Газета Спорт-Экспресс № 140 (3818) от 24 июня 2005 года, интернет-версия - Полоса 10, Материал 1

24 июня 2005

24 июня 2005 | Футбол

СПОРТ-ЭКСПРЕСС ФУТБОЛ

ЛЕТОПИСЬ Акселя ВАРТАНЯНА

Год 1939. Часть пятая

ПОЛУФИНАЛ ПОСЛЕ... ФИНАЛА

КУБОКСССР. Осенью 39-го в футбольной жизни страны победившего социализма произошло событие неординарное, редкостное, исключительное. Да что там - сказочно неправдоподобное! Учитывая его уникальность, перенесу центр тяжести в описании кубкового турнира на три заключительные игры.

СЛЕПОЙ И БЕСТОЛКОВЫЙ

К выжившим в результате сложного, многоступенчатого искусственного отбора 33 командам (из примерно двух тысяч) на заключительном этапе подключили 14 показательных. На этом организаторы турнира сочли свою миссию выполненной, а черновую работу возложили на слепой жребий, сняв тем самым с себя ответственность за последствия. Мало того что слепой (смеяться над физическим недугом грешно) - оказался он к тому же и неразумным: уже на ранней стадии (в 1/32 финала) столкнул лбами шесть представителей сильнейшей группы: "Сталинец" с "Трактором", тбилисцев с "Торпедо", московское "Динамо" с "Локомотивом". В результате высший класс потерял в начале пути треть наличного состава (5 из 14): "Трактор", столичное "Динамо" и "Торпедо" погибли в междоусобной борьбе, а "Металлург" и одесситы не выдержали конкуренции с "подготовишками".

На следующем этапе элитные части лишились еще двух бойцов - родом из Ленинграда: написали заявление об уходе из турнира по собственному желанию "Электрик" и "Динамо", не пожелавшие ехать соответственно в Сталинабад и Батуми. Так что бойцами, пожалуй, назвал их зря: в условиях военного времени таких относят к дезертирам. Всего выявлено пять явных отказников и два скрытых.

Одного из них разоблачила четвертая власть. Для московских "Крылышек" турнир в группе "Б" складывался удачно. Получив неплохой шанс успешно решить типовую школьную задачу - перейти из пункта "Б" в пункт "А", - на ней и сосредоточились, не отвлекаясь на другие, по их мнению, бесперспективные дела. На матч с харьковским "Динамо" вышли в "облегченном" составе и игру сдали, что не укрылось от бдительного ока спортивной газеты:

"Вокруг нового поля стадиона "Крыльев Советов" стоят зрители, подавляющее большинство - рабочие завода им. Фрунзе. Слышим разговор двух болельщиков:

- Пойдем, что ли, все ясно!

- Нет уж, давай досмотрим комедию до конца!

Комедией был назван матч на Кубок СССР между командами мастеров "Крыльев Советов" и харьковского "Динамо". Харьковчане выиграли его 7:0!...

Ларчик открывался просто. Команда "Крыльев Советов", учитывая усталость игроков и небольшой запас, не хотела участвовать в Кубке СССР, имея очень большие шансы на выигрыш первенства, когда же команду обязали играть, она вышла на поле с целью... проиграть...

В этом матче принимал участие и политрук команды т. Фурсов, поражение своих питомцев с улыбкой наблюдал тренер т. Гольдин.

А зрители-рабочие были откровенно возмущены. Команда могла найти выход, поставив молодежь из заводского коллектива, но она предпочла умышленно проиграть, и с позорным счетом.

Мы надеемся, что этим беспримерным матчем заинтересуется Всесоюзный комитет и Отдел физкультуры ВЦСПС". ("Красный спорт" от 1 августа).

Негодовала и заводская многотиражка. Небольшой из нее отрывок:

"Тренер команды Гольдин откровенно заявил:

- Мы играли для того, чтобы проиграть.

И надо сказать, игроки выполнили с особым рвением эту задачу...

Мы никак не можем согласиться с некоторыми деляческими рассуждениями руководителей команды мастеров "Крылья Советов", мирящихся с проигрышем только потому, что следующая игра очень далеко в Казахстане, что в этой местности очень жарко, что все равно нам "кубок" не выиграть и т.п. ..." ("Фрунзенец" от 5 августа).

