Газета Спорт-Экспресс № 127 (3805) от 8 июня 2005 года, интернет-версия - Полоса 3, Материал 1
ФУТБОЛ |
ТОВАРИЩЕСКИЙ МАТЧ. Сегодня ГЕРМАНИЯ - РОССИЯ |
Пауль БРАЙТНЕР
МАТЧИ С РОССИЕЙ - ВСЕГДА ХИТЫ
ДОСЬЕ "СЭ" |
Пауль БРАЙТНЕР
Родился 5 сентября 1951 года во Фрайлассинге (Германия).
Выступал на позициях защитника и полузащитника. Играл за мюнхенскую "Баварию" (1970 - 1974, 1978 - 1983), мадридский "Реал" (1974 - 1977), "Айнтрахт" Брауншвейг (1977 - 1978).
В бундеслиге провел 285 матчей (93 гола), в чемпионате Испании - 84 (10), в еврокубках - 71 (15), в сборной Германии - 48 (10).
Чемпион мира (1974), вице-чемпион мира (1982), чемпион Европы (1972). Обладатель Кубка чемпионов (1974). Чемпион Германии (1972, 1973, 1974, 1980, 1981), обладатель Кубка Германии (1971, 1982). Чемпион Испании (1975, 1976), обладатель Кубка Испании (1975). Лучший футболист Германии (1981).
АФРО
Какие бы символические сборные в Германии ни составляли, в них всегда находится место Паулю Брайтнеру - одному из самых ярких и колоритных игроков мирового футбола семидесятых - начала восьмидесятых. По немецкому телевидению и сегодня чуть ли не каждый день показывают, как Афро (так называли Пауля в семидесятых за его пышно-курчавую африканскую прическу) с пенальти сравнивает счет в финальном матче чемпионата мира 1974 года с голландцами.
Брайтнер постоянно на виду, и после окончания игровой карьеры - он один из самых авторитетных футбольных аналитиков, к мнению которого прислушиваются все. В 1998-м после отставки Берти Фогтса тогдашний президент Германского футбольного союза (DFB) Эгидиус Браун предлагал Паулю стать бундестренером, но тот после непродолжительных колебаний от престижного поста отказался.
Вообще Брайтнер - человек непредсказуемый, порой трудный в общении, у него всегда особое мнение. Из-за разногласий с DFB Пауль, например, в 1976 - 1980 годах отказывался выступать за национальную сборную. Брайтнер остер на язык, его меткие, порой жесткие выражения знают в Германии все болельщики. Так, в одном из комментариев он заявил, что "таких футболистов, как бразильцы Ратинью и Аилтон можно сколько угодно отлавливать на Копакабане с помощью лассо". Достается от Пауля, который хорошо знаком также с мадридской жизнью, и его родной "Баварии": "В этом дерьмовом клубе даже не умеют как следует отмечать победы".
Разумеется, мне давно хотелось взять у Брайтнера интервью. Но на все попытки Пауль отвечал отказом, находя множество "железобетонных" причин. Но когда я обратился к нему перед матчем Германия - Россия, Брайтнер вдруг согласился побеседовать. И был сама вежливость. Разумеется, речь сразу зашла о предстоящей встрече в Менхенгладбахе.
ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ - В МОСКВЕ
-Какое значение для Германии имеет поединок со сборной России?
- Эта игра на пути к чемпионату мира для нашей сборной, находящейся в процессе обновления, очень важна. После Евро-2004 в Португалии новый бундестренер Юрген Клинсманн ввел в команду определенное количество юных футболистов, и этим игрокам, этой молодой сборной нужны матчи, много матчей, чтобы лучше узнать международный футбол, набрать необходимый опыт. Субботний поединок в Белфасте против Северной Ирландии и встреча с Россией в среду подходят для этого идеально. К тому же игры с Россией, а ранее с командой СССР - всегда хиты сезона, самые запоминающиеся встречи для каждого игрока.
-Звучит как комплимент...
- Я не тот человек, который исключительно для того, чтобы казаться вежливым, расточает комплименты. Очень хорошо помню три или, кажется, четыре матча, которые провел против сборной СССР.
-Три. Два раза вы играли в 1972-м и однажды в 1973-м.
- Кстати, последняя встреча особенно запомнилась. И дело не только в том, что она проходила в Москве в день моего рождения - 5 сентября и мы ее выиграли - 1:0. Именно тогда я познакомился с Олегом Блохиным, против которого действовал на поле. С тех пор между нами завязались дружеские отношения.
