Газета Спорт-Экспресс № 126 (3804) от 7 июня 2005 года, интернет-версия - Полоса 14, Материал 1
СПОРТИВНАЯ ГИМНАСТИКА |
ЧЕМПИОНАТ ЕВРОПЫ |
Вечером в воскресенье в Дебрецене были разыграны последние пять комплектов наград на отдельных снарядах.
На счету России оказалась одна бронза - ее завоевала Анна Павлова на бревне. Всего российские гимнасты заработали в Дебрецене шесть медалей. Из них - ни одной золотой.
ИЗ ВЕНГРИИ - БЕЗ ЗОЛОТА. ПОЧЕМУ?
Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ |
из Дебрецена |
Когда соревнования завершаются на невеселой ноте, этот вопрос - почему? - возникает неизбежно.
Почему при не столь уж впечатляющих результатах победителей высшие награды получали кто угодно, но не мы?
Почему при трех личных медалях - двух серебряных и одной бронзовой - Анна Павлова каждый раз покидала зал, опустив голову, так что оставалось тягостное впечатление, что борьбу она проиграла?
Почему двукратная олимпийская чемпионка Сиднея Елена Замолодчикова - самая опытная и титулованная из участниц чемпионата - дважды безукоризненно выполнила свои комбинации на разминке и оба раза не сумела собраться в финалах?
Почему олимпийский чемпион Атланты в командном первенстве Николай Крюков выходил на старт единственного для себя финала на коне, заведомо (это было видно по его лицу) настроившись на борьбу за бронзу?
Почему в финале на брусьях - совсем недавно коронном для России виде - впервые за много лет не оказалось ни одной российской спортсменки?
Почему, наконец, в десяти финалах на отдельных снарядах спортсмены Франции выходили на помост 13 раз, а россияне - всего семь?
ДОРОГА В ПРОПАСТЬ
Наверное, все-таки хорошо, что нарыв, созревавший более десятка лет, все-таки вскрылся - пусть и таким, совсем уж удручающим, образом. Нечто похожее уже было - в плавании, где успехи Александра Попова, Дениса Панкратова и еще пары-тройки спортсменов полностью скрывали от общественности глобальные проблемы вида спорта в целом.
Я не случайно привела в пример Францию. Девять лет назад в эту страну навсегда уезжал Дмитрий Карбаненко. Тот отъезд получился вынужденным. Дмитрий готовился к Играм в Атланте, пребывая в абсолютной уверенности, что он - в российской олимпийской команде, но за несколько дней до предполагаемого отъезда был огорошен словами главного тренера сборной Леонида Аркаева: "Ты никуда не едешь".
Я общалась с Карбаненко в Дебрецене и была потрясена его рассказом.
- Во Франции на меня смотрели, как на человека, который свалился к ним в гимнастический зал с какого-то волшебного облака, - говорил Дмитрий. - Меня не покидало ощущение, что окружающие просто не рискуют заговорить со мной. Через какое-то время я не выдержал, попросил одного из тренеров хотя бы изредка подсказывать, если, на его взгляд, я что-то делаю неправильно. Спортсмену ведь, каким бы он ни был великим, не всегда удается объективно оценивать свою готовность.
Потом до меня дошло, что та гимнастика, к которой за годы тренировок привык я, находилась для французов за гранью понимания. Ломать их менталитет пришлось долго. Объяснять, что я - такой же, как они. И руки такие же, и ноги, и голова. Так же устроены мышцы. Что нужно просто захотеть добиться результата. И работать ради этого...
Российские тренеры, массово уехавшие в самые разные страны в те же годы, тоже начинали с подобных убеждений. Помню, поначалу, встречаясь с вынужденными эмигрантами на соревнованиях, я искренне удивлялась: неужели на чужую страну можно работать так же самозабвенно, как на свою собственную? Потом поняла: можно. Тренерская профессия - выше национальности. Если человек перестает думать, как подняться еще хотя бы на одну ступень, он просто перестает быть тренером. К тому же зачастую результат был нужен не только ради удовлетворения личных амбиций, а чтобы элементарно выжить в чужой стране.
Те, кто остался в российской сборной, к тому времени давно успели понять: день, когда они позволят себе хоть в чем-то не согласиться с главным тренером, станет в их карьере черным.
Исключения случались. Но лишь когда речь шла о спортсменах, без которых нельзя было обойтись. В сборной все эти годы таких было только двое. Светлана Хоркина и Алексей Немов.