Автор ошибся. В случае победы над украинцами "Крылышкам" предстояла игра в Киргизии. Правда, сути дела это не меняет: тоже далеко и очень жарко.

К высшим инстанциям, спортивным и профсоюзным, многотиражка, в отличие от "Красного спорта", не взывала. Что толку - по горло занятые решением масштабных, глобальных проблем, на такие мелочи они не отвлекались.

И тбилисский "Локомотив", имея, как и "Крылья", неплохой шанс упорхнуть в группу А, Кубок, похоже, проигнорировал, безропотно уступив "Стахановцу" - 2:6.

В ЛАГЕРНОМ РЕЖИМЕ

Самая большая сенсация случилась в далеком и жарком Казахстане в матче динамовцев Киева и Алма-Аты. Среднеазиатские и казахские команды находились за границей двух лучших подразделений советского футбола, оставаясь вне поля зрения мастеров. Отсутствие информации об их состоянии старших по званию не волновало.

В Алма-Ате же были счастливы от самой возможности увидеть в деле именитую команду, поучиться у нее уму-разуму а заодно определить расстояние от Алма-Аты до Киева - не в географическом, а в футбольном измерении. Об этом писала 10 августа, в день игры, республиканская комсомольская газета "Ленинская смена": "Предстоящий матч представляет огромный интерес. Он будет серьезным экзаменом для определения класса игры наших футболистов, поможет им выявить свои слабости и даст хороший предметный урок спортивного мастерства".

Надо ли говорить, что местные футболисты вышли на игру с дрожью в коленках и не могли унять ее на протяжении первых 45 минут. Ничейный результат (1:1) первой половины объясняется инертной игрой самонадеянных, не сомневавшихся в конечном исходе киевлян. "Гости самоуверенны, предубеждены в неизбежном результате - победе, - считала газета. - Алма-Ата долго не может освободиться от авторитета мастеров, в их игре нервозность, неуверенность".

Убедившись в перерыве, что не так страшен черт, хозяева всем миром навалились на киевские ворота: выходы один на один, удары в "шестерку", "девятку", штангу, в "молоко" следовали до тех пор, пока их центр Сидь не пробил Трусевича. Тогда только их величества мастера протерли глаза, потянулись, зевая, сменили шаг на галоп, но обуздать вышедшую из-под контроля стихию были уже не в состоянии - 1:2.

Счастливый тренер победителей Ганшин, не в меру словоохотливый, с удовольствием рассказывал внимавшим ему с раскрытыми ртами журналистам о том, как ковалась победа. Наставник создал своим питомцам режим, в коем пребывала значительная часть населения страны. Послушаем его и мы: "Дней за 20 до матча все футболисты были переведены на жесткий лагерный режим: в 8 часов - подъем, спецзарядка - дыхательные упражнения, гимнастика для ножных мышц. Бег на 400 метров, тренировки на выносливость. Назначали тренировки на самую сильную жару и долго работали с мячом. Работали над техникой - удары, остановка, пасы, финты, дриблинг, обводка. Занимались тактикой". Киев Ганшин хвалил: "У них многому можно научиться - технике, игре в воздухе, ударам головой..." А между строк высовывалась едва сдерживаемая им фраза: "Вот какую классную команду мы одолели!"

Жребий, незрячий, неразумный, развлекался в 39-м как мог. В верхней части сетки расположил всего четыре команды группы А, включая двух аутсайдеров, "блатных", тех, кого перед сезоном волевым решением повысили в должности, перевели в высший класс: "Сталинец" и "Электрик". Три одноклассника стояли рядом. "Сталинец" на начальной стадии встретился с "Трактором". Победитель мог выйти на "Металлург", но тот проиграл. Вскоре "Электрик" выбросил белый флаг. И после второго круга остался там один только представитель элиты, да и то не самый сильный. "Сталинец", имея огромное материальное преимущество над "Трактором" (сталинградцы из-за двух удалений большую часть времени сражались вдевятером), реализовал его в самом конце дополнительного времени - 3:2. После чего в 1/16 финала в верхней части сетки он один представлял группу А, оказавшись в компании четырех коллективов из низшей группы и десяти "люмпенов".

В игре "Сталинца" с "Трактором" фактически решилась судьба одного финалиста. Перед победителем жребий зажег зеленый свет: "Сталинец" беспрепятственно (четыре победы с общим счетом 10:0) прошел в дамки.

