Газета Спорт-Экспресс № 132 (3810) от 15 июня 2005 года, интернет-версия - Полоса 6, Материал 2
ХОККЕЙ |
ЩЕЛЧОК Дмитрия ФЕДОРОВА |
СОБЛАЗНИТЬ И УГОВОРИТЬ
Летнее время - время отпусков. Именно это обстоятельство, по версии официальных лиц, не дает решиться главному вопросу современной хоккейной жизни: кто будет тренировать российскую команду на Олимпиаде в Турине? Все определились с тренерами до отпусков - чехи, немцы, а у нас не получилось. Еще бы! Тут такое глобальное дело проворачивалось, как раздувание плей-офф суперлиги до размеров Солнечной системы, - хорошо хоть первую лигу не вовлекли. Так что не до сборной было...
Отправная точка понятна. Национальная команда достойнейшим образом проявила себя на чемпионате мира - значит, необходимо сохранить тренерский штаб, который вывел Россию на столь передовые и уже порядком непривычные рубежи. Заусенец в этом отполированном очевидностью процессе только в том, что нужно как-то договориться с президентами "Динамо" и "Локомотива", чтобы они отпустили Владимира Крикунова и Владимира Юрзинова на Игры (первый, похоже, уже согласен). Бориса Михайлова президент ФХР Александр Стеблин уговорит поработать освобожденным тренером. И хотя Александр Яковлевич уже неоднократно "подставлял" Бориса Петровича (подставлял изысканно - как в криминальных комедиях Тарантино), соблазнить Михайлова, полагаю, удастся. Тот неоднократно говорил, что его мечта - повезти команду на Олимпиаду. Ровно четыре года назад эту мечту у него беззастенчиво украли. И поэтому сейчас Борис Петрович пойдет на риск и даже на жертвы, чтобы в каком-то виде осуществить сокровенное. Не стоит забывать, что спортивные люди - суеверны. Михайлов вроде талисмана - все российские медали чемпионатов мира (и всех достоинств) завоеваны с ним. И только с ним.
Наш хоккей славен тем, что многое решается не в официальных встречах за рабочим столом, а кулуарно. Не согласно контракту, а на устных договоренностях. Поэтому компромисс в деле совмещения постов Крикуновым и Юрзиновым в клубе и в сборной должен быть найден. Олимпиада для игроков - событие. И путь туда через клуб тренера сборной выглядит наиболее коротким. Ни москвичи, ни ярославцы, надо полагать, селекцию еще не завершили. Вот, пожалуйста, и резон!
Схема проста: Крикунов и Юрзинов присоединяются к сборной на решающих отрезках, а Михайлов с помощью верного Игоря Тузика ведет национальную команду весь сезон. Игорь Николаевич уже был помощником Бориса Петровича в триумфальном 93-м, он привык в федерации тащить ворох дел не только как вице-президент, но и как генеральный менеджер.
После такой расстановки следует всеми фибрами души болеть за то, чтобы локаут закончился и хоккеистов НХЛ до Олимпиады не допустили. Потому что если допустят, то игроки заокеанской формации Крикунова просто не поймут. Обратите внимание, я говорю не о тренерской квалификации Владимира Васильевича, о которой не вправе судить, так как это вопрос сугубо профессиональный. Я задаюсь вопросом общности понимания, видения игры.
Постараюсь объяснить свое наблюдение с помощью одного образа и одной игровой ситуации. Как раз в Турине хранится величайшая христианская святыня... Плащаница Иисуса имеет такую особенность: отпечатки лица и тела Мессии на ней четко и понятно видны не под солнечным светом, а когда Плащаница становится как бы фотографическим негативом. То есть чудо проявляется лишь под необычным углом зрения.
