Газета Спорт-Экспресс № 126 (3804) от 7 июня 2005 года, интернет-версия - Полоса 12, Материал 3
АЛЬПИНИЗМ |
Юрий КОШЕЛЕНКО: "ЙЕТИ НЕ ВИДЕЛИ, НО РАЙОН АБСОЛЮТНО ДИКИЙ"
Как уже сообщал "СЭ", российско-американская экспедиция в составе Юрия Кошеленко, Николая Тотмянина и Карлоса Булера предприняла попытку покорить пик Менлунгтзе (7181 м) в районе Ронгшар в Тибете. Однако дойдя по Северной стене до высоты 6500 м, альпинисты по объективным причинам были вынуждены прекратить работу. Вернувшись в Москву, идейный вдохновитель и организатор экспедиции Юрий Кошеленко дал интервью корреспонденту "СЭ".
РОДИНА ДАЛАЙ-ЛАМ
-До вашей экспедиции никто из россиян в этом районе не бывал. Что вы знали о Менлунгтзе?
- Я тоже эту гору не видел, но в солидных альпинистских изданиях нашел сведения о ней. Пик открыл Эрик Шиптон, знаменитый английский альпинист. Он проводил разведку в районе Ронгшар и увиденную им вершину в верховьях долины Менлунг окрестил Менлунгтзе. Местные называют ее Джогоборо - Спина лошади. Она расположена недалеко от Чо Ойю. Не менее известный британский восходитель Крис Бонингтон организовал туда три или четыре экспедиции, прежде чем одна из команд сделала первовосхождение на Западную вершину (7135 м). После этого Бонингтон решил, что там живут йети, и собрал еще несколько экспедиций для их поиска. Не знаю, как там с йети, но район абсолютно дикий. Например, когда мы начали спускаться с привала в Ронгшар, то всего через полчаса на высоте 4800 м увидели на дороге снежного барса.
-Как вы добирались до базового лагеря?
- Обо всех перипетиях не буду рассказывать, скажу лишь о самом интересном. Для акклиматизации мы две ночи провели в Шигаре на высоте 4200 м. Это Тибет, там расположен монастырь, из которого вышло пять далай-лам. В этом месте какая-то удивительная аура. Я в третий раз туда прихожу, и неизменно меня потрясает эта атмосфера. Монастырь был полностью разрушен китайцами, но сейчас потихоньку восстанавливается. Та вот, после двухдневной остановки в Шигаре начался главный трекинг в базовый лагерь. Сложность заключалась в том, что яки и погонщики из одного селения ни в коем случае не должны заходить на территорию другого, иначе дело может дойти до кровопролития. Приходилось добираться на перекладных. Порой сидим, ждем, приходят якмены и сообщают, что пути до следующего селения - два дня. А на самом деле - несколько часов. Или еще такой фокус: яки, мол, потерялись, и они их ищут. А яки спрятаны за соседним холмом. Понимали, что мы никуда не денемся, и таким образом набивали цену. Вообще-то они не такие уж и плохие люди, но у них мало возможности заработать, вот и идут на различные уловки. Из-за этого мы от границы с Непалом до базового лагеря добирались десять дней.
ИНДИЙСКИЙ ОКЕАН НА ВЫСОТЕ 4800 м
-Где был установлен базовый лагерь?
- Красивее места я в жизни не видел. Высота 4800 м, вокруг четыре озера, самое большое называется Индийский океан. Когда мы пришли, оно было подо льдом, впору на коньках кататься. Но за несколько дней все растаяло. Озеро лежало справа, чуть впереди от базового лагеря, а слева спереди - наша стена. Кажется, просто из земли растет - огромная, полнеба закрывает. Если сверху срывается лавина, то пролетает километр, не касаясь стены. Когда летит, ничего не слышно, а как только услышишь звук - она уже перед тобой. Иногда снежная пыль долетала до базового лагеря, а ведь до него от стены два часа хода было.
-Альпинисты рассказывают, что в базовом лагере их нередко посещают представители местной фауны. Вы кого-то видели?