-Помню, вы приезжали в 1989-м в Киев на прощальный матч Блохина.
- Само собой разумеется. А как забыть важнейшие игры с советской сборной в 1972-м? В Мюнхене на открытии "Олимпиаштадиона" мы победили 4:1, а спустя некоторое время в Брюсселе в финале чемпионата Европы - 3:0.
-Сейчас о том, чтобы играть в финальном матче континентального первенства, российские болельщики могут только мечтать...
- Ваша сборная сегодня в стадии перестройки - точно так же, как и немецкая. Разумеется, в команде после распада СССР не мог не произойти определенный разлом. Например, лучшие игроки киевского "Динамо", как когда-то тот же Олег Блохин, уже не могут выступать за сборную России - они играют за Украину. Взять хотя бы Шевченко... В результате в российском футболе, в вашей сборной, естественно, возникла совершенно новая и непростая ситуация. Но она меняется к лучшему. Пример тому - победа ЦСКА в Кубке УЕФА, которая, думаю, многому россиян научит, заставит изменить взгляды... С большой радостью наблюдаю, что и в России, и на Украине постепенно отступают от привычки делать ставку лишь на коллективный футбол. Сейчас все больше поддерживают игроков-индивидуалистов, что вполне соответствует современным тенденциям мирового футбола. То же самое должны, кстати, делать и немцы.
ФУТБОЛИСТЫ УЖЕ НЕ ХОТЯТ БЫТЬ ТОЛЬКО ГЕРОЯМИ ТРУДА
-А какого вы мнения о сегодняшнем российском футболе?
- Высокого. Вижу, что он так же, как в Германии, становится все более популярным, любимым в народе. Очень важно, что сегодня в России никто не заставляет людей ходить на стадион - никакая партия, никакая политическая сила. И у вас, и на Украине на футбол идут только потому, что хотят получить от матчей удовольствие. Это чувствуют футболисты, которые стараются оправдать доверие и любовь болельщиков. Не случайно такие люди, как Абрамович, другие известные предприниматели стали заниматься этим видом спорта. Он популярнее, чем все остальные, важнее для народа. Благодаря такому положению вещей футбол в России будет улучшаться. Но, чтобы держаться на международном уровне, требуются серьезные деньги. И они в России есть. Знаю, к примеру, что у вас сооружается и перестраивается много стадионов. Это тоже важный и правильный шаг.
-Футболисты в России действительно хорошо зарабатывают.
- Сейчас у вас больше никто не сражается на поле за то, чтобы стать героем труда. Каждый бьется за свои собственные деньги.
-Говорят, это одна из причин того, что российские футболисты не рвутся за границу.
- Мне известны кое-какие цифры, знаю, как оплачиваются некоторые ваши игроки. Они прекрасно зарабатывают и не нуждаются в смене клуба... Хотя, естественно, некоторые суперзвезды интересны для ведущих команд Англии, Испании, Италии, Германии.
-В России много хороших игроков, сборная почти регулярно участвует в чемпионатах мира и Европы. Но россиянам всегда было трудно пробить дорогу в бундеслиге. Почему?
- Подготовка у них единообразная, стандартная. Каждый получил одинаковое футбольное образование. Подобное наблюдалось и в ГДР. Тогда, как известно, самое главное было создать коллектив. Сегодня же каждый выдающийся исполнитель должен играть, чтобы наиболее ярко себя проявить. А это хорошо и для команды, и для него.
-Каких действующих российских игроков вы бы отметили?
- Не хочу называть конкретные имена. Надо посмотреть, какая команда, какие футболисты выйдут на поле в Менхенгладбахе.
ПОЯВЛЕНИЕ АБРАМОВИЧА В БУНДЕСЛИГЕ Я БЫ ПРИВЕТСТВОВАЛ
-Чего, на ваш взгляд, не хватает российским футболистам, чтобы добиваться на международной арене весомых успехов?
- Раньше русским командам в концовках всегда чуточку не хватало физических кондиций. В мое время - 70-е, 80-е годы - наблюдалась следующая картина: советские игроки на чемпионатах Европы и мира, в товарищеских встречах всегда начинали, предлагая максимально высокий темп. Однако после 60 - 70 минут сами же его не выдерживали и получали "нокауты". Это было удивительно... И для тех, кто противостоял вашим командам, очень важно. Мы знали, что какое-то время требуется удержать, скажем, счет 0:0, а потом соперник "рассыплется". Одно и то же происходило десятилетиями.
-Но команды Лобановского отличались прекрасной физической подготовкой.