Диктатура в спорте высших достижений оправдывала себя неоднократно. Главный тренер сборной Румынии еще социалистических времен Бела Кароли и его нынешний последователь в той же сборной Октавиан Белу - диктаторы до мозга костей. У их страны не менее весомые гимнастические традиции, чем у России. Отличие заключалось лишь в одном: при безумно жесткой конкуренции там всегда соблюдали спортивные принципы - на соревнования приезжали те, кто на самом деле был наиболее хорошо подготовлен.
Наверняка у Аркаева были свои представления о том, как должен быть устроен механизм главной команды страны. И наверняка он был уверен в том, что все делает правильно. Но факт остается фактом: в какой-то момент многие его тренеры просто перестали заглядывать вперед. Им стало все равно - лишь бы не выгнали.
ЛИКБЕЗ ДЛЯ ТРЕНЕРОВ
Успехи Хоркиной на брусьях многих заставили поверить в то, что в этом виде программы у России нет и не может возникнуть проблем. Борис Пилкин, тренер Светланы, на протяжении всей звездной карьеры своей ученицы удивлял мир все новыми и новыми находками. Его система тем не менее отнюдь не была рассчитана на массовое употребление. Она годилась лишь для одной спортсменки.
В Китае считается, что если гимнастический тренер не умеет ставить основу класса на брусьях, технически наиболее сложном виде женского многоборья, - он не тренер. Такой человек никогда не попадет в сборную - может лишь передать туда своего спортсмена. На этом держатся основы всей китайской гимнастики. Точно так же, как фундамент румынских успехов заложен на доскональном использовании всего предыдущего победного опыта страны.
Румынские тренеры тоже стремились уехать на Запад, когда государственнный строй дал трещину. Но в этой стране тем не менее было сделано все возможное, чтобы любым способом задержать своих специалистов дома. Благодаря тому, что в США прочно обосновался Бела Кароли, в Румынию шел непрерывный поток информации о том, что происходит в спортивной гимнастике за океаном. Год назад на Играх в Афинах, где чемпионкой в многоборье стала американка Паттерсон, а командный финал выиграла Румыния, Кароли сказал мне в интервью: "Я рад и той, и другой победе. Но сердцем до сих пор болею за Румынию".
После развала СССР российские специалисты не случайно пользовались столь бешеным спросом в других странах. За не очень, прямо скажем, большие деньги из них выкачивали знания, опыт, прекрасно понимая, что любой спортивный успех - это прежде всего тренеры. Спортсмены - лишь производное.
В России за последние десять лет не было проведено ни одного тренерского семинара. Учиться гимнастике, стремительно уходящей вперед, было просто негде. Даже свой собственный опыт многие годы оставался невостребованным.
В Дебрецене в комбинации на ковре Карбаненко продемонстрировал потрясающую по оригинальности темповую связку: двойное сальто назад прогнувшись - сальто назад - полтора сальто вперед в кувырок. Никто из участников не делал ничего подобного - потому и привлекло внимание.
- Как ты сумел выучить такое, Дима? - допытывалась у Карбаненко Надежда Масленникова, тренер двукратной олимпийской чемпионки Замолодчиковой.
- Так меня этому еще мой первый тренер в Москве научил, - рассмеялся Карбаненко. - Вы, когда вернетесь, поговорите с ним, в одном ведь зале в Москве работаете. Он еще и не таким вещам учить умеет...
В ТЕНИ СОБСТВЕННЫХ ЗВЕЗД
У благополучной витрины российской гимнастики, в которой более десяти лет на всеобщее обозрение были выставлены Хоркина и Немов, была и другая сторона. Масштаб личности этих двух гимнастов был настолько велик, что не мог не подавлять остальных. Хотя скорее подавляло другое: и тренеры, и спортсмены прекрасно понимали, что Хоркина и Немов со своими тренерами стоят как бы особняком от команды. Что на любых соревнованиях рассчитывают прежде всего на их медали. До остальных же по большому счету нет дела. Вспомните, ведь даже Замолодчикова, выиграв два индивидуальных золота в Сиднее, осталась как бы в тени Хоркиной на все следующее олимпийское четырехлетие.
В какой-то степени Замолодчиковой, безусловно, мешали по-настоящему раскрыться травмы, но даже когда их удавалось залечить, в ее облике на помосте так и не появлялось той ауры, которая, как правило, выделяет звезд в любом скоплении людей.
Винить спортсменку в этом нельзя. Потенциальная звезда всегда нуждается в стопроцентном внимании со стороны тех, кто ее окружает. Я, признаться, часто думала: как должны чувствовать себя гимнасты, да и тренеры сборной России, зная, что руководитель команды Леонид Аркаев (он же - по совместительству - и руководитель федерации) по нескольку раз в год ездит консультировать иностранные сборные за рубеж? Например, в Грецию, спортсмены которой (в отличие от России) в Афинах без золота не остались.