- Район удивительный, там водятся все животные, которые в Непале занесены в Красную книгу: фазаны, павлины, ушастые зайцы, дикие козлы, барсы... А чуть ниже, где начинается ущелье, живут два вида обезьян - красные и белые.
НОЧЬ НА УЗЕНЬКОЙ ПОЛОЧКЕ
-В коротких сообщениях из Тибета вы писали, что у вас были трудности с выбором маршрута. Мол, в поисках его вам даже пришлось обойти гору.
- Нет, мы не замкнули кольцо, граница помешала. Первоначально планировали подняться на главную вершину с выходом на Восточную стену, но на ней висел огромный серак (ледяная глыба. - Е.Р.) в форме раскрытой книги. Он уже наклонился в сторону нашего предполагаемого маршрута, и если бы упал, то перекрыл бы все на своем пути. Поэтому мы выбрали маршрут на Западную стену - технически более сложный, зато безопасный.
-Можете его описать?
- Это современный маршрут, раньше такой набор технических трудностей альпинисты не лазали. Начинался он с ледового каскада шестой категории сложности. Это замерзшая речка, напоминающая трубы органа. Очень сложно организовать страховку. Перепад высот - 200 м, а по протяженности - 250 м, приходилось вписываться в рельеф. В первый день пролезли шесть веревок и установили лагерь на отметке 5200 м. Веревки у нас были длинные, по 60 м. Второй лагерь разбили на 5500 м, откуда начиналась самая сложная часть маршрута. Нам пришлось преодолевать скальный треугольник, ограниченный справа ледовой рампой. Но если на маршруте было трудно, то повезло с ночевкой. Там был скальный карниз, а под ним - или выдуло, или от солнца снег испарился - оказалась естественная ниша. Достаточно просторное, чтобы поставить палатку, и абсолютно защищенное место под скальным карнизом. Мы были так счастливы, что ничего делать не надо, что все готово. Назвали наш третий лагерь "отель Менлунгтзе".
-С маршрута вы передавали, что четвертая ночевка была невероятно сложная, и после нее начались неприятности. Что произошло?
- Да, четвертая ночевка на высоте 5900 м оказалось очень тяжелой. Во льду вырубили полочку шириной 40 см, с которой палатка сползала. Мы побоялись, что порвем ее, и поэтому просто накрылись палаткой. Тут пошел снег, прямо на нас понеслись лавины. Заряды следовали друг за другом каждую минуту. Мы с полочки съезжали, но поскольку были на самостраховке, забирались обратно и усаживались, прижавшись друг к другу Так провели ночь.
-Снег-то хоть сухой был?
- Было такое впечатление, что мимо проехала снегоуборочная машина и все на тебя вывалила. Мы вымокли до нитки и замерзли.
-Какая в эту ночь была температура воздуха?
- Там она не имеет особого значения, потому что на таком ветру даже при небольшом морозе легко превратиться в сосульку. К тому же мы практически были без еды, так как не могли в этих условиях ничего приготовить, только попить воды вскипятили. Кое-как поели всухомятку. После такой ночевки мы не столько отдохнули, сколько устали, так как всю ночь боролись за жизнь.
ЕДИНСТВЕННОЕ ЛЕКАРСТВО - БЫСТРО ВНИЗ
-А ведь впереди у вас был один из самых сложных участков. Силы еще оставались?
- Утром встал, подошел к стене, взялся за зацепки, почувствовал, что могу, и полез. Очень быстро пролез полную веревку. Это была вертикальная скала, на ней куски льда, снега и снежные грибы висят. На них никакой страховки нельзя сделать - совсем не держат. Чтобы продвигаться вперед, надо засовывать руку в этот сугроб или цепляться за трещинки в скале... Очень тонкое, сложное лазанье - техника "бабочки" называется. Вторая веревка была чуть полегче, а потом пошел нормальный рельеф. На пятый день мы вышли на гребень, на высоту 6200 - 6300 м.
-Сколько веревок в общей сложности вы к этому времени преодолели?