- Это другая история. Я говорю о личном опыте. Но потом многое, естественно, изменилось. Русские тренеры, особенно с 90-х годов, начали внимательнее изучать международный футбол, стали ориентироваться на его лучшие образцы.
-Все говорят, что Роман Абрамович много сделал для "Челси". Как бы вы отнеслись к тому, что кто-нибудь из крупных российских предпринимателей вложил деньги в клуб бундеслиги?
- Я бы это приветствовал. В случае, конечно, если бы он вел себя так же, как Абрамович в "Челси". Особенно хорошо было бы, если бы новый инвестор вложил деньги не только по соображениям бизнеса, но и как футбольный фанат. Кстати, являться болельщиком и одновременно бизнесменом вполне допустимо. Ну, а Абрамович, купивший немало выдающихся футболистов, сделал для "Челси" действительно много. Причем выиграла не только команда, но и вся лига, весь английский футбол.
РОССИЯ МИРОВОМУ ЧЕМПИОНАТУ НУЖНА
-Наша сборная слабо стартовала в отборочном турнире чемпионата мира, создав себе большие проблемы. Каковы шансы российской сборной пробиться в Германию?
- В вашей, как и в некоторых других группах, все еще может измениться. Возможно, поражение 1:7 от португальцев стало своеобразной шокотерапией. Не исключаю, что именно после нее произошел определенный поворот к лучшему. Кошмар в Лиссабоне должен был растормошить игроков и всех, кто отвечает за сборную... В общем, считаю, что у русских есть реальный шанс пробиться на мировое первенство 2006 года. Более того, было бы хорошо, если бы русская сборная выступила у нас в стране.
-Почему?
- Без такого важного политического и экономического партнера для Германии, как Россия, чемпионату мира чего-то не хватало бы. На турнире с участием 32 наций Россия просто обязана присутствовать.
-Если дела сборной вызывают у россиян тревогу, то успех ЦСКА порадовал всю страну.
- Вы можете по праву гордиться командой, завоевавшей Кубок УЕФА. Но это лишь первый шаг, промежуточная станция на пути русского футбола, который, как я уже говорил, будет все лучше и лучше. Без сомнения, успех ЦСКА даст дополнительный позитивный импульс развитию спорта номер один. Русские и в Лиге чемпионов в последующие два - четыре года попадут в первую восьмерку или четверку. Для меня это совершенно очевидно.
-Вы не раз бывали в СССР. Что запомнилось кроме футбола?
- Когда мы приезжали, появлялась возможность навести какие-то контакты, чуть больше узнать о вашей стране. Впечатления, которые получали, порой не совпадали с информацией, публиковавшейся в германских газетах. И всегда было очень интересно. Не случайно же все поездки помню хорошо. Кстати, в 77-м я в очередной раз к вам приезжал - в составе "Айнтрахта" из Брауншвейга играл в Киеве матч Кубка УЕФА.
- Сувениры какие-нибудь привозили?
- Я до них не охотник... Считаю, самые лучшие сувениры - мои воспоминания, впечатления.
-Вы говорили, что дружите с Блохиным. Когда в последний раз виделись?
- Года три с половиной назад, на стыковых матчах к чемпионату мира.
-Сейчас под началом Блохина в украинской сборной играет Андрей Шевченко, который через 29 лет после Олега в свою очередь стал лучшим футболистом Европы. Кто из них сильнее?
- Трудно сказать. Да и сравнивать невозможно. Оба - каждый для своего времени - выдающиеся футболисты.
-Мир с тех пор, как играл Блохин, изменился. Как оцениваете то, что произошло?
- Политика - не моя тема.
-Говорят, лет тридцать назад вы серьезно интересовались маоизмом...
- Я уже много лет не высказываюсь о политике. Не стану делать это и сегодня.
ДАЙСЛЕР, ШВАЙНШТАЙГЕР И ЛАМ
-Поговорим о немецком футболе. Почему Германия в последнее время слабо играет против сборных ведущих футбольных стран?
- Потому, что наша команда, как я уже говорил, находится в стадии перестройки. Мы сравниваем себя с ведущими футбольными нациями и на их фоне выглядим сейчас хуже: на Евро-2004 в Португалии, например, выбыли уже после групповой стадии. Следует многое изменить, но по-прежнему ориентироваться на футбол высшего международного уровня, чтобы как можно быстрее вернуться туда, где были, - а именно на мировую вершину.
-Насколько это реально?
