Газета Спорт-Экспресс № 125 (3803) от 6 июня 2005 года, интернет-версия - Полоса 3, Материал 1
ФУТБОЛ |
ЧМ-2006. Отборочный турнир |
Группа 3 |
РОССИЯ - ЛАТВИЯ - 2:0 |
ЧТО ЧУВСТВОВАЛ ОВЧИННИКОВ, ЗНАЕТ ТОЛЬКО ОН
Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ |
из Санкт-Петербурга |
БЕЗ ФАЛЬШИ
Ощущение надежды - одно из самых острых и приятных ощущений, сопутствующих смене тренера сборной. Никто не знает в этот момент, что будет. Зато все помнят, что было. И всем кажется, что было плохо, а будет непременно хорошо. Так уж мы устроены.
В субботу забрезжила очередная надежда. Как всегда, чертовски приятная, несмотря на то, что цикличность, с которой она появляется и исчезает, могла если и не убить, то здорово подорвать веру во что угодно. Однако у оптимизма свои законы. Все новое они требуют считать позитивным до тех пор, пока оно само себя не дискредитирует. Так было раньше, следовать этим правилам придется и сейчас.
Одержана, несомненно, важная победа над Латвией. Но назвать ее красивой язык все же не повернется. Да и очень уверенной, пожалуй, тоже. Игра от сердца, горящие глаза и открытые лица на поле "Петровского", безусловно, присутствовали. Но все это мы видели и раньше, причем при схожих обстоятельствах, связанных с приходом нового тренера. В таком случае на чем базироваться этой нашей новой, уж не знаю, какой по счету, надежде? Во что нам должно вериться после презентации Юрием Семиным обновленной российской сборной?
Сформулировал бы это следующим образом. Все, что происходило с момента сбора российской команды в Бору по настоящее время, оставило ощущение абсолютной адекватности. Именно так тяжко должна была играть сборная, впервые вышедшая на поле в обновленном составе. Именно таким должен быть исход поединка России и Латвии, учитывая их объективную силу в настоящее время. Именно такая поддержка нужна нашей сборной в домашних матчах, и именно такими словами тренерам на пресс-конференциях следует оценивать своих подопечных в подобных случаях. Ни в чем не было фальши.
А раньше, получается, была? Прямо вот так сразу, в первых же матчах сборных Романцева, Газзаева и Ярцева?
Не будем лицемерить: и тогда поначалу была радость от успехов, вполне сопоставимая с нынешней, семинской. И разглядеть признаки грядущих бед было решительно невозможно, как невозможно установить, имеются ли они сейчас. И не в победном ли отклике команды на смену тренера все дело нынче - тоже с уверенностью не скажешь. Потому и написал в начале: самое сладкое - надежда. Уверенности-то пока - никакой...
Все, на что можно отважиться сейчас, - это аккуратное и бережное выявление каких-то новых системных штришков, которым надлежит со временем стать главными принципами национальной команды. Что случайно, а что закономерно, проявится позже. Гадать, конечно, вправе все и обо всем, но ранних выводов, предвестников столь хорошо знакомой нам безнадеги, хотелось бы избежать. Правда, что делать с предчувствиями, абсолютно неясно. А они, шельмецы, - хорошие.
СЮРПРИЗЫ НА СТАРТЕ
Едва раздали стартовые протоколы, рука потянулась к бумаге и ручке - нарисовать игровую схему, которую изобрел Семин. Рисовалось не вдруг и не сразу: и так можно было истолковать замысел тренера, и эдак. Остановились с коллегой на паре вариантов и сошлись во мнении, что по персоналиям состав нам нравится. "И мне нравится! - сказал сосед-журналист, приехавший из Латвии. - Верпаковский в вашей защите дырок-то понаделает". Жизнь показала, что правыми оказались мы с Семиным, а не латышский коллега с Верпаковским. Знай наших!
А на разминке упакованный в тренировочную кольчугу Овчинников разогревал Акинфеева. Конфликтовать из-за поста номер один с Романцевым и Гершковичем, втихую саботировать вызовы в сборную Ярцева, дождаться прихода в команду почти родного Семина, после чего уступить место в воротах 19-летнему коллеге - вот судьбина-то! Но разве скажет кто-то, что Акинфеев сейчас хоть на йоту менее достоин звания первого вратаря сборной? Нет. Быть может, и не более, но ведь и не менее! Семин данной ему властью главного тренера сделал выбор. Что чувствовал при этом Овчинников, знает только он сам. Но если достанет у ветерана тренерской адекватности и мудрости взрослого мужчины, то поймет вратарь: дело не в том, что Акела постарел и промахнулся, а в акинфеевском таланте. И в удаче Семина, у которого есть возможность выбирать лучшего не из прочих, а из лучших.
Еще один сюрприз основы - Семшов. Третий раз он сыграл в сборной на своем месте, в центре полузащиты. И впервые - в официальной игре (до этого были товарищеские матчи со шведами и белорусами). "Локомотив" никогда громогласно не претендовал на Семшова, которого молва в какой только заметный клуб премьер-лиги не сватала. Но вот наступает час "X", и "тихушник" Семин ставит торпедовца в стартовый состав, причем погоды тот на поле абсолютно не портит. Выходит, видел, ценил его и раньше в отличие от предшественников?
Впрочем, это не является подтверждением тренерской адекватности, а свидетельствует скорее об особенностях семинского кадрового подхода, которые есть у любого тренера. Обратите внимание: руководствуясь этим подходом, бывший тренер действующих чемпионов страны выпускает в "старте" лишь одного человека из своей бывшей команды. Это что, антипротекционизм такой или неверие в недавних подопечных? А может, все та же тренерская незашоренность и адекватность?
