни одного мирового рекорда, тогда как в Великобритании - уже семь. Предыдущий "нолик" - 4,90 - покорился ей 30 июля 2004-го на том же самом "Кристал Пэлэс". Да и первый ее мировой рекорд состоялся в английском городе Гейтсхэд. Подумать только: с 13 июля 2003-го, когда она взяла там 4,82, по 22 июля 2005-го, то есть за какие-то два года и 9 дней, невероятная спортсменка подняла планку на 18 сантиметров!

Но было бы лицемерием заявлять, что все поверили в исключительно спортивное объяснение скоропалительного пятиметрового подвига. Сразу же нашлось предостаточно скептиков-бухгалтеров: кто не знает людской (и в особенности российской) привычки считать деньги в чужих карманах? Пошел шепоток: мол, неведомые тугие кошельки в столице богатенькой Англии, не афишируя, сделали Лене предложение, от которого невозможно отказаться. Именно за "пятерку". С чего это, дескать, Исинбаевой добровольно штрафовать себя на 150 тысяч, если ей в Лондоне не предложили какого-то головокружительного супербонуса?

Елена напрочь все эти слухи опровергла, пояснив: "Все стандартно, никаких бонусов сверх правил. Просто тянуть больше не могла, это было выше моих сил. К тому же подобная меркантильность может боком выйти: ни денег не будет, ни рекордов".

Верить или нет? Когда я беседовал с ней в прошлом декабре для новогоднего номера "СЭ" (напомню, наша газета признала Исинбаеву спортсменом года, и у меня мало сомнений, что титул будет защищен), прыгунья произнесла программную фразу, вынесенную в заголовок: "Очень хочется себя увековечить!" И добавила: "Чтобы дети в школе на уроках истории проходили".

Так, может, не стоит искать финансовых стимулов там, где царствует здоровое человеческое честолюбие? Может, завистливый народец, у которого все разговоры и объяснения сводятся к деньгам ввиду их отсутствия, просто судит о великой спортсменке по себе?

Правду нам все равно никогда не узнать. Но я не вижу причин не поверить объяснениям Исинбаевой. Потому что давно заметил, что по-настоящему большие спортсмены, взрослея, постепенно перестают жить в захватывающем, но ограниченном пространстве сегодняшнего дня, и становятся философами. Как Александр Карелин, у которого каждая фраза с определенного момента стала тянуть на афоризм. Вроде той, что спорт - высшее проявление эгоизма, поскольку тебе хочется выиграть и нет никакого дела до того, что точно так же этого хочется другому. Как Бубка, который сказал Исинбаевой в Лондоне, что теперь, после пяти метров, она вышла на новую орбиту не только результатов, но и философии прыжков с шестом. Как Александр Попов, чью цитату из газетной вырезки, подаренной Татьяной Лебедевой, Исинбаева цитировала самой себе для пущего настроя во время выступлений в Афинах.

Такие рекорды, как у нее, не могут быть достигнуты лишь заученными движениями ног и корпуса, каким бы талантливым ни был спортсмен и каким прозорливым тренер. Они возможны только при осмыслении того, что делаешь. В космос невозможно взлетать, думая о бренном. Если бы Исинбаева, разбегаясь перед очередным рекордным прыжком, подсчитывала в уме гонорары - она ни за что не покорила бы эти высоты.

Философские нотки в ее рассуждениях я почувствовал еще в прошлом декабре. Причем именно во время обсуждения темы "сантиметровой" прибавки к рекордам.

- Поймите, дело не только в деньгах, - сказала она тогда. - Я и с Сергеем Бубкой об этом говорила - и нашла у него подтверждение своим мыслям. Если бы я сразу прыгнула на пять метров, то, боюсь, повторила бы судьбу Боба Бимона. Почему "боюсь"? Да потому что его помнят по одному рекорду - да, фантастическому, но одному. Когда очень быстро добиваешься какой-то невероятной цели, то не знаешь, что делать после нее. А я хочу оттянуть этот момент, насладиться процессом его достижения. Хочу постепенно идти к великой цели и постоянно о себе напоминать. Есть ведь много даже олимпийских чемпионов, которых сейчас не помнят. Чтобы помнили - нужно доказывать свой класс все время.

Допускаю, что кто-то увидел в этих размышлениях (глубокого, как видите, человека) противоречие с ее лондонским пятиметровым блицкригом. А я вот не вижу. Во-первых, любому мыслящему человеку свойственно развиваться, его взглядам - эволюционировать. Во-вторых, Исинбаева и на сегодня установила уже 17 мировых рекордов, то есть напоминает о себе более чем постоянно.

Значит, она просто верит в то, что ее потенциал гораздо выше пяти метров. И несколько "сантиметриков", дабы приблизить заветную мечту, можно съесть без ущерба для карьеры. Не случайно своей глобальной целью Елена теперь называет побитие рекорда Бубки - 35 мировых рекордов. При этом тренер Трофимов как-то обмолвился, что его ученица способна прыгать на 5,20...

Одно стало ясно еще после Афин: Исинбаева не "наелась". Олимпийское золото с мировым рекордом, да еще достигнутое в драматичной борьбе со Светланой Феофановой (помните инфарктную третью попытку на 4,80?), могло бы надолго швырнуть спортсменку в шторм эйфории, поздравлений, банкетов и светских раутов.

Ответом Исинбаевой стала поездка в Брюссель 10 дней спустя - и новый мировой рекорд. А потом - полновесный зимний сезон с еще четырьмя планетарными достижениями в залах. Это у Исинбаевых, похоже, семейное: не зря ее отец Гаджи Гафанович, несмотря на все дочкино благополучие, упорно не бросает работу слесаря-сантехника в одном из волгоградских ЖЭУ. На лаврах в этой "ячейке общества" почивать не принято...

- А что делала бы всю зиму, если бы отказалась? - запальчиво сказала она мне в декабре. - Нет уж. Многие говорили мне, что после победы на Олимпиаде наступит опустошение - мол, главная цель в жизни достигнута, и не знаешь, что дальше. Но у меня все произошло по-другому. Я молодая, хочу прыгать выше и выше. Когда выходишь в сектор и по стадиону объявляют: "Елена Исинбаева, олимпийская чемпионка" - знаете, как это настраивает? Я ведь еще ни летней чемпионкой мира, ни зимней чемпионкой Европы не была. Так что и титулов недобытых еще хватает, и целей недостигнутых...

Зимний чемпионат Европы она с тех пор уже выиграла - разумеется, с мировым рекордом. Теперь на очереди - летнее первенство мира. Последний, кажется, серьезный титул, которого в коллекции Елены не хватает.

Интересно, в какие слои атмосферы улетит Исинбаева в Хельсинки?

Игорь РАБИHEP