Газета Спорт-Экспресс № 151 (3829) от 7 июля 2005 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 1

7 июля 2005

7 июля 2005 | Олимпиада

ОЛИМПИЗМ

ВСЕ КАРТЫ СПУТАЛ ЛОРД КОУ

Александр PATHЕР, Лев РОССОШИК

из Сингапура

Президент МОК Жак Рогге вскрыл конверт, в котором находился протокол голосования по выборам столицы Олимпиады-2012, и объявил на весь мир, что победа досталась Лондону. Такого исхода ожидали немногие. В паре Париж - Лондон фаворитами считались французы.

Тем не менее победили англичане. Как?! Каким образом?! За счет чего Лондон взял верх?!

Попробуем ответить на эти вопросы. А заодно и еще на один: почему Москва выбыла из гонки уже в первом туре?

СЛИШКОМ ДЛИННЫЙ ФИЛЬМ

Вчерашний день оказался удивительно долгим. И начался с презентаций городов-кандидатов. Каждому из них отводилось по 45 минут на то, чтобы в последний раз произвести впечатление на членов МОК. Плюс еще 15 минут для ответов на возможные вопросы. А сразу после этого - пресс-конференция.

Первой в зале заседаний Raffles City Convention Centre появилась делегация Парижа. На сцену вышел мэр города Бертран Деланоэ и минут пять читал по бумажке обращение к членам МОК. Затем им было предложено посмотреть фильм о французской столице и достоинствах ее заявки, поставленный знаменитым Люком Бессоном.

Лента, что и говорить, получилась классная (кстати, Жан-Полю Бельмондо и Катрин Денев в ней достались лишь эпизодические роли без слов). Фильм сочетал реальность с фантазией, повседневность со спецэффектами, но был у него, на наш взгляд, один недостаток: картина оказалась неоправданно длинной. Ее показ занял все оставшееся на презентацию время и был прерван только один раз, когда камера, словно спустившись с небес, совершила тур по Парижу и проникла в глубь Елисейского дворца.

В этот момент в зале зажгли свет, и присутствующие увидели президента Франции Жака Ширака. Его выступление было, как всегда, эмоциональным - пусть в общем-то и ни о чем. Но эффект оно произвело. Хотя бы потому, что Ширак специально прилетел, чтобы выступить на сессии, и тут же отправился в Шотландию - на саммит "Большой восьмерки".

Когда члены делегации Парижа вышли из зала, выглядели они озабоченными. В чем причина? Мы спросили об этом министра молодежи и спорта Франции Жан-Франсуа Лямура с которым знакомы еще с московской Олимпиады-80. Он тогда оказался единственным из 16 французских фехтовальщиков, кто вернулся домой без медали (15 его товарищей по команде дружно выиграли по золотой медали). Потом, правда, Лямур восполнил пробел и стал двукратным олимпийским чемпионом.

- Проигрывать мы не имеем права. Третья неудача подряд в конкурсе городов станет трагедией для всей Франции, - объяснил министр-фехтовальщик. - Вот и старались изо всех сил. Кажется, зал слушал нас заинтересованно. А вы как считаете?

ВСПОМНИЛИ О КУБЕРТЕНЕ

Презентация Нью-Йорка проходила совсем по другому сценарию. Каждый выступающий как бы лично обращался к членам МОК, стараясь раскрыть суть той или иной стороны американской заявки и убедить, что лучше Игры не проведет никто. Спичи перемежались с показом слайдов. Не обошлось и без кино. Был продемонстрирован ролик, поставленный самим Стивеном Спилбергом под современную аранжировку знаменитой песни Фрэнка Синатры "Нью-Йорк, Нью-Йорк", причем в одном из эпизодов солировала Мэрил Стрип. Усилить воздействие были призваны видеозаписи обращений двух президентов США - нынешнего, Джорджа Буша, и бывшего, Билла Клинтона, а также пламенные речи мэра Нью-Йорка Майкла Блумберга и сенатора от штата Нью-Йорк Хиллари Клинтон.

Американцы много и красноречиво говорили о деньгах, о том, какие дивиденды ожидают всех членов олимпийской семьи в том случае, если Игры получит Нью-Йорк. Заодно вспомнили и про Пьера де Кубертена. Оказалось, что когда-то основатель современного олимпизма написал, что, мол, Игры III Олимпиады 1900 года надо провести в Нью-Йорке. Параллель между цифрами "три" и "тридцать" напрашивалась сама собой.

