Газета Спорт-Экспресс № 161 (3839) от 19 июля 2005 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 1

19 июля 2005

19 июля 2005 | Футбол

ФУТБОЛ

ТЕМА Александра ПРОСВЕТОВА

"БАНАНОВЫЙ РАЙ"

Как и почему процветает футбольный расизм в России

Еду в метро в Лужники. В вагоне стоит модно одетая и ухоженная темнокожая женщина. Подростки, направляющиеся на футбол, тычут в нее пальцами и ржут: "Смотрите, обезьяна!" Окружающим за них стыдно. До поры до времени молчим. Наконец вместе с каким-то мужчиной пытаемся урезонить подростков. Получаем свою порцию брани. К счастью, на "Спортивной" им выходить, а нам дальше - до "Воробьевых гор".

Стадион "Весна" в Климовске. Кубковый матч с участием "Рубина". Рядом сидят приличные дяденьки весьма почтенного возраста. Что показательно, даже не выпимши. Или почти. И что мы слышим? "Черномазых в Африку!", "Держите банана!" Это - как норма поведения. Люди будто не понимают, что унижают других. И себя тоже.

ПОПРОБУЙТЕ ВОЙТИ В ЧУЖУЮ ШКУРУ

Я привел примеры июля. Между тем набрать их можно множество - в разных городах и на разных стадионах. И не только стадионах. Неужели россияне стали неисправимыми расистами? Как и другие восточноевропейцы, они словно с цепи сорвались и теперь, подстегиваемые социально-экономическими трудностями, выплескивают то, что держалось внутри, когда развевалось знамя пролетарского интернационализма. Или человеческой натуре нужно, чтобы кто-то был хуже, беднее, презримее? Чтобы кто-то был, наконец, виноват в том, что и дома, и на работе не ладится?

Футбольная Россия не находится вне развернувшейся по миру пропагандистской кампании за нормальные (читай - человеческие) отношения к тем, кто уродился с необычной для наших мест внешностью, вырос в своей вере, привержен самобытным традициям. Два года назад был сыгран символический матч за Кубок "Ростелекома" между сборной России и командой, составленной из легионеров российского чемпионата. Можно задаваться вопросами, насколько он был нужен в спортивном плане и удачно ли выбрали для него время, но в этом году такой матч изначально вновь планировался и не состоялся он лишь ввиду неких нестыковок между новым руководством РФС и титульным спонсором. Можно еще вспомнить, что зимой на Сардинии в товарищеской встрече Россия играла с Италией в черно-белых цветах. Тем самым она поддержала кампанию против расизма, инициированную Тьерри Анри.

Но это все агитки. А рядом - реальная жизнь.

С одной стороны, любители футбола помнят, что Одиа и Вагнер Лав помогли российскому клубу выиграть Кубок УЕФА. Они просят Лиму не уезжать, устраивают овации Тчуйсе, восхищаются акробатическими этюдами Гьяна и Каньенды. С другой стороны, два года назад у динамовца Менди в парке отняли спортивную сумку с формой. Скажете, обычный грабеж? Но если жертвой становится африканец, невольно на ум приходит расистский мотив. Через полгода после того происшествия сенегалец говорил мне, что старается пореже выходить из дома - боится за себя и близких, что студенты-соотечественники верно предупреждали его: в некоторых районах Москвы лучше не появляться. Темнокожие футболисты и следуют этому правилу. Потому громких инцидентов с их участием в общем-то немного. Хотя Зоа, еще в бытность его спартаковцем, крепко избили. А это уже, согласитесь, больше, чем сумку отняли.

Нужны или нет темнокожие игроки российским клубам - отдельный вопрос. И ответ на него должны искать в каждом конкретном случае клубные президенты. Но они - африканцы, бразильцы и прочие - есть в России и наверняка будут. Более того, есть темнокожие граждане европейских государств. Пример - португалец Сисеру. Да и какой клубный руководитель отказался бы - только потому что они черные - от французов Виейра и Джибриля Сиссе, англичан Кэмпбелла и Эшли Коула, голландцев Зеедорфа и Давидса? Или африканцев вроде Дрогба и Это'О?