- До 6200 м - 30 веревок. На шестой день - еще три. Но до этого была пятая ночевка, очень холодная, и утром, когда я уже надел "кошки", почувствовал недомогание. Причем серьезное - сильно сдавило грудь. Я остался на биваке, принял лекарства, а ребята провесили те самые три веревки. Хотел было к ним выйти, но понял, что лучше мне полежать немного. Сам поставил палатку, потом сделал себе уколы. Когда ребята вернулись, мы связались с врачом экспедиции Александра Абрамова, которая работала на Эвересте, рассказали симптомы. Все медикаменты, которые мне посоветовали, применяются при отеке легких. Карлос Булер принялся обзванивать своих знакомых американских врачей. Дозвонился до какого-то светила высотной медицины, тот дал подробную консультацию и в конце сказал: "Передай ему, что он не умрет".
-А сами-то вы что чувствовали? Ведь в горах такое недомогание через несколько часов может привести к летальному исходу.
- Я видел, что происходит с человеком, когда у него на высоте начинается отек легких. Через пару часов он выкашливает все свои легкие - вокруг палатки как будто рыбу почистили, - и человека нет. В такой ситуации самое лучшее лечение - скорее вниз.
-И как вы спустились в таком состоянии?
- Во время спуска я себя нормально чувствовал: когда мобилизуешься, болезнь отступает. Через сутки пришел в базовый лагерь, и там мне стало плохо. Пришлось поколоться, карбоксилаза - хороший препарат.
-Булеру не было обидно, что пришлось прекратить восхождение? Ведь в 1999 году у него уже была неудачная попытка покорить Менлунгтзе.
- Да он рад был такому повороту событий. Честно признался, что подошел к пределу своих возможностей.
АЛЬПИЙСКИЙ СТИЛЬ - ЭТАЛОН КАЧЕСТВА
-Насколько я понимаю, вы поднимались в альпийском стиле, свободным лазаньем. Как это выглядит?
- Такое лазанье - эталон качества у альпинистов. Мы не вешали предварительно веревки, все участки преодолевали ходом. Не было адаптации, не было времени отдохнуть, переориентироваться. Без высочайших профессиональных качеств и напора в альпийском стиле маршрут не пройдешь.
-Он позволяет двигаться очень быстро. Что в такой ситуации можно и нужно взять с собой?
- Надо точно рассчитать, сколько дней на стене придется провести, и взять все необходимое для жизни. Это современные ледорубы, которые надеваются на обе руки, "кошки" для ног, еще кучу разного железа тащишь. Рюкзаки у нас килограммов по 20 весили. Большое значение имеет одежда. По нашему заказу на фирме БАСК сделали облегченные пуховые мешки, которые назвали "нога Кошеленко", потому что они доходят только до груди. При свободном лазанье руки должны быть голыми, а уж если необходимы перчатки, то такие, в которых можно лазать по скалам. БАСК нам предложил три варианта, и все они прошли на ура: руки в них не мерзли, они не рвались и не намокали.
-По вашим подсчетам, вам не хватило 15 веревок, чтобы взойти на вершину. Как оцениваете восхождение?
- По современным международным стандартам, мы сделали маршрут на стене протяженностью 1800 м. Все технические сложности были преодолены. Так что считаю экспедицию в целом успешной.
-Повторить восхождение, чтобы все-таки взойти на вершину, не собираетесь?
- Если попадем в этот район еще раз, то пойдем либо по другому маршруту, либо, скорее всего, на другую вершину - Гяуришанкар, которая долго считалась высшей точкой мира, пока не открыли Эверест. Я пытаюсь начать реализацию проекта освоения диких районов, их еще очень много на земле. Хочется, чтобы об этих белых пятнах побольше людей узнало.
-Но ведь это дорогое удовольствие, а альпинисты - отнюдь не богачи.
- Сейчас появился новый тип бизнесменов, которые берут на себя функции, ранее выполнявшиеся государством. Они понимают, что это необходимо, и сами предлагают помощь. Мне, ростовчанину, помогает наш завод "Ростсельмаш". Суммы выделяются, конечно, не какие-то сумасшедшие, но хватает, чтобы начать процесс.
Елена РЕРИХ