...Журналистам вход в главный зал запрещен, и следить за происходящим мы могли только по телемонитору. Но ведь этого было до обидного мало - нам хотелось узнать, какое впечатление складывается у членов МОК от увиденного и услышанного. Тем более что два первых выступления были абсолютно разными по жанру. И вдруг сделали неожиданное открытие: есть одно место, куда доступ открыт всем вне зависимости от категории аккредитации. Это, простите, туалет (а что поделаешь?).

Зато удалось пообщаться с несколькими членами МОК. Выяснилось, что адресные обращения к залу нравятся им больше, чем абстрактные видеоклипы. Последним это подтвердил Томас Бах из Германии, пожелавший удачи москвичам, которые в этот момент уже входили в зал.

КАК ВЫСТУПАЛИ МОСКВИЧИ

Сразу признаемся - презентация Москвы нам понравилась, и честь мундира тут ни при чем. Один выступающий словно передавал эстафету другому. Открыл презентацию генеральный менеджер московской заявки Александр Чернов, пообещавший "удивить и вдохновить" членов МОК. Далее слово взял мэр Юрий Лужков. На хорошем английском он раскрыл суть проекта "Олимпийская река" и пообещал: если Игры пройдут в Москве, он к 2012 году овладеет всеми 28 олимпийскими видами спорта.

Более подробно о спортивно-технических аспектах заявки говорил олимпийский чемпион Дмитрий Сватковский, которого сменила известная телеведущая Юлия Бордовских, рассказавшая о культурной программе. В этих и других выступлениях москвичей подкупала одна деталь - каждый имел самое прямое отношение как к спорту вообще, так и к Олимпийским играм в частности. Тот же Чернов освещал 7 Олимпиад как журналист, комментировала Игры и Бордовских, ну а уж про Сватковского, Александра Попова и Ирину Роднину и говорить не приходится.

О государственной поддержке Москвы заявил председатель правительства РФ Михаил Фрадков, специально прилетевший в Сингапур на один день. Еще более весомым козырем выглядело видеообращение президента России. "Ясно, что МОК стоит перед очень тяжелым выбором, - отметил Владимир Путин, впервые продемонстрировавший миру свое владение английским языком. - И есть целый ряд факторов, которые могут предопределить исход голосования. Но вы всегда можете рассчитывать на Россию вне зависимости от того, какое решение сегодня примите".

Завершил московскую презентацию первый вице-президент МОК Виталий Смирнов. После этого был объявлен перерыв, во время которого одному из нас самым непостижимым образом удалось проникнуть на ланч членов МОК. Многие признавались, что выступление московской делегации им понравилось. Почетный президент МОК Хуан Антонио Самаранч (которого, конечно, судьба Мадрида волновала все-таки больше, чем Москвы) выделил три момента: речь Лужкова, слова Попова и видеообращение Путина.

Пока члены МОК отдыхали, московские руководители давали пресс-конференцию. Несмотря на эмоциональное напряжение, Лужков не терял чувства юмора. К примеру, предложил включить борьбу за право стать олимпийской столицей в официальную программу Игр. Мы же поинтересовались у мэра, говорил ли ему что-нибудь до или после презентации наш премьер. "Мы действительно обменялись впечатлениями, - подтвердил Юрий Михайлович. - Мало сказать, что Фрадков доволен. Он очень доволен тем, как Россия показала свои возможности и желание принять Игры".

ТЕАТР ОДНОГО АКТЕРА

После перерыва членам МОК предстояло увидеть презентации Лондона и Мадрида, выслушать заключительный доклад Оценочной комиссии и решить главный вопрос: кто получит право называться олимпийской столицей-2012?

Выступление англичан было не похоже ни на какое другое. Можно сказать, это был театр одного актера. На сцене блистал победитель Игр в Москве и в Лос-Анджелесе, глава заявочного комитета "Лондон-2012" Себастьян Коу, который по окончании спортивной карьеры сделал карьеру политическую. За свои заслуги перед нацией он был произведен в лорды. И, похоже, не случайно.

Слова Коу о том, как нужна Олимпиада Лондону и как ее поддерживают английские дети, вызвали на глазах женской части МОК слезы. Даже краткое обращение королевы Елизаветы II и ее дочери, члена МОК принцессы Анны, а также премьер-министра Тони Блэра были лишь фоном. Солировал, повторим, лорд Коу.