Внизу же безмозглый слепец поместил 10 элитарных команд, причем таких, из которых добрая половина претендовала на высшие места в чемпионате, а при случае способна была прихватить и Кубок.

Пока "Сталинец", сопровождаемый обворожительной улыбкой фортуны, несся с ветерком по гладкой асфальтированной кубковой дороге, фавориты сошлись в гладиаторских боях. "Локомотив", переехав московское "Динамо", разбился о "Спартак". ЦДКА отступил под натиском тбилисцев. Грузины, устроив дорожное происшествие автозаводцам (5:2) и одолев ожесточенное сопротивление футбольных частей Красной Армии, столкнулись со "Спартаком", который отправил на запасной путь "Локомотив" и вернул на рабочее место, в шахты, угольщиков Донбасса (3:1): страна испытывала большую потребность в "черном золоте".

СКРЫТЫЙ ФИНАЛ

Оба полуфинала состоялись 8 сентября. В то время как "Сталинец" потрошил у себя в Ленинграде динамовцев Ташкента, крутые спартаковские парни вели серьезный мужской разговор с грузинскими джигитами. Это был скрытый финал: оставшийся в живых получал огромный шанс на обретение хрустальной крюшонницы.

Обе команды, осознавая значимость встречи, осторожничали. Атаковали, не без этого - в Кубке надо забивать, - но с оглядкой на тылы. Единственный гол "Спартак" забил ближе к середине второго тайма. Василий Соколов исполнил штрафной. У капитана гостей Шавгулидзе вышла срезка, мяч взвился над вратарской площадкой, к нему устремились Семенов с Алексеем Соколовым и голкипер южан Дорохов. Шавгулидзе стремглав кинулся к осиротевшим воротам. Вратарь, выиграв забег у москвичей, отбил мяч на стоявшего неподалеку Протасова. Тот пробил с лета, но Шавгулидзе в невероятном шпагате выбил мяч, летевший на высоте примерно полутора метров. Ленинградскому судье Ивану Горелкину показалось, что мяч в воздухе линию пересек. Тбилисцы придерживались противоположного мнения. Окружив судью, они требовали отменить решение. Подоспевший на подмогу коллеге линейный арбитр подтвердил - гол был.

В оставшееся до конца время "Спартак" закрылся: "Забив гол, команда стала играть... девятью беками, отбиваясь от настойчивых атак тбилисцев по корнерам и аутам", - возмущался автор отчета в "Красном спорте" Г. Натов.

Динамовцы матч опротестовали. Ни одна центральная газета не усомнилась в правильности забитого гола и ни словом не обмолвилась об инциденте на поле и апелляции грузин. Только грузинская молодежная газета "Ахалгазрда комунисти", усомнившись в правильности судейского решения, информировала читателей на второй день после игры, 10 сентября, о протесте тбилисцев: "На 63-й минуте Протасов издали ударил, Шавгулидзе выбил мяч с линии ворот, но судья Горелкин поспешил засчитать гол. Динамовцы Тбилиси матч опротестовали".

Был ли гол? Этого не знает никто и никогда уже не узнает. Все произошло настолько стремительно, что вряд ли судейский глаз мог среагировать адекватно. Какую Горелкин и его помощник занимали позицию, под каким углом видели заключительный эпизод (не исключен ведь и обман зрения), знать не дано. Этот гол и повлек за собой череду событий, о которых собираюсь с помощью очевидцев рассказать в деталях.

Финал назначен на 12 сентября. Состояться ему в срок или быть перенесенным - зависело от результата разбирательства претензий тбилисцев. Процедура долгая, занимала, случалось, по две с лишним недели, а то и больше. Но тут пришлось уложиться в пару дней. В жесточайшем цейтноте протест сначала отклонила Секция футбола, руководимая недавним капитаном "Спартака" Александром Старостиным. Решение нижестоящей инстанции сразу же утвердил Комитет физкультуры. В разбирательстве помимо председателя Василия Снегова участвовали члены дисциплинарной комиссии, судейской коллегии, представители команд и арбитры полуфинальной встречи. Получив отказ, тбилисские футболисты отправились домой, на календарную игру с одноклубниками из Киева.