Темнокожие футболисты часто чувствуют себя у нас одиноко. В том и их вина: учите русский по примеру Тчуйсе - и вам во многом станет проще. Пока же то и дело происходят забавные истории. Камерунец Атангана, которого во Владивостоке прозвали Максимкой, посетив музей, простодушно решил, что его прозвище связано с названием пулемета. Сенегалец Кебе узнает по окончании сезона-2003 от корреспондента "СЭ", что в "Спартак" приходит Невио Скала. "Прекрасно, - говорит он. - Спасибо за новость". Между тем о Скале давным-давно знали все.

Хотя, может, все не так уж и плохо? Экс-торпедовец Эгуавон, ставший одним из тренеров сборной Нигерии, полтора года назад говорил мне, что счел бы за счастье работать в России. Он со смехом вспоминал, перемежая рассказ русским матом, как торговался с таксистами, которые, конечно же, не слишком деликатничали.

Так каково же в нашей стране темнокожим спортсменам? Поставив себе этот вопрос, я догадывался, что люди, зарабатывающие в России деньги, будут воздерживаться от резких оценок. Уж об обстановке в своих клубах ни за что рассказывать не станут. Потому для начала обратился с расспросами к Виктору Бондаренко, бывшему и.о. главного тренера "Динамо", который 16 лет проработал в Африке и сосватал в российский чемпионат ряд африканских футболистов.

- Разговаривал с Исо Каньендой, по его мнению, в России расовый вопрос остро не стоит, - рассказал Бондаренко. - Полагаю, это связано с тем, что у африканцев в Ростове было хорошее начало - команда добралась до финала Кубка, и игроки пользовались любовью болельщиков.

-Может быть, Каньенда сравнивал Россию с ЮАР, где играл раньше? Там проблема, очевидно, серьезнее. Вы, кстати, когда работали в этой стране, не сталкивались в командах с конфликтами на расовой почве?

- Нет. Белых в футбольных клубах немного, два-три человека. Обычно они держатся особняком (черные в европейских командах тоже. - А.П.). Драки в раздевалке случались. Как-то "Морока Своллоуз", который я тренировал, играл против моего бывшего клуба "Орландо Пайрэтс". Игрок не усмотрел за соперником при подаче углового. Так в перерыве стулья летали. Но это не имело никакой связи ни с расовыми, ни с межплеменными отношениями.

-А у нас расово окрашенных инцидентов не припомните?

- В минувшем сезоне произошла на поле стычка динамовца Гьяна с Даценко из "Ростова". Ганец утверждал, что соперник его оскорбил и потому он в ответ вспылил. Он, во всяком случае, так это представлял.

АФРИКАНЦЫ ГОТОВЫ ПРОСТИТЬ ТОЛЬКО ФУТБОЛЬНЫХ КОЛЛЕГ

На днях попытал я самого Каньенду, перебравшегося из "Ростова" в "Локомотив". И вот что услышал:

- Про Москву пока ничего сказать не могу, а в Ростове часто ни с того ни с сего оскорбляли на улице. С этим приходится мириться и не обращать внимания.

-А в ходе матчей не оскорбляли?

- Во время них как раз редко. Кто-то мог сказать: "Ты что, мол, черномазый, делаешь?" Но это ж футбол. В нем полно эмоций.

-Как вы все-таки оцениваете в целом отношение к темнокожим в России?

- Проблема не слишком остра. До моего приезда в Ростов Кампамба, который прибыл туда раньше, предупреждал, что могут быть осложнения. Но в действительности все оказалось не так плохо, как представлялось. Думаю, потому, что нас, черных, в команде было много и в городе к нам привыкли.

Другой новичок железнодорожников, Стефан Андре Бикей, высказался в схожем духе:

- Не думаю, что в России силен расизм. Только некоторые болельщики "Зенита" во время матча "Шинника" на Кубок в Санкт-Петербурге позволяли себе выкрики расистского характера.

-А на поле с провокациями не сталкивались?

- Нет. Игрока, кстати, я еще могу понять. Он разгорячен, его ударили по ногам, человек злится и в пылу борьбы срывается. Зрители - другое дело. Конечно, оскорбительные выкрики позволяют себе совсем молодые люди. Но это в любом случае плохо. Если старший брат так поступает, то младший берет с него пример.

СКИНХЕДЫ - ВЫЗОВ САМОЙ ВЛАСТИ

Владимир Новицкий - президент Российской секции Международного общества прав человека и сопредседатель Фонда защиты прав спортсменов и спортивных объединений. С ним мы и вели беседу.