Мадридцам явно не повезло. Выступать после англичан было чрезвычайно тяжело. Пламенные речи и красивые фильмы, видимо, уже не находили должного отклика в зале, хотя и королева София, и премьер-министр Испании Хосе Луис Родригес Сапатеро, и мэр Мадрида, и другие члены делегации, включая сына бывшего президента МОК - Хуана Антонио Самаранча-младшего, говорили по делу. И убедительно.

Пока не началось голосование, в пресс-центре шел шумный обмен впечатлениями. Ален Абрамсон из Los Angeles Times безапелляционно заявил, что Нью-Йорк и Москва были вне конкуренции. Коллега из L'Equipe Ален Люнзанфиштер дал каждому свою оценку: "Париж выступил солидно, Нью-Йорк интересуют только деньги. Москва провела презентацию не очень живо. Лондон был хорош, но блестящий демагог Коу бил на политику, забыв про спорт. Про Мадрид сказать нечего". Что же касается президента Международной ассоциации спортивной прессы итальянца Джанни Мерло, то ему больше понравились Лондон и Нью-Йорк.

15 "НАШИХ" ГОЛОСОВ

Потом на мониторах опять показали зал заседаний. Совсем коротко выступила руководитель Оценочной комиссии Наваль Эль Мутавакель, и началось голосование. По окончании первого тура Рогге объявил, что в дальнейшем голосовании не будет участвовать Москва. После второго - о том, что выбыл Нью-Йорк. Вскоре к числу неудачников присоединился и Мадрид.

В этот момент о том, как распределялись голоса по турам, ничего и никому известно не было. Официальные цифры появились лишь через четверть часа после объявления о победе Лондона. Мы уточняем это для того, чтобы подчеркнуть: долгое время мы знали только то, что Москва вылетела первой. И настроение у нас было не из лучших.

Но 15 голосов, отданных российской столице, - красноречивое свидетельство того, что она выглядела достойно. Судьбу нашей заявки, на взгляд корреспондентов "СЭ", решило то, что среди членов МОК, как, впрочем, и в большинстве структур международного олимпийского движения, у нас нет своего электората. Заранее было понятно, например, какие группы будут поддерживать Лондон, Мадрид и Париж. Нам же за каждый голос надо было бороться. Похоже, это удалось.

КАК ПРОХОДИЛО ГОЛОСОВАНИЕ

Город

Раунд

1-й

2-й

3-й

4-й

ЛОНДОН

22

27

39

54

ПАРИЖ

21

25

33

50

МАДРИД

20

32

31

-

НЬЮ-ЙОРК

19

16

-

-

МОСКВА

15

-

-

-

Сейчас, когда уже есть программа, нашедшая положительный отклик в спортивном мире, надо начать планомерно работать с теми, кто должен за нее проголосовать. Строить объекты, проводить соревнования, активнее влиять на политику в мировом спорте, добиться того, чтобы крупный российский бизнес пришел в олимпийское движение. Эти 15 голосов - доказательство того, что не надо вешать нос.

Чуть позже от представителей Заявочного комитета "Москва-2012" стало известно, что, возможно, наша столица будет теперь выдвигаться на Игры-2016. Столичный мэр, правда, эту информацию не подтвердил, резонно напомнив: после победы Лондона европейские города могут всерьез надеяться разве что на Олимпиаду-2020. Надо временно уступить дорогу другим континентам.

Что ж, подождем.

ПРИНЦ ВИНОВАТ?

Преимущество Лондона над Парижем оказалось минимальным - 54:50. Мы поговорили с рядом членов МОК, в том числе с Гуниллой Линдберг из Швеции, Тамашем Аяном из Венгрии, Вилли Калтшмиттом из Гватемалы. По их мнению, победу англичанам принесла именно презентация, поскольку тронувшие душу слова Коу возымели больший эффект, чем 40-минутный фильм французов.

Были, правда, и другие точки зрения. Алекс Гилади из Израиля сказал, что в поражении Парижа нужно винить принца Альбера из Монако. "Свои вопросом о том, как в Испании борются с терроризмом, он разозлил сторонников Мадрида, - пояснил искушенный в интригах израильтянин. - И когда испанская столица вылетела, то добрая половина тех, кто ее поддерживал, отдала голоса Лондону, хотя считалось, что все они дружно поддержат Париж".

Но в главном все были едины: МОК, как всегда, выбрал лучшего из равных. Так это или нет - жизнь покажет. Ведь она продолжается. И москвичи не должны забывать об этом. Они были достойными участниками суперконкурса.