Протесты по засчитанному или незасчитанному голу, определявшему исход игры, в то время рассматривались. Но как установить истину? Случай сложный. Даже в наше время при наличии множества видеокамер. Участник того матча Григорий Гагуа рассказывал, что тбилисцы предъявили арбитражной комиссии отснятый на кинокамеру спорный эпизод. Но под каким ракурсом он снят? Мяч-то переходил границу не наземным, а воздушным путем, что значительно затрудняло задачу суда. Выслушав конфликтующие стороны, протест отклонили, приняв во внимание заявление судьи Горелкина и его помощника. Они, по словам Николая Старостина, "ясно видели, как мяч минимум на полметра пересек линию ворот в воздухе и уже потом был выбит защитником".

Вообще-то послематчевые разборки проводились втайне от "широкой общественности". О протесте динамовцев мало кто знал - центральные издания сообщили о нем позже, задним числом, в преддверии событий, из-за которых я и затеял разговор.

ФИНАЛ

состоялся в срок, 12 сентября, на стадионе "Динамо" в Москве. В 15 часов 15 минут свисток куйбышевского арбитра Александра Тавельского привел в движение на мгновение застывшие фигурки футболистов.

Поле скользкое, местами покрыто лужами, мяч тяжелый - результат непрерывной 14-часовой работы небесных служб, завершивших смену незадолго до начала матча. Ненастье не остановило москвичей - на трибунах 70 тысяч человек. Не было нареканий и у футболистов: "Сталинец" захватил в Москву свою, ленинградскую погоду. "Спартак" не возражал - в то время он уже слыл командой "водоустойчивой".

На поле происходило то, что и должно было происходить во встрече соперников разного уровня. Судя по отчетам, много больше, острее и результативнее атаковал "Спартак". В том, что забил всего три мяча, виноват сам - щедро транжирил им же созданные моменты. Когда же мяч направлялся в створ, попадал он (за исключением трех случаев) в крепкие мужские объятия прекрасно игравшего вратаря Грищенко. Многочисленные его кульбиты по достоинству оценили зрители и... стойки ворот, явно симпатизировавшие голкиперу.

Первые два гола в течение десяти минут забили ленинградцы. На 5-й минуте защитник Барышев обманул своего вратаря, поймав его на противоходе. Через десять минут Ласин в отличие от своего бека сориентировался верно и тихо, но очень точно закатил мяч в нижний уголок спартаковских ворот.

В следующей 15-минутке защита "Сталинца" и особенно Грищенко ложились грудью на огневые точки противника, и все же уберечься от мощного выстрела Семенова не смогли.

После перерыва ситуация не изменилась. На 5-й минуте первого тайма в ленинградские ворота влетел первый мяч, на 5-й минуте второго - последний. 3:1.

Утомлять вас перечислением многочисленных моментов, достойных упоминания в любом мало-мальски уважающем себя отчете, не стал, так как движение носило за малым исключением односторонний характер. Но резюме, сделанным авторами репортажа Юрием Ваньятом и Константином Лемешевым, угощу.

О проигравших:

"Сталинец" играл сильнее, чем обычно, особенно в защите. Грищенко с игрой справился, Лебедев сумел довольно плотно "закрыть" Семенова (того самого, что гол забил и еще три-четыре верных смазал. - Прим. А.В.) очень сильно сыграли Ивин и особенно Зябликов. В нападении лучшим был Смагин, игравший хотя и грубовато, но создавший много острых моментов. Слабы были края, особенно Соловьев. Почему-то выключился из игры Ларионов".

О победителе:

"У "Спартака" Жмельков почти не играл, в защите лучшее впечатление оставил Вик. Соколов, так как Василий сейчас играет ниже своего обычного уровня. В полузащите Малинин и Ан.Старостинбыли сильнейшими. Протасов и Корнилов оставили бледное впечатление, А. Соколову - ведущему форварду команды - мешала грубость, Степанов переоценил свои силы и часто передерживал мяч. Семенов малотехничен".

Не везло "Спартаку" на рецензентов. Критиковать отдельных его игроков, особенно пятерку нападающих и в целом команду, выигравшую на протяжении двух сезонов все турниры внутренние и международные, стало признаком хорошего тона. И после финала, в коем спартаковцы начисто переиграли соперника, журналисты поскупились на добрые слова в адрес команды, впервые, кстати, завладевшей кубком дважды подряд. Побежденным комплиментов досталось больше.

Продолжение - стр. 11

Турнирную сетку смотрите в формате PDF