Предлагаю попытаться приобщиться к театральной школе Станиславского и посмотреть на события недавнего полуфинального матча Россия - Канада с точки зрения игроков, а не зрителя. Ну что, почувствовали на себе отяжелевшие от пота после двух периодов щитки, пробивающуюся после двух забитых голов надежду на то, что матч можно спасти, - почувствовали? Мы теряем на 12 минут из-за удаления центрфорварда Зиновьева. И тут, вместо того чтобы переходить на игру в три звена, что вытекает из хода встречи, Крикунов ставит в центр нападения защитника Денисова, который в силу привычки прижимается к своим коллегам по амплуа и мало помогает впереди, так как боится ошибиться. Более того, все звенья продолжают по очереди выходить в большинстве, им дается равное время - строго по секундомеру, который Владимир Васильевич не выпускает из рук, на который надеется больше, чем на собственную интуицию.
Сборная России буквально висит на воротах канадцев, но хоккеисты видят, что тренер ничего не делает для усиления игры. Хоккеисты не понимают наставника, и получается, что в самый ответственный момент противостояния они с тренерским штабом не являются единомышленниками. Это печально...
Наугад вспоминаю эпизод из матча "Колорадо" - "Детройт" более чем двухлетней давности. Холмстрем сравнивает счет. Режиссер выхватывает его крупным планом на скамейке, где он отдувается и принимает поздравления. Не проходит и минуты - он забивает повторно. Дэйв Льюис дает игроку продышаться и, почувствовав его кураж, через 20 - 25 секунд снова выпускает на лед. Это называется тренер управляет игрой и чувствует игру! Подобных случаев в НХЛ десятки!
До своего переизбрания на пост президента федерации Стеблин сказал мне, что допускает мысль об иностранном специалисте во главе национальной команды, но в то же время он уверен, что хоккейная общественность не поддержит его в подобном начинании. Убежден, хоккейной общественности, которая голосовала за плей-офф с участием 16 клубов, нет никакого дела до тренера сборной. Я бы даже не стал называть деятелей, утвердивших новую формулу чемпионата, общественностью, так как ими руководят сугубо личные, а вовсе не общественные интересы. Поэтому в перспективе выбор Александру Яковлевичу все равно придется делать единолично. Валерий Белоусов и Петр Воробьев всегда будут востребованы на клубном уровне. Остальные уже пробовались... И вообще приглашать отечественного специалиста - то же, что подкладывать под себя бомбу, в любой момент он сделает сборной прощальный жест ручкой, как Зинэтула Билялетдинов прошлой осенью, и переметнется на предложение клуба суперлиги. Потому что выгоднее!
В течение ближайшего года можно провести подготовительную работу по сбору информации, проконсультироваться и принять решение следующим летом. Категорически отметаю доводы о потере статуса великой хоккейной державы в случае призвания в качестве тренера сборной иностранца. Они допустимы от пещерных людей и для пещерных же людей. Престиж и статус страны - это ее достижения, а не чистота кровей ее наставника.
Поучителен пример географических соседей. Президент Белоруссии Александр Лукашенко имеет репутацию борца со всем западным. Известно, что хоккей - его любимый вид спорта. И вот на чемпионат мира сборную везет канадец Глен Хэнлон. Да не просто канадец, а человек из самых "вражеских недр" - из Вашингтона. Результат - Белоруссия сенсационно десятая, не пропустила ни одной шайбы в меньшинстве (а Россия больше всех - 12. - Прим. "СЭ").
Хэнлон в последнем матче с чехами взял тайм-аут для того, чтобы на глазах молодых хоккеистов устроить чествование ветеранов команды Цыплакова и Микульчика. Жизнь свела их всего на месяц. Скорее всего, их пути больше никогда не пересекутся, но тренер оказал им знак внимания. Так принято у цивилизованных людей в Северной Америке! И нашим энхаэловцам такой менталитет ближе. А наш наставник не удосужился на установке назвать хоккеистов, которые заявлены на матч. В результате Федор Федоров как-то переоделся, и уже в дверях раздевалки ему сказали, что он не у дел. Представляете, как было обидно человеку? Если мы при таком подходе берем бронзу, то что же тогда завоюем, когда тренеры начнут уважать игроков?