Газета Спорт-Экспресс № 164 (3842) от 22 июля 2005 года, интернет-версия - Полоса 9, Материал 1
СПОРТ-ЭКСПРЕСС ФУТБОЛ |
ЛЕТОПИСЬ Акселя ВАРТАНЯНА |
ГОД 1939. ЧАСТЬ СЕДЬМАЯ |
ВСЕСОЮЗНЫЙ РЕКОРД "СПАРТАКА"
ФИНИШ. Мы с вами покинули пятый советский чемпионат в середине октября 39-го, когда турнирная температура приближалась к точке кипения. На решение задачи с четырьмя неизвестными квартету претендентов отпускалось две-три недели. Может, и меньше - это зависело от "математических способностей" конкурсантов.
ПОГОДА - МОСКОВСКАЯ, ИГРА - ТБИЛИССКАЯ
Напомню ситуацию на вершине айсберга: ЦДКА набрал к тому времени 29 очков, "Трактор" - 28, "Спартак" - 27, тбилисцы - 25. Им предстояло провести от трех до пяти встреч, и потому имеет смысл напомнить об очках потерянных, более объективно отражавших шансы претендентов: ЦДКА и "Спартак" растеряли на ухабистой турнирной трассе по 15 очков, грузины - 17, сталинградцы - 18.
Излишне объяснять, какое значение имели следующие два поединка тбилисцев в Москве - со "Спартаком" и армейцами, назначенных соответственно на 27 и 30 октября.
За три дня до матча с тбилисским "Динамо" спартаковцы размялись в игре со стахановцами. Назначенная календарем на 27 июля, состоялась встреча три месяца спустя - 24 октября. Угольщиков называли командой одного тайма - во втором они, по словам Переля, "скисали". На то были объективные причины: работали ребята в две смены: 8 часов под землей и полтора - на зеленой лужайке. Поди выдержи. Не верится? Мне тоже. Однако журналисты пытались убедить в этом доверчивых советских людей, периодически напоминая о "рабочих профессиях" футболистов-"любителей".
Давать стране угля и выдавать на-гора турнирные очки для родного Донбасса сил не хватало. В чем убедились и тысячи посетивших игру москвичей. Шахтеры скисли уже к концу первого тайма - за пять минут до конца пропустили гол. Во втором "Спартак" делал что хотел и довел счет до 5:0. Предоставленную ленинградским арбитром Писаревым возможность смягчить счет совершенно обессиленный полузащитник гостей Николай Кузнецов не смог: Владислав Жмельков парировал его удар с 11 метров. Спартаковский голкипер выполнил свой же производственный план: три пенальти отразил в 1938 году и столько же в 39-м. Перевыполнить не позволили судьи - случай не представился. Всего же за два года выступления за "Спартак" Жмелькову пробили семь 11-метровых, и ни один в ворота не проник: шесть взял вратарь, однажды мяч пролетел мимо. Редчайший случай!
И вот центральный матч "Спартак" - "Динамо" (Тбилиси). Еще одна "перезрелая" игра. Должны были встретиться в теплый летний августовский вечер, пришлось - в октябрьское ненастье, на мокром от дождя поле. Да еще в будни. День короткий, темнеет быстро. Играли днем, когда вся страна стояла на трудовой вахте по случаю приближающегося праздника - 22-й годовщины Октября. Потому и собралось на стадионе всего 40 тысяч человек.
Матч принципиальнейший. Свежа еще в памяти кубковая тяжба с участием широкого круга влиятельных лиц. Тогда ни на поле, ни за его пределами тбилисцы переиграть чемпионов не смогли. "Спартак" остановил их в шаге от хрустальной вазы. Теперь обе команды в непосредственной близости от главного приза - красного знамени. Гостям столицы представился последний шанс поквитаться за кубковую неудачу, поравняться со "Спартаком" в набранных очках и по возможности попытаться опередить его в турнире самого высокого ранга.
У тбилисцев потеря - все еще зализывал раны вратарь Александр Дорохов. "Спартак" - в оптимальном составе: в строю залечивший болячки капитан Андрей Старостин и амнистированный Алексей Соколов. Рассудить конфликтующие стороны поручили ленинградцу Владимиру Воногу признанному наряду с его земляком Николаем Усовым лучшим рефери сезона-39.
На башенных часах динамовского стадиона 14 часов 47 минут. Свисток арбитра, и Пайчадзе переводит мяч на половину хозяев, где он и находился до середины первого тайма. "25 минут первого тайма проходят в беспрерывных, но безрезультатных атаках динамовцев. В этот отрезок времени только один раз нападение "Спартака" угрожало воротам "Динамо": на 9-м. Степанов подавал корнер" (из отчета о матче).
Погода - московская, игра - тбилисская. Жмельков все время в деле: на второй минуте перехватывает опаснейший прострел, а на пятой сотворил чудо на глазах у 40 тысяч атеистов. Пайчадзе бьет наверняка, сильно и точно, в "паутину". Вратарь пролетает примерно то же расстояние, что и мяч. Следует полагать, с не меньшей скоростью - иначе бы разминулись.
Чтобы не быть заподозренным в преувеличении, сошлюсь на очевидцев. "Жмельков с трудом успел отвести на корнер "готовый мяч", - только и смогли выдавить на двоих потерявшие было дар речи Александр Вит и Матвей Гольдин ("Красный спорт" от 28 октября). Эпизод глазами Переля: "Жмельков, находясь ближе к правой стороне ворот, делает невероятный бросок в левый угол и одной рукой успевает вынести на корнер мяч, посланный Пайчадзе в "девятку". Словосочетание "невероятный бросок" в устах всегда сдержанного, лаконичного, избегавшего "архитектурных излишеств" Переля - крайнее проявление эмоционального возбуждения журналиста. Какая жалость, что среагировать (простите за тавтологию) на реакцию спартаковского вратаря не успели ни фотографы, ни кинооператоры.
Полчаса бились тбилисцы головой о железобетонную стену. О Владислава Жмелькова то есть, что одно и то же. Перейти защищаемую спартаковским вратарем пограничную черту было не легче, чем проникнуть сквозь сооруженный на государственной границе железный занавес.
Отчаявшись забить Жмелькову, гости взяли небольшой тайм-аут, чем "Спартак" немедленно воспользовался. Застоявшаяся от безделья оборона тбилисцев стала ошибаться, "Спартак" ошибок не прощал. Чуть замешкался Ткебучава - и на 35-й минуте Семенов с подачи Алексея Соколова наказал вратаря и его товарищей.
Окончание - стр. 10 - 11 |