Газета Спорт-Экспресс № 152 (3830) от 8 июля 2005 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 1

8 июля 2005

8 июля 2005 | Олимпиада

ОЛИМПИЗМ

НА ИГРЫ-2016 НЬЮ-ЙОРК ПРЕТЕНДОВАТЬ НЕ БУДЕТ

Александр PATHЕР

из Сингапура

В Сингапуре продолжается 117-я сессия МОК. После бурной среды, когда определялась столица Олимпиады-2012, в четверг члены МОК занимались рутиной, заслушивая отчеты различных комиссий: медицинской, по маркетингу, олимпийскому музею, спорту и окружающей среде и так далее. Конкретных решений было принято два: не выбирать новых членов до сессии в Турине и исключить из рядов МОК болгарина Ивана Славкова.

Он, напомним, стал жертвой провокации, устроенной корреспондентами английской телекомпании ВВС накануне Игр в Афинах, и был обвинен в коррупции. Документы, необходимые для своей защиты, Славков смог прислать в МОК только за несколько дней до сессии в Сингапуре, и поэтому в расчет их толком не приняли. Не принесла пользы и попытка Славкова лично объяснить произошедшее. В итоге более двух третей членов МОК, присутствовавших на вчерашнем заседании, подтвердили обвинительный вердикт.

Отсутствие конкретных решений в ходе вчерашнего дня позволило журналистам спокойно обмениваться впечатлениями от итогов выборов столицы Олимпиады-2012. Французские коллеги, например, ссылаясь на мнение их делегации, обвиняли в своих бедах Москву. Они утверждали, что голоса, отданные за нашу столицу в первом туре, должны были отойти Парижу, но достались Мадриду. Обращали внимание и на то, что из 16 голосов, которые Нью-Йорк собрал во втором раунде, в третьем Мадриду не досталось ни одного. Их большая часть перешла к Лондону.

И все-таки хотелось понять, благодаря чему именно победил Лондон. Свою точку зрения на сей счет высказал один из ведущих экспертов олимпийского движения англичанин Дэвид Миллер.

- Решающих факторов было два, - отметил он. - Во-первых, приезд Тони Блэра за два дня до открытия сессии и его встреча тет-а-тет с теми членами МОК, которые, на взгляд англичан, к тому моменту еще окончательно не решили, за кого голосовать. И, во-вторых, блестящее выступление Себастьяна Коу на презентации британской столицы.

-А кто отдал свои голоса в пользу Лондона?

- Нас поддержали члены МОК из многих регионов планеты. Вся Скандинавия, часть представителей азиатских стран, в частности Индии, три австралийца, члены МОК из ЮАР, Нигерии, некоторых других государств Африки. Большой и приятной для нас неожиданностью стало то, что 12 из 16 голосов Нью-Йорка перешли к нам, и это были голоса латиноамериканцев - членов МОК из Ямайки, Барбадоса, некоторых других стран. И, наконец, решающий перевес нам обеспечили две дамы королевских кровей - донья Пилар де Бурбон из Испании и принцесса Нора из Лихтенштейна, которые после вылета Мадрида поддержали свою двоюродную сестру британскую принцессу Анну.

Другой вопрос, который, думается, интересует всех: как оценивают итоги выборов представители московской заявки? Ответить на него попытался генеральный менеджер нашей заявки Александр Чернов, который вел презентацию Москвы.

- Чтобы понять механизм голосования, нужно пройти как минимум три-четыре предвыборные кампании - в качестве организатора, участника и наблюдателя, - начал Чернов. - К тому же за последние 30 лет сбылся только один прогноз. Так случилось и на этот раз. Фаворит проиграл. Почему? И потому, что против него все остальные соперники действуют слаженно и агрессивно, и потому, что фаворит всегда привлекает к себе повышенное внимание, и потому, что статус фаворита расслабляет. Нельзя сказать, что кто-то выиграл или проиграл из-за презентации. Это всего лишь одна из 15-20 позиций, способных предопределить итоги голосования. Мы, к сожалению, на этот уровень понимания вышли ближе к концу - не хватило опыта. Могли мы сделать больше? Наверное. Но чувство выполненного долга у нас есть. И, поверьте, когда после презентации князь Альбер из Монако подошел к нам, поздравил с успехом и пожелал удачи в будущем, это заставило верить в свои силы.