- Думаю, в течение четырех-пяти лет это возможно. Но завтра утром ситуация к лучшему коренным образом не изменится. Необходимо терпение. Думаю, мы на правильном пути.
-Подготовка юных футболистов в Германии сейчас хуже, чем, например, во Франции?
- Нет, нам не хватает чего-то другого... Да и трудно сравнивать. Но в любом случае при подготовке юных игроков мы должны больше ориентироваться на международные стандарты.
-Почему в последнее время в бундеслиге становится все меньше игроков мирового уровня?
- Их будет больше. Мы перестраиваемся, и я уверен, что через пару лет некоторые футболисты сборной вырастут в мастеров высшего мирового класса.
-И многие могут стать суперзвездами?
- У нас есть очень талантливые ребята. Посмотрите на Себастьяна Дайслера. Если он будет здоров, то в ближайшее время выйдет на мировой уровень. Большое будущее и у Бастиана Швайнштайгера - если, конечно, ничего плохого с ним не случится. Выдающийся талант у Филиппа Лама. В общем, молодых игроков, которые в состоянии сделать мощный прыжок, достаточно.
-Какими футбольными тенденциями может удивить грядущий чемпионат мира?
- Думаю, ничего неожиданного не будет. Нелепо от каждого большого турнира ожидать новинок в тактике или построении игры. Есть привычные схемы: 4-2-4, 4-3-3, 4-4-2... Но самое важное не цифры. Главное - какими игроками мы располагаем.
ЖЕЛАЕМОЕ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ
-Какое место стало бы для Германии успехом?
- Выход в полуфинал.
-Но согласно результатам опросов в вашей стране, очень многие считают, что команда Клинсманна завоюет чемпионское звание.
- Итоги анкет показывают скорее то, чего болельщики хотят. Если сегодня мы проведем опрос в России, очень многие тоже пожелают, чтобы Россия стала лучшей на планете. Похожие результаты получим в Италии, Португалии... Если же быть реалистом, выход в полуфинал был бы для немецкой сборной большим успехом.
-Пессимизм в стане немецких болельщиков вызвали откровенно слабые действия сборной в недавнем матче против "Баварии" в Мюнхене.
- Эта игра не имела ничего общего с той, которую немецкая сборная покажет через год.
-Но, согласитесь, без Кана, Баллака, Швайнштайгера, Фрингса, Дайслера, выступавших за "Баварию", все выглядело печально.
- Повторяю: значение той игры - ноль.
- Какие команды, на ваш взгляд, будут в Германии фаворитами?
- В настоящий момент чуть предпочтительнее шансы у Бразилии с Аргентиной.
В ВОРОТА СБОРНОЙ МИРА ВСЕХ ВРЕМЕН И НАРОДОВ ПОСТАВИЛ БЫ ЯШИНА
-Что в бундеслиге вызывает у вас наибольшее беспокойство?
- Не только меня, но и многих других тревожит, что в последние годы мало наших молодых игроков пробивается в команды высшего дивизиона.
-Многие германские клубы довольно быстро вылетели из еврокубков. Неужели команды настолько слабы?
- Не думаю. Да, наши команды рановато сошли с европейской сцены, но я убежден, что в следующем году мы будем выглядеть по-другому.
-А что больше всего нравится в бундеслиге? Что вызывает оптимизм?
- Воодушевление болельщиков, подъем, который испытывают люди на стадионах. Это вселяет надежду. Отрадно, что в бундеслиге зрительский бум. И особый интерес к матчам, да и ко всему турниру, проявляет молодежь. У нас, кстати, много великолепных, построенных специально к чемпионату мира арен, на которых со следующего сезона будут проходить матчи.
-Вы фигурируете почти во всех символических сборных мира. Какова, на ваш взгляд, идеальная команда всех времен и народов?
- Ох, трудная задача... Ну, хорошо, попробую. Вратарь - Яшин. Правый защитник - Карлос Алберто, в центре Беккенбауэр. Кто еще...
-Может быть, Мальдини?
- Нет-нет, на мой взгляд, он не относится к лучшим... А рядом с Беккенбауэром - Бобби Мур. Потом...
-Пауль Брайтнер?
- Согласен. Берем. В полузащите Пеле и Марадона, с ними Виейра - на позиции хавбека оборонительного плана. Впереди - Кройф, Мюллер и Ран.
-Ран забил два гола в финале мирового чемпионата 1954 года... Но это все равно неожиданно.
- Хорошо, тогда берем Гарринчу.
Ефим ШАИНСКИЙ |
Мюнхен |