- На самом деле проблема дискриминации во всех областях общественной жизни, в том числе спорте, на сегодняшний день в России стоит чрезвычайно остро, - считает Новицкий. - Никто же в стране не разрабатывал специальных программ, которые были бы ориентированы на предупреждение проявлений расизма и ксенофобии в спорте как высших достижений, так и на любительском уровне. Поэтому в рамках проекта Европейской комиссии, который претворяет в жизнь Московское бюро по правам человека в партнерстве более чем с 40 организациями в различных регионах России, есть и спортивное направление. Мы отдаем себе отчет в том, что в российских клубах сегодня задействовано много легионеров с темным цветом кожи. А среди болельщиков немало людей, которые противопоставляют русских всем остальным. Потому мы и слышим на стадионах оскорбительные для инородцев выкрики, видим лозунги типа "Россия только для русских". Среди скинхедов, эдаких борцов за чистоту белой расы, много футбольных фанатов. На примере других стран - а у нас есть контакты с рядом организаций в Западной Европе и США - мы считаем, что должны совместно с клубами издавать информационные материалы, которые доводили бы до сознания граждан необходимость терпимого отношения ко всем людям, независимо от происхождения и вероисповедания, проводить встречи с лидерами болельщицких объединений. К сожалению, пока клубы, озабоченные иными проблемами, не стремятся к сотрудничеству с нами.

-Доводилось бывать в Англии. Там и в программках к матчам, и в объявлениях на стадионах содержатся призывы не допускать расистских выпадов и даже указывается номер телефона полиции, по которому предлагается сообщать о таких действиях.

- Сами по себе подобные проекты не предохраняют от проявлений расизма, но это реальные попытки сгладить проблемы, решить их в демократических рамках. Считаем, что и мы должны идти этим путем, чтобы не допустить использования болельщиков как ударной силы радикальными группами, которые, к сожалению, набирают силу в России.

-Фанаты, на ваш взгляд, просто используются? Нет ли организаций болельщиков, прямо ориентированных на расизм, ксенофобию, антисемитизм?

- В составе болельщиков присутствуют отдельные группы, представляющие такие организации, как РНЕ, Народная национальная партия (партия Иванова-Сухаревского). Безусловно, не они определяют всю жизнь почитателей того или иного клуба, но их позиции становятся все более прочными, потому что у этих политических организаций есть жесткое структурирование, лидеры, и их идеи могут показаться привлекательными, особенно для молодежи, которая составляет костяк фанатских движений.

-Создается впечатление, что экстремистские организации стремятся использовать футбол, на который им наплевать.

- Верно. Они вводят в среду болельщиков группы, которые могли бы доносить определенные идеи, потому что фанаты - это ударный состав молодежи, готовый к ответным действиям. Всем памятен погром на Манежной площади во время чемпионата мира 2002 года. По нашим данным, застрельщиками были представители радикальных группировок, хотя это и не прозвучало на процессе.

-Погром последовал за поражением россиян от японцев, которые в Москве не воспринимаются как источник бед. Следовательно, то была акция против инородцев в целом?

- И федеральной власти тоже. Чтобы захватить власть, необходимо ослабить все ее составляющие, включая силовые структуры, которые подвергаются запугиванию. А болельщики - благодатная почва для посева зерен нетерпимости.

КУШАЙТЕ БАНАНЫ: ЭТО ВКУСНО И ПОЛЕЗНО

Об избиении Зоа в статье уже упоминалось. Ирония судьбы: этот инцидент вообще стал для камерунца восклицательным и, видимо, заключительным знаком в его спартаковской карьере. Год назад он простодушно признался мне, что на обеде партнеры по команде постоянно несли ему со всех столов бананы. "Заботятся, кормят - это же вкусно!" - попробовал я превратить жалобы в шутку. "Но я же понимаю, к чему они клонят, - заметил защитник. - Обидно!"

Да уж... Футболисты в массе своей обычные парни, отличающиеся от прочих, которых мы каждый день встречаем на улице и лестничной клетке, сначала в основном умением гонять мяч, потом, если все сложится, повышенным благосостоянием. Они не дураки, как это видится иным напыщенным интеллектуалам, но и не ученые-социологи, выступающие с умными речами по телевидению. Их должны направлять и воспитывать (да-да, молодых людей, которым 18 или 20 с небольшим лет, надо иногда воспитывать!) руководители клубов, тренеры. Многое в создании микроклимата зависит и от лидеров команды.

Видел, что к Тчуйсе или Робсону в "Спартаке" относились вполне дружелюбно и уважительно. Может, внутри что-то и бурлило, но наружу - при мне во всяком случае - не выходило. В них признавали футболистов. А если Зоа не вписался в команду, то в том, наверное, вина не только игрока (а был ли он вообще готов играть на таком уровне?), но и тех, кто его в нее привлек. Вместе с тем в любом случае футболисты не должны отсекать своим отношением человека из коллектива. Может, партнеры, тренеры, клубные руководители - все вместе и по отдельности - вложили свой вклад в то, что у Зоа, Кебе, Фло и прочих темнокожих в "Спартаке" не заладилось? Смуглый Роберт, провалившийся в рядах красно-белых, в ПСВ теперь, словно в пику бывшим руководителям красно-белых, регулярно забивает.

Не знаю уж, что думает о темнокожих среднестатистический житель Самары, но подозреваю, что показатель толерантности благодаря "Крыльям Советов" в городе повысился. Если клуб воспитывается благодаря обществу, то в гораздо большей степени общество воспитывается благодаря клубу. Болельщик - он все видит. Герман Ткаченко, до недавнего времени президент клуба, как и его окружение, объективно многое делал на благо интернационализма (давайте все же не будем зачислять этот советский термин в разряд непристойных). В клубе пришли к выводу, что нигериец Патрик Овие, человек на самом деле незаурядный, достоин быть вице-капитаном - он стал им.

ИНДУЛЬГЕНЦИЯ ДЛЯ СВОИХ

И все же. Журналист из Самары убеждал меня, что этот поволжский город чуть ли не чужд расизму и ксенофобии. Потому новые вопросы к Владимиру Новицкому, мимо которого даже вроде бы пустячковые инциденты не проходят.

-Если верить коллегам с мест, то больше проблем у темнокожих в мегаполисах, а не в тех городах, которые принято называть крупными промышленными центрами. У вас есть этому объяснение?

- Думаю, на местах - более явное разделение между элитой спорта и населением. Легионеры, которые принадлежат к первой категории, просто меньше сталкиваются со второй. Между тем, по нашим данным, среди болельщиков таких городов, как Воронеж и Владимир, много сторонников радикальных группировок. Вообще-то можно перечислять все города Юга России. Это связано с противоречиями, существующими в данном регионе, проблемами на Северном Кавказе, переселением людей оттуда в Краснодарский и Ставропольский края. К названным субъектам Федерации примыкает Черноземная полоса: Ростов, Орел, Курск, Тамбов. В этих городах много нерешенных экономических и социальных проблем. Потому там активнее проявляют себя радикальные группировки.

-Игроки из Самары, да и Ростова не слишком жалуются на свою судьбу. Может быть, загвоздка в том, что команда, которой нет альтернативы, в городе любима, игроки - тоже и народ как бы естественным путем преодолевает расовую сегрегацию?

- Вполне возможно. По принципу Гитлера: "У каждого немца есть свой хороший еврей". Поскольку они играют в нашей команде, то получают индульгенцию от расистского проявления. Хотя в то же время другие люди - африканцы или азиаты - становятся жертвами нападений.

-В Самаре подчеркивают, что в городе, примыкающем к востоку России, так или иначе было и есть много мигрантов, потому в нем не процветает ксенофобия. Мол, сделана прививка. Что вы об этом думаете?

- Любой крупный российский город многонационален. При этом идет активный прирост в доле представителей народов Кавказа и Азии. Они приходят со своей культурой, занимают определенную экономическую нишу. Говорить, что прививка толерантности действует абсолютно и постоянно, было бы заблуждением. Нужны регулярные профилактические меры, включая те города, в которых ситуация достаточно спокойна. Вот вы назвали Самару. А я скажу, что там есть радикальная группа, которую возглавляет Олег Киттер. Будучи владельцем оружейного магазина, он издает свою газету, которая, надо сказать, немало сделала, чтобы поссорить всех со всеми. И такие люди есть практически в каждом крупном городе. Мы пытаемся бороться с ними, подаем заявления в компетентные органы, но, к сожалению, вопрос о привлечении этих лиц к ответственности далеко не всегда решается оперативно и радикально, как следовало бы. Мы не говорим, что нарушителей межрасовой и межнациональной терпимости надо отправлять в отдаленные места. Как правило, достаточно воздействия условного характера, которое заставило бы человека более внимательно относиться к своей деятельности. Особенно это касается молодежи.

-Темнокожие футболисты жаловались на прием прежде всего в Санкт-Петербурге. В "Зените", кстати, и нет черных. Вы не находите, что наши мегаполисы в первую очередь подвержены расизму и прочим подобным настроениям? Команд - если брать случай Москвы - много, игроки в большом городе растворяются, их далеко не все знают в лицо и совсем не обязательно боготворят. Идет негр по улице - так, давай ему покажем его истинное место.

- Петербург вообще является зоной повышенного риска. В этом городе очень активны неонацистские группировки, скинхедские движения. Часты нападения на иностранцев и граждан России неславянской внешности. Недавно были возбуждены дела в отношении членов группировки "Шульц-88", подражающей идеалам Третьего рейха. Часть последователей этой и других организаций присутствует среди футбольных болельщиков. Губернатор Валентина Матвиенко не закрывает глаза на проблему. Но ее очень сложно решить административными мерами. Важно, чтобы болельщики в сотрудничестве с правоохранительными органами изолировали тех, кто пытается внести расистскую струю в фанатское движение. Со своей стороны, мы планируем провести в следующем месяце консультации с представителями "Зенита", чтобы выработать программы работы.

-В Москве дело обстоит лучше?

- В целом да.

-Несмотря на то, что кавказцев в столице очевидно больше?

- Как ни странно, в Москве к инородцам относятся более терпимо. Были инциденты, в том числе погромы на рынках, получившие громкую огласку, но подобных случаев по крайней мере не больше, чем в Петербурге, где население вдвое меньше.

НУЖЕН МОРАЛЬНЫЙ КОДЕКС БОЛЕЛЬЩИКА

-На ваш взгляд, различные выкрики, которые можно трактовать как расистские, а также уханья, намекающие на обезьян, подлежат административному наказанию?

- В данном случае надо говорить скорее о введении морального кодекса болельщика, который регулировал бы поведение людей на спортивных мероприятиях. Конечно, подражание обезьянам - в выкриках или жестах - унижает африканцев или афро-американцев (в данном случае можно говорить не только о футболе, но и о других видах спорта - скажем, баскетболе). Спортсмены прекрасно понимают, кому и почему адресованы "послания" такого рода. Это выводит их из равновесия и мешает честной борьбе. Каждого выкрикнувшего нечто оскорбительное нельзя привлечь к ответственности за разжигание межрасовой или межнациональной розни, но наказание за хулиганство в виде штрафа, если его применять регулярно, было бы целесообразным. В первую очередь важно добиться понимания среди лидеров болельщиков, которые влияли бы на общую массу. Английские болельщики, на которых у нас любят ссылаться, как правило, дерутся не по расистскому принципу.

-Как сказать! В Бельгии во время чемпионата Европы 2000 года некоторые англичане - исключительно белые - были готовы уничтожить всех, хоть отдаленно напоминающих турок. Вели себя поистине страшно - лично наблюдал. Что, правда, было увязано с убийством фанатов в Стамбуле.

- Не хочу сказать, что Западная Европа - рай на Земле, где все проблемы решены. Там ведь тоже нарастает национализм. И налицо проблема, которая пока только частично обозначается в России. Идет автономизация национальных меньшинств в рамках государств, то есть попытки замкнуться в рамках своей культуры и при этом отбросить западные традиции. Отец-курд в Швеции убил дочь за то, что она дружила со шведом. Трагедия на первый взгляд частная, но фактически общая. Нам нужны социальные программы с целью вовлечения в общественную жизнь этнических меньшинств. К счастью, в российских городах нет сегодня национальных гетто. Но они потихоньку создаются экономически. В Москве выходцы из Украины, Белоруссии, Молдовы, Средней Азии, зарабатывая меньше москвичей, вытесняются в зоны недорогого жилья и худших бытовых условий. Рецепт борьбы - как можно меньше "серых", не фиксированных в рамках бухгалтерской отчетности работ, меньше нарушений в сфере оплаты труда. Загонять людей в некие подобия гетто неправильно. Это лишило бы их многих гражданских прав и создавало бы взрывоопасную обстановку.

-Как, скажем, в США, где, как говорят, в Гарлем белым лучше не соваться?

- Именно. Где бедность, там расцветают преступность, наркомания, проституция и сопутствующие болезни.

БОЛЬШЕ 60 ПРОЦЕНТОВ РОССИЯН НЕ ПРИНИМАЮТ ИНОРОДЦЕВ

-Вы находите, что в западноевропейских государствах противодействие расизму и ксенофобии со стороны властей активнее, чем в России?

- Несомненно. Но не только государства - общества в целом. Если в Германии проходит демонстрация неонацистов, ей всегда противостоит стена тех, кто не принимает эту идеологию. Так же было и во Франции, когда имели место проявления антисемитизма или когда Ле Пен отличился в первом туре президентских выборов. Однако во втором он проиграл с треском, потому что все демократические силы спохватились и сплотились: люди вышли на улицы против угрозы радикализма. А у нас общество весьма заражено ксенофобией. Более 60 процентов граждан России в той или иной степени не принимают инородцев и более 25 процентов считают правильным применение в отношении них активных действий. Это результат опросов общественного мнения Аналитического центра Ю. Левады и наших мониторингов во всех регионах России.

-Вам не кажется, что проблемы в некотором роде спровоцированы? После распада СССР власти, в частности, допустили безграничный приток в Москву выходцев из других союзных республик. Сейчас миграционная политика, если верить тому, что официально сообщается, вроде бы ужесточилась. Но поздно! Рынок давно схвачен - известно кем. А ведь эти люди в большинстве своем не интегрируются в общество. Более того, они привносят в него свои порядки, иногда ведут себя вызывающе, агрессивно, даже преступают закон.

- Проблема есть. Но сегодня Россия без притока мигрантов просто не способна решать свои экономические задачи. Президент обращал внимание на то, что мы теряем около миллиона населения в год. Уровень рождаемости в стране настолько низок, что если не будет притока трудоспособных людей, то скоро элементарно не хватит рабочих рук. Так, доля мигрантов очень велика в секторе обслуживания. Что касается засилья кавказских кланов, то частично проблема преувеличена. Есть, конечно, этнические группировки, но, как правило, преступники не знают национальных различий и отлично взаимодействуют друг с другом. Среди кавказских преступных группировок встречаются славяне и, наоборот, среди славянских - кавказцы. Говорить, что криминогенная обстановка обострилась в постсоветское время сугубо по вине кавказцев, было бы преувеличением.

-Три года, которые я прожил во Франции, где нефранцузов по происхождению более чем хватает, наталкивают на некоторые выводы. В офисе там вообще не принято говорить об арабах и неграх. Табу! Но, как говорится, на кухне "французский" француз может пожаловаться: они бездельники, привезли кучу родственников, при этом извлекают социальные блага - не платят налогов и пользуются бесплатными коммунальными услугами и страховкой, да еще получают пособие. Живут, словом, за наш счет.

- С тем же я сталкивался в Германии. На бытовом уровне неприятие может быть. Но даже те, кто допускает подобные высказывания, никогда, как вы правильно заметили, не позволят их на публике.

-Да уж. На работе или в транспорте они этого не скажут. А у нас народ более прямой?

- Или менее воспитанный. На самом деле одна из первых задач в борьбе с ксенофобией состоит в обеспечении недопустимости ее публичного проявления. Понять друг друга, найти точки соприкосновения - уже следующий этап. И это задача не только профилирующей нации, в нашем случае русских. Воспитывать надо всех. Спорт тем и хорош, что позволяет объединять людей - независимо от их национальности - на основе любви к команде, к городу.

-Сейчас владикавказская "Алания", которой симпатизировали чуть ли не все кавказские москвичи, не в лучшем состоянии. Но ведь были и другие времена. И тогда многие в Москве связывали успехи клуба не только с хорошей игрой, но и с "кавказскими хитростями", что любви к команде в столице не добавляло.

- Наверное, есть у народов какие-то особенности, хотя жуликов хватает везде. Не думаю, что среди русских их в процентном отношении меньше, чем у других. Иногда людей толкают к незаконным действиям обстоятельства. Вот мы слышали, что в той же Северной Осетии налажено нелегальное производство спиртных напитков. А на днях я вижу телерепортаж из Тверской области о том, что и там делают паленую водку. А про корпорации самогонщиков по всей Руси уже никто и не говорит. Так что давайте не искать противоречий, а, наоборот, объединимся на базе любви к ЦСКА, "Спартаку", "Динамо" и главное - сборной страны. Речь, кстати, не только о футболе.

Сборная по борьбе в России вообще кавказская. И мы все за нее болеем во время Олимпийских игр или чемпионатов мира, забывая об этнических разногласиях. Спорт интернационален. Необходимо интернационализировать и отношение к нему.