Ближе к голосованию все те положения Этической комиссии МОК, которым нас на протяжении длительного времени заставляли следовать, потеряли смысл, - продолжил Чернов. - Ими стали пренебрегать. Без попытки обвинить кого-то надо признать, что люди в МОК, отвечавшие за процедурные вопросы, не были беспристрастны. Нью-Йорк, скажем, изменил место расположения главного стадиона чуть ли не накануне сессии МОК, и по правилам не должен был быть допущен до голосования. Или взять приезд Тони Блэра и его встречу с членами МОК. Англичане легко просчитали возможный риск. В худшем случае им грозило порицание. Кто бы пошел на скандал за один день до открытия сессии? Между тем лоббирование на таком высоком уровне принесло им как минимум три-четыре голоса. Есть члены МОК, которые подвержены тщеславию и для которых дополнительные аргументы Блэра могли стать весомым фактором.

Участие глав государств и правительств в презентации своих кандидатур вызвали в Сингапуре определенную полемику. В частности, все пришли к выводу, что полезнее поступить так, как англичане, чем, как французы, испанцы или россияне. Когда глава государства или правительства имеет возможность лишь обратиться к членам МОК со сцены, это впечатляет, но, видимо, не столь эффективно, как индивидуальные беседы. Впрочем, Александр Чернов с этим не согласен. Он убежден, приезд в Сингапур премьер-министра Михаила Фрадкова и видеообращение президента России Владимира Путина на английском языке принесли нам заметное количество дополнительных голосов.

- Париж имел в своей колоде четыре туза, - объяснил свою позицию Чернов. - 20 лет участия в предвыборных кампаниях, личное участие президента страны, титул фаворита и предпочтение со стороны прессы. Оказалось, что даже очень сильные козыри не всегда приносят выигрыш. Очень важно, как ты ими распорядишься.

-Каковы для нас последствия результатов состоявшегося в среду голосования?

- Мы стоим перед выбором: выдвигаться снова или нет. На мой взгляд, выдвигаться - это правильно. Многие члены МОК рекомендовали нам это сделать. Не выдвигаться - достойное сожаления решение. Мэр Нью-Йорка, например, сказал, что его город не будет претендовать на Олимпиаду 2016 года, так как второе поражение подряд может стать сильным ударом по престижу. "К тому же, - признался Блюмберг, - земля, которая в рамках нынешнего проекта выделялась под строительство олимпийских объектов, уйдет на другие цели". Париж, по всей видимости, тоже в ближайшие годы не рискнет вновь пытать счастья. Во всяком случае, до полной смены руководства страны, города и МОК. Слишком велико унижение. Заявка Мадрида показала, что влияние Хуана Антонио Самаранча уже не столь велико, как прежде. Он не может привести к победе, но способен лишить успеха. Что касается Лондона, то там очень скоро начнут значительно менять концепцию. В том числе относительно расположения объектов. Разница между тем, что ты продаешь и что имеешь, огромная. Англичане наверняка перенесут место проведения соревнований по бич-волею и, вероятно, по конному спорту.

Есть и еще ряд аспектов, которые, безусловно, надо иметь в виду, оценивая итоги выдвижения Москвы.

- Нам пришлось конкурировать с лучшими специалистами в мировом маркетинге, - считает Чернов. - Кроме того, и Мадрид, и Лондон, и Париж, и Нью-Йорк - мировые медиа-центры. Имея конкурентоспособную концепцию, нам требовалось значительно больше усилий, чтобы защитить ее. Но мы изобретательны, терпеливы и креативны. Не всем нравятся наши успехи, и нам приходится вести бой с теми, в ком негативное восприятие нашей страны заложено с детства. Это они пишут, анализируют, присваивают рейтинги и тем самым воздействуют на общественное мнение, включая и мнение членов МОК. Нас пытаются представить закрытой, темной, неприветливой страной с чрезмерным уровнем преступности. Это наследие советских времен служит тормозом, и наскоком проблему не решить. Требуется время, чтобы те люди, которые по инерции видят в нас врага, ушли с авансцены.

Понятно, что с этими доводами можно спорить, а можно соглашаться. Но, думается, сделанное Заявочным комитетом "Москва-2012" стало большим шагом на пути к решению стратегической задачи - провести в Москве Олимпийские игры. Приятно, что и руководство страны разделяет эту точку зрения. По официальным сообщениям, открывая вчерашнее заседание правительства, Михаил Фрадков высоко отозвался и о кандидатуре Москвы, и о ее презентации на сессии в Сингапуре, и об отношении к нашей заявке, которое он смог лично ощутить, общаясь с членами МОК. И еще. Успешное участие Москвы в конкурсе городов - кандидатов на проведение Олимпиады-2012 должно помочь нам в других кампаниях по выбору мест проведения крупнейших международных соревнований.

В пятницу на сингапурской сессии МОК - важный и ответственный день. Будет утверждаться программа Олимпийских игр в Лондоне. О том, удастся ли всем 28 международным федерациям, виды спорта которых входили в программу Игр в Афинах и будут входить в программу Игр в Пекине, удержать свои позиции, читайте в завтрашнем репортаже.