РАЗНОБОЙ
Командной игры у сборной России не было - в этом хотя бы самим себе мы обязаны признаться. Отбор был, дриблинг отдельные игроки использовали, кто-то бил, кто-то бежал, но вся вместе конструкция работала довольно расхристанно. Для этого даже не нужно придумывать оправданий: причины на поверхности. И вот тут-то впору проявиться одной из главных наших надежд - на усердную и вдумчивую тренерскую работу по созданию полноценной команды. То есть на то, что в последнее время в сборной отсутствовало.
Сужу не по процессу - по результату. Команда Ярцева играла в разнонаправленный футбол вплоть до самой отставки тренера. То есть после его полуторалетнего пребывания у руля сборной. Хотя идеи у Ярцева были - например, он делал одно время ставку на принцип клубных блоков. С блоками в итоге не сложилось. Но вот почему - об этом пока никто не сказал. "Игроки должны нести ответственность за результат", - эта фраза после португальских 1:7, помнится, звучала не раз. А вот каковы технические причины несыгранности сборной, долгое время оставалось неясным. Водопады травм, тупость футболистов, неспособных воспринять передовые методики тренера, недостаток усердия в освоении ими науки тактики или маленькие премиальные за победу над Лихтенбургами и Люксенштейнами - неужели в них было все дело?
Не зная опять-таки нюансов самого процесса, выскажу частное и субъективное мнение. Со стороны в какой-то момент показалось, что роль Ярцева в сборной свелась к роли этакого ротного старшины, следящего за чистотой и порядком во вверенном ему подразделении, за образцовой заправкой одеял и соблюдением всяческих уставных церемоний и традиций. Но боевая подготовка, без которой рота не сможет самого главного - воевать, оказалась в загоне. Либо же материал на занятиях излагался недоступным для большинства бойцов языком. В результате в решающие моменты учений подразделение выглядело подтянуто, действовало молодцевато, но бестолково.
Так же, как, повторюсь, выглядела и Россия против Латвии в большинстве эпизодов. К 20-й минуте, скажем, наши сделали три прострела в штрафную после острейших фланговых проходов, и ни один из них не дошел до адресата. Причем вовсе не из-за сверхнадежности латвийской защиты. В памяти не осталось ни одного отшлифованного российского стандарта, ни одной нацеленной подачи с углового, какие умеют делать Лоськов на Евсеева или Карвалью на Березуцких. Апофеозом несогласованности стал штрафной на 50-й минуте, когда Аршавин откинул для удара мяч Лоськову, а тот этого не только не ждал, но даже не видел.
Кроме того, вы могли бы с уверенностью назвать в российской команде одного стопроцентно лучшего футболиста? Арифметически - по сумме участий в голевых атаках - им стал Аршавин, но по общей полезности на протяжении всей игры, выделить кого-то, согласитесь, сложно. У всех, не считая Акинфеева, было много ошибок, помарок, неточностей. Много непонимания.
И вовсе не случайно оба гола организовал питерский блок. Уверен, дело тут не только и не столько в родных стенах или отменной форме Аршавина, Кержакова и Быстрова, что само по себе довольно спорно. И не в эффективности блочной системы, безуспешно насаждаемой при Ярцеве. Дело в обычной сыгранности хорошо знакомых друг с другом футболистов, которой у других просто нет. А Семину надо сделать так, чтобы она появилась.
Как? Ему виднее. Ему и президенту РФС Виталию Мутко. Строго говоря, путь тут один: изыскивать время для расширенных или дополнительных сборов и - тренироваться. Отто Рехагель, например (российских тренеров скоро, наверное, будет "штырить" и "колбасить" от фамилии этого тренера, которого им постоянно ставят в пример), настоял на сжатии концовки греческого чемпионата - переносе трех последних туров - на 4 дня для усиленной подготовки сборной Греции к матчам с турками и украинцами. Ясно, что греки не кроссы будут бегать в это время, а превращаться под руководством Рехагеля в еще лучше отлаженную игровую машину.
КАПИТАН КОРАБЛЯ
Но если блюсти объективность по поводу нашей несыгранности, то следует быть правдивыми и в другом: в лице Семина мы получили специалиста, способного управлять сборной, если так можно выразиться, на ходу, в движении. Семин бесспорный хозяин в своей капитанской рубке, умеющий, когда надо, идти галсами, менять скорость хода, управляться с футбольными брамселем и бом-брам-стеньгой. В матче с Латвией сборная России предстала настоящим трансформером, несколько раз изменив расстановку игроков по линиям. А во втором тайме стало казаться, что либо Аршавина, либо Кержакова пора менять. У обоих выросло число потерь и снизилась острота действий.
Но Семин все ждал чего-то, все не выпускал разогретый ближайший резерв - Павлюченко и Сычева. И дождался - питерское трио фактически сделало результат. Чутье? Везение? Или вера в установку активнее рвать латвийские фланги, где оба защитника уже имели по желтой карточке? Если третье, то учтите: первый гол был забит как раз после того, как Исаков из страха быть удаленным не стал фолить на Кержакове, совершавшем свой предголевой рейд.
И последнее, пожалуй. Раньше как-то не доводилось видеть, чтобы один из тренеров во время матча специально бежал на противоположную сторону поля с наставлениями для игрока. А вот Бородюк у Семина в субботу к Быстрову бегал и, по меткому выражению Палыча, "вносил коррект". Видимо, удачно, ибо такой кульбитище, какой совершил Быстров, когда зарабатывал пенальти, без тренерского "корректа" ему вряд ли покорился бы.
Хорошо бы теперь всей нашей сборной с подачи нового главного сделать еще и небольшой "ориент". В направлении ЧМ-2006 в Германии.