Этот факт обсуждали даже в Дебрецене. Причем - иностранцы. Так стоит ли удивляться неудачам российской сборной в Афинах? Ведь сокрушительное поражение отнюдь не было несчастьем. Скорее - закономерностью.
Несчастьем можно считать то, что за десять хоркинско-немовских лет на смену этим гимнастам не пришел ни один человек, способный на стабильный долговременный результат.
Про четырехкратного олимпийского чемпиона Александра Попова однажды кто-то сказал: "Своим появлением в плавании он угробил несколько поколений спортсменов". В этой красивой на первый взгляд фразе есть печальный смысл. Когда спортсмен много лет не оставляет соперникам шансов (как те же Хоркина и Немов - в российской гимнастике), у всех остальных невольно зарождается мысль, что нужно просто подождать своего часа. Наблюдая за соревнованиями гимнастов на протяжении десятка с лишним лет, я нередко слышала в адрес того или иного спортсмена: "Молодой еще. У него все впереди".
Более порочного в своей сути убеждения в современном спорте, пожалуй, нет. Маленьких спортсменов - уж если они вышли на взрослый уровень - не бывает. За каждый шанс нужно быть готовым хвататься зубами - и выдирать его в свою пользу. Нужны примеры? Та же американская женская гимнастика или фигурное катание. Скажи любому американцу, что в 14 - 15 лет рано претендовать на олимпийское золото, - не поймут никогда.
В Дебрецене, кстати, наиболее драматичным финалом стал заключительный - на перекладине у мужчин. Победитель был как бы известен заранее - олимпийский чемпион на этом снаряде Игор Кассина. Дело даже не в титуле. Как справедливо заметил главный тренер румынской сборной Октавиан Белу, судьи рассматривают не визитные карточки, а упражнения. В этом смысле громадный, мощный Кассина был вне всякой критики. Он выступал предпоследним, и оценка 9,737 практически гарантировала ему золото.
Аккурат в то время, когда итальянские тренеры прыгали возле помоста, по очереди сжимая Кассину в объятиях, а два моих итальянских соседа по трибуне ломанулись через чужие спины и колени к барной стойке, к перекладине вышел немец Фабиан Хамбюхен. Почти ребенок, год назад выступавший в юниорской категории.
Результат вы, наверное, уже знаете. Именно Хамбюхен стал чемпионом Европы.
Уверена, Сергей Хорохордин, лидировавший в многоборье до шестого, заключительного вида и оставшийся в итоге без медали вообще, запомнит этот чемпионат на всю оставшуюся жизнь. Теперь, когда эмоции улеглись, нельзя не признать, что золото было более чем реально. Тренеры потом объясняли мне, что, если бы Сергей облегчил заключительную связку и вместо двойного сальто с двумя винтами оставил один пируэт, у него не было бы никаких проблем с чистым приземлением. И баллов, скорее всего, хватило бы минимум на серебро.
Хорохордину, как признался он сам, такой вариант даже не пришел в голову...
И все же чемпионат Европы принес неоценимый опыт. Если свести его суть к нескольким фразам, получатся как раз те, которые девять лет назад Карбаненко адресовал французам: "Мы не хуже других. Нужно просто захотеть добиться результата. И работать ради этого".
Чемпионат Европы. Дебрецен. "Феникс-Холл". 5 июня. Женщины. Бревно. 1. Каталина Понор (Румыния) - 9,737. 2. Марин Дебов (Франция) - 9,487. 3. Анна ПАВЛОВА (Россия) - 9,325.
Вольные упражнения. 1. Изабель Северино (Франция) - 9,575. 2. Сюзанн Хармес (Голландия) - 9,375. 3. Эмили Лепеннек (Франция) - 9,337... 6. Юлия ЛОЖЕЧКО - 8,962... 8. Елена ЗАМОЛОДЧИКОВА (обе - Россия) - 8,475.
Мужчины. Прыжок. 1. Евгений Сапроненко (Латвия) - 9,693. 2. Филип Янев (Болгария) - 9,593. 3. Разван Селариу (Румыния) - 9,568.
Брусья. 1. Мануэль Карбальо (Испания) - 9,712. 2. Ян Кучера (Франция) - 9,587. 3. Митя Петковчек (Словения) - 9,537.
Перекладина. 1. Фабиан Хамбюхен (Германия) - 9,750. 2. Игор Кассина (Италия) - 9,737. 3. Валерий Гончаров (Украина